Арочные строения на обрыве вершины Беквета
Поделиться
13 Янв 2018 г.
Среди достопримечательностей Гумбетовского района, притягивающих туристов как магнит, каменные арочные строения на скалистом обрыве вершины Беквета, расположенной на территории поселения Мехельта.
К северу от данных сооружений в небо упираются башни железного века – трансляционная телевышка и вышки сотовых операторов и других служб.
Но для любителей старины, ценителей культуры народов Дагестана, которых привлекают «пыльные развалины», исторические памятники, свидетели прошедших лет и столетий, больший интерес представляют средневековые башни, мечети, дома и другие объекты материального и культурного наследия предков.
Арочный загон для скота, сооруженный мастером и фермером в одном лице, мехельтинцем Магомедом Гаджихмаевым прямо на краю пропасти, оказывает большое эстетическое воздействие на гостей.
Каменщик, каменотес, столяр, мастер на все руки, труженик гор Магомед Гаджихмаев из селения Мехельта Гумбетовского района всегда засучив рукава участвовал в общественных работах.
Исторически горцы Дагестана занимались аграрным сектором экономики, в крупных населенных пунктах были развиты ремесла и торговля. Террасное земледелие и садоводство Дагестана вызывало восхищение у путешественников и исследователей, которые оставили восторженные отклики о данном виде деятельности. Если все дороги Римской империи вели в Рим, и они были прямыми, то перед горцами стояла задача не менее сложная – строительство дорог и троп по скалистым, труднодоступным местностям альпийских лугов.
Магомед Гаджихмаев тоже строил дороги в Нагорном Дагестане. Мастер соорудил дорожное полотно из Мехельты до местностей Гацуб и Энчедахаб, в которых содержался колхозный скот.
Но больше всех работ Гаджихмаева запомнился и сохранился до наших дней крытый арочный загон для скота, возведенный им на краю обрыва в одиночку. Мастер использовал принцип рычага, который, по теории некоторых исследователей, широко применялся при строительстве египетских пирамид. Благодаря такому инженерному замыслу Гаджихмаеву удалось без посторенней помощи построить объект, вмещающий до тысячи голов МРС. Огромные камни скального происхождения каменотес обрабатывал сам и соорудил из них стены и монолитную крышу, подпираемую каменными арками.
До сих пор арочный каменный комплекс Гаджихмаева удивляет путешественников и туристов, данное сооружение стало настоящим памятником человеческому духу, труду, таланту, мастерству. Этот объект мастер соорудил в преклонном возрасте, в 1960-65-е годы XX века (родился Магомед Гаджихмаев в 1886 году, скончался в 1968 году, упав со скалы при расширении своего объекта, этакого своеобразного чуда горской архитектуры и инженерной мысли, корни которых кроются в историческом опыте и традициях горцев).
При изучении кладки камней и крупных размеров арочных плит в памяти оживает образ Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Только в данном случае перед нами исполинская фигура мастера из народа, аксакала Магомеда Гаджихмаева и его «марлина» – арочного комплекса на краю бездны.
mo-gumbet.ru
Арочные строения на обрыве вершины Беквета на карте:
Поделиться
13 Янв 2018 г.
Похожие объекты
-
Ахтынская джума-мечеть
В VIII веке арабский полководец Абу Муслим аль-Маслама основал в Ахты Джума-мечеть, простоявшую до 1898 года, когда её снесли из-за обветшания. В...
-
Шамилевские ворота
В Гунибе можно увидеть крепостные ворота, им император Александр II сам дал названия: нижние велел назвать воротами Барятинского, верхние —...
-
Башня Магдилава
В двух километрах к северо-востоку от села Тантари расположена прекрасно сохранившаяся 3-х этажная башня, называемая башней Магдилава с...
-
Старый мост в центре Хутхула
Старый мост, перекинутый через реку Чираг-чай, находится в центре аула Хутхул Агульского района и соединяет две его части – старую и новую.
-
Мечеть с минаретом XIII в.
Соборная мечеть в Мишлеше была построена в средние века, а затем неоднократно перестраивалась и восстанавливалась после разрушений. Поэтому...
-
Гунибский (царский тоннель)
Гунибский тоннель или Царский, как его называют местные жители. Год постройки: 1866-1867 гг. Длина 103м., высота 6м., ширина 4м.. Тоннель был прорублен...
Другие разделы
Комментарии к статье