Удивительный Дагестан!

Поделиться

29 Ноя 2017 г.

Виталий Ерофеев

Внезапно у нас выдались четыре дня, которые мы могли провести вдвоем, оставив ребенка с бабушкой. Мы, разумеется, не могли этим не воспользоваться. Вопрос куда? Думали про плато Бермамыт, но погода там, судя по прогнозу, не радовала. К тому же, мы хотели искупаться на Каспии и, вопрос решился сам собой — Дагестан.

Нам немного захотелось приключений и, мы поехали в направлении Махачкалы по федеральной (!) дороге Р215, маршрутом Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала:

Особенностью этой дороги, является отсутствие этой самой дороги сразу же на границе с Калмыкией и вплоть до Артезиана. Большая часть ее выглядит вот так:

И это в самом лучшем случае. С момента наших последних проездов по ней из Чечни и Грузииее состояние основательно ухудшилось и, порой приходилось прибегать к возможностям полного привода и даже понижающей передачи. Зато нам повезло встретить хорошие объекты для фотографии, в выжженной степи это редкость.

Практически сразу, после степного участка, мы попадаем в Дагестан, через уже знакомый пропускной пукнт, где регистрируют всех въезжающих и выезжающих. А дальше… Если вы считаете, что традиционная машина Дагестана это Приора, то это не так. Камаз! Сотни их! Из-за этого наш путь немного подзатянулся. И заправки! В таком количестве вы их вряд-ли где-то еще увидите. Причем брендовых АЗС нет. Есть очень много подделок под именитые названия. Ликойл, Луккойл, Гаспром, Шелли, Up, Ep… Чего только нет :-) Забегая вперед, расскажу немного о стратегии заправки пикапчика.

В нынешнем, «облегченном» варианте, мы можем везти немного вещей и небольшой запас топлива.

Дизель существует в нескольких вариантах:

• Самая дешевая солярка для тех самых Камазов, по цене от 13 до 18 рублей. Этот вариант нам однозначно не подходит. Мы нашей машине не враги.
  • ДТ «Евро», по цене от 25 до 28 рублей. Надпись «Евро» внушает некий оптимизм, но цена не внушает доверия.
  • ДТ «Евро», по цене от 35 до 38 рублей. Встречается гораздо реже, но есть. Этим мы и заправлялись. Причем мы не позволяли себе ездить только на этой солярке — разбавляли примерно 1 к 1 нашей из канистр. В общем и целом, ухудшений характеристик автомобиля во время поездки мы не заметили.

Иногда встречаются интересные названия населенных пунктов.

В саму Махачкалу мы не планировали заезжать, забронировав номер на одной из турбаз на берегу Каспия, за несколько километров до города. Но случилась накладка — номер располагался рядом с площадкой, где играла живая музыка, а это было не совсем то, что нам нужно, после продубаса по степи. В итоге, все же заехали в столицу Дагестана, найдя гостиницу. Моря мы так и не увидели — дул сильный ветер и было подобие шторма. По Махачкале тоже не можем сделать каких-либо выводов, так как почти ничего не видели, но колорит присутствует :-)

Зато с утра мы увидели Муртазали Магомедова, с которым нас свела судьба свел Алексей Мочалов. Муртазали настоящий патриот своего родного края, объяснил нам маршрут и приютил нас на своей даче, в селе Гуниб. Мне очень жаль, что мы так и не смогли посидеть и поговорить за чашкой чая, тк Муртазали все дальнейшее время был на свадьбе, куда и нас приглашал :-) Еще больше жаль, что я не догадался сделать хотя бы одну совместную фотографию за время нашей короткой личной встречи. Значит, все впереди!

А у нас впереди, до въезда в горную часть Дагестана был бархан Сарыкум, находящийся в нескольких километрах от Махачкалы.

Известно, что это второй в мире по величине бархан. Крупнее него только Большой Эрг, в пустыне Сахара. Высота Сарыкума пробивает отметку 250 м, а по площади он занимает около 500 гектар.

Бархан находится на территории заповедника, для его посещения на месте оформляется пропуск. Все относительно окультурено и по самому бахнану не погулять, лишь по специальной тропинке к смотровой площадке. Дальше от смотровой еще одна дорожка, но она на ремонте.

В общем и целом, нас не особо впечатлило. Несмотря на размеры, регламентированность посещения не дала ощущения дикой природы. Да и заросший он основательно :-) Наш Большой брат гораздо более теплый и ламповый, несмотря на много более скромные размеры.

Далее наш путь лежал через Буйнакский перевал.

К поселку, с необычным для этих мест названием, — Дубки. Там пролегает фантастический по красоте Сулакский каньон. Листаем!

По глубине, достигающей 1920 метров, Сулакский каньон занимает второе место в мире, уступая лишь каньону Колка в Перу и превосходя знаменитый Колорадский. Однако, он не входит в число лидеров по протяженности.

Затем мы спустились вдоль Чиркейского водохранилища

И взяли путь на Гимринский автодорожный тоннель — самый днинный, на территории России, наслаждаясь по пути шикарными видами. Техноген ввиде плотин и ЛЭП, в сочетании с горами, не вызывает диссонанс.

В районе пос. Унцукуль становится настолько красиво, что мы выходим из машины и фотографируем, едва-ли не дольше, чем едем.

Начинается Ирганайское водохранилище.

Вновь техноген и горы:

Под конец дня мы приезжаем в высокогорное село Гуниб, въезжая через ворота Барятинского.

Именно здесь, российский генерал Александр Иванович Барятинский, командующий Кавказской армией, в 1859 году взял в плен Шамиля, фактически положив конец Кавказской войне.

Здесь мы встретили закат…

И переночевали на даче у Муртазали.

Наутро наш путь лежал сначала в поселок Салта, где расположен подземный водопад, а по дороге вновь прекрасные виды. Других здесь нет.

К сожалению, водопад по словам местных жителей пересох и дорожка к нему обвалилась, в следствии чего мы не смогли туда попасть.

Мы честно говоря не сильно расстроились и поехали в сторону с. Корода.

И опять нас встретили водохранилища, с невероятного цвета водой.

За селом Корода находится Карадахская теснина, до которой нужно сделать пешую вылазку около километра в каждую сторону. По сути, это ущелье, образованное двумя скалами, подход к которому идет по руслу реки.

Но оно того определенно стоит.

Гусары, молчать!

К сожалению, время у нас ограничено и, к концу вечера, мы возвращаемся на Чиркейское водохранилище.

Найдя укромный уголок, встали с палаткой.

Осознавая, что завтра нас ждут привычные степи, по которым мы даже не успели соскучиться.

Эпилог. Нам очень жаль, что у нас было на поездку всего 4 дня. Мы многое не увидели. Не походили толком по Гунибу. Не прокатились до аула Чох, откуда регулярно засыпает прекрасными видами в соцсетях Амиров Ахмед. Не посмотрели Хунзах, который нам неоднократно рекомендовали. Не доехали до старинного Дербента. Не искупались на море в районе Избербаша. Мы обязательно исправим это недоразумение. Дагестан прекрасен! Отбрасывайте предрассудки и обязательно посетите этот горный край, с красивейшими горами и водами нереальных оттенков. С отличными дорогами, по которым проедет даже заниженная Приора :-) На территории Дагестана проживает свыше 30 народов (мы слышали цифры 35, 36 и 37), со своими языками, обычаями и историями. Здесь рады гостям.

, раздел: Туризм

Поделиться

29 Ноя 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..