0

Поделиться

21 Дек 2017 г.

Дербент, 7 магал, кв. 127, д. №10

«Джума-мечеть», возведённая в VIII веке, является одной из древнейших действующих мусульманских культовых сооружений в мире и является объектом культурного наследия федерального значения.

Согласно историческим данным, весной 732 года огромное арабское войско под предводительством Масламы ибн Аба-ал-Малика, которого местная историческая хроника «Дербент-наме» и народные предания называют Абу Муслимом, появилось у стен Дербента, которым в тот период владели хазары. В результате длительной осады Масламе удалось покорить Дербент лишь в 735 г. Он обратил население города в ислам и построил «Джума-мечеть» для совершения общего намаза. Разделив город на кварталы, Маслама поселил в них арабских жителей из Ближнего Востока и Азии. Он обратил население города в ислам и построил «Джума-мечеть» для совершения общего намаза.

«Джума-мечеть» представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание площадью 2100 м2, расположенное в верхней части города. Это целый комплекс, состоящий из собственно мечети, медресе, трех арочных ворот, ведущих во двор, а также жилого здания для духовенства и бывшей мусульманской школы.

В центре двора мечети находится родник (булаг). Построенный в виде арочной ниши стрельчатой формы из шлифованного камня-ракушечника, он используется для омовения по сей день. Двор «Джума-мечети» большую часть года утопает в зелени. Пять огромных платанов, возраст которых превышает 800 лет, украшают его. Испокон веков среди народа бытует множество легенд относительно этих зелёных великанов.

Перед центральным входом в здание мечети между платанами врыт каменный столб в форме цилиндра высотой около 1,3 метра и диаметром 0,5 м, предназначение которого до сих пор не выяснено. Одни считают, что в древности территория комплекса «Джума — мечети» была языческим капищем и этот столб следует отнести к атрибуту языческого культа. Согласно другой версии, этот столб мог быть древним календарем. Также существует легенда, что под каменным столбом закопано 7 батманов (мера веса, прим. в 7,7 кг) глаз, которые выкалывал Надир-шах, чтобы продемонстрировать свою суровость.

Во двор комплекса ведут ворота стрельчатой формы, традиционной для дербентской архитектуры. Самые большие и древние ворота расположены на восточной стене комплекса, которая считается сохранившимся участком одной из поперечных стен города. Над воротами, со стороны двора, в кладке имеется надпись на персидском языке: «Шахиншах века шах Аббас, которому сто Искандеров были слугами. Сколько дворцовых слуг у него во Вселенной! Такой шах, чья голова до небес. Возобновил ремонт этих ворот [и] счастьем Шахиншаха [это] осуществилось. По его [же] приказу возобновлен ремонт Второй стены Искандера. Дата тысяча восемнадцатый год хиджры». Верхние южные ворота предназначены для совершения намаза женщинами. В южном крыле проводятся также религиозные обряды. Форма куполов, оцинкованных железом,– шлемовидная. Поскольку «Джума-мечеть» является культовым сооружением мусульман, исповедующих шиизм, то над каждым из куполов возвышается ладонь.
В 1368 году в результате произошедшего землетрясения колонны внутреннего помещения наклонились, и под их тяжестью разрушилась северная стена со стороны центрального входа. Впоследствии её восстановил Таджетдин ибн Муса Аль – бакуви вместе со своим сыном.

С западной стороны «Джума-мечети» находится двухэтажное медресе. Оно состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам, 13 келий (худжр) для учеников. Перед входом в каждое из них устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад в виде аркады из тесаного камня. Ежегодно с 1 июня медресе начинает функционировать. Обучение девочек и мальчиков раздельное.

По своему архитектурному облику мечеть напоминает раннесредневековую византийскую базилику, что послужило основанием для выдвижения гипотезы о её христианском происхождении. Её внутренний интерьер, украшенный персидскими коврами, чёрными и красными знамёнами, поражает своей грандиозностью. В центре расположен большой минбар с резным орнаментом и священными именами двенадцати имамов. Свод здания опирается на сорок колонн, разделяющих здание на три длинных нефа. Стрельчатые арки между колоннами перекинуты поперек нефов. Каждая секция боковых нефов перекрыта полуциркульными, а среднего нефа – зеркальными сводами. В южной стене зала устроен михраб (ниша, указывающая направление в сторону священного города Мекки), расписанный декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана. Купольный зал освещается тремя окнами в южной стене и четырьмя проемами размером 0,95 х 0,65 м в нижней части купола. Стрельчатая часть внутреннего убранства восточных ворот украшена орнаментом. Двупольные железные двери имеют стрельчатую форму и отделаны орнаментом из двух изготовленных из проволоки восьмиконечных звезд, заключенные в круг. Одновременно «Джума-мечеть» вмещает 6000 человек.

В 1930 г., мечеть была закрыта в ходе атеистической кампании, развернутой по всему СССР. С 1937 г. перестроена в городскую тюрьму. В 1943 году она была возвращена духовенству.

С 1944 года возобновлена церемония траурных дней Ашуры, проводимая шиитами ежегодно в месяц Мухарамма в знак траура по имаму Хусейну (внуку Пророка Мухаммеда), убитому в битве при Кербеле. В эти дни дербентские шииты ходят в мечеть, раздают милостыню и сладости. Женщины оплакивают имама и его сподвижников, а мужчины проводят ритуал «Шахсей-вахсей» при помощи специальных плетей в виде цепей.

 

Путеводитель по Дербенту. Как туристу провести время в древнем городе

Виртуальный 3D-тур

Дербентская Джума-мечеть на карте:

скрыть карту
0

Поделиться

21 Дек 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие объекты

  • Ханская баня

    Сводчатые бани являются одной из достопримечательностей Дербента. Баня служила не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия...

  • Крестовокупольный храм

    Археологические исследования показали, что сооружение, строго ориентированное по сторонам света, является крестово-купольным христианским...

  • Ворота Дубары-капы

    Дубары-капы - четвертые от цитадели из сохранившихся ворот на южной городской стене. Они вели в нижнюю (вторую) часть города - Дубара

  • Ворота Даг-капы

    В народе Даг-капы называли горскими, потайными, запасными и даже воротами беглецов или позора. Дело в том, что один из правителей Дербента...

  • Ворота Кала-Капы

    Кала-капы – первые ворота от цитадели на южной городской стене. В отличие от других ворот они ведут не в город, а  непосредственно к входу...

  • Бала-мечеть

    Бала-мечеть расположена в верхней части города Дербент, недалеко от ворот Орта-капы,

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля