Стихотворение об очаге предков и некоторые пояснения

0

Поделиться

15 Ноя 2019 г.

Некоторые пояснения:

1. Село было очень набожным, свидетельством этому являются многие сохранившиеся «Х1ужра» (строение наподобие склепа над могилой) на кладбище, обычно строящиеся на могилах видных религиозных алимов. Бабушка моя, посещавшая при советской власти Х1усен-апанди (Сасикъ), говорила, что он рассказывал — до советской власти много людей совершали зиярат (паломничество) на это кладбище, где были похоронены видные религиозные деятели прошлого.

2. По преданиям Эххелинцы не участвовали в бандитских набегах на Грузию и другие чужие территории, так как это было запрещено Исламом. По этой же причине в селе не было так называемых «хъазахъов». В нынешнем селении Верхнее Инхело не было и нет ни одной такой семьи, это общеизвестный факт. Все мы прежде всего люди, независимо от места рождения и статуса и об этом упоминаю только лишь, чтобы характеризовать это село. Прошу прошения за это упоминание.

3. «Гьет1и торч1об гулла «ах-ту т1е» тудов» — В Эххели были два человека враждовавших друг с другом. (отдельная история). При этом их дома находились один под другим террасно через пару домов. Однажды случилось так, что оба вышли на веранды своих домов одновременно и там прогуливались. Так как крыша нижестоящего соседа частично является верандой верхнего и это открытое пространство, оба в один момент встретились глазами. Отвести глаза первым считалось поражением и слабостью и по этой причине они в упор и с ненавистью смотрели друг на друга. Видно, нижнему надоело это, не отводя глаза, медленно вытащил из пояса кремниевый пистолет и снизу верх выстрелил в верхнего своего врага. Пуля попала прямо в рот, выбило несколько зубов и застряло на языке. В это время, хозяйка верхнего, услышав звук выстрела вышла на веранду и спрашивает своего мужа – «Гьеде болъоб Мирза?» (Что случилось Мирза?). Мирза все это кровавое месиво со рта, с зубами, частью оторванного языка и кровью, выплевывает, с призвуком – «Ах-тту!» и отвечает своей жене – «Гьагиб Гъваличо-чибалъил т1ванкъе торч1е» (Эта Гваличо-сучяра из т1ванкъе выстрелила). Т1ванкъе – детская, того времени, безобидная, пневматическая стрелялка, изготавливаемая из бамбуко-подобной полой растительности.

4. «Гьерк1к1ва гьинир т1ароб ч1аг1а бек1к1ундов» — Не смотря на религию, в то время люди, как и во все времена, потребляли спиртосодержащие напитки. Буза была среди них более благородным и слабоалкогольным напитком, но вместе с тем очень полезным для здоровья, поэтому видимо религиозные люди смотрели, на потребление его молодежью, сквозь пальцы. Зимой в горах работы как такового не бывало и молодежь часто собиралась то у одного, то у другого пить заранее и впрок приготовленную бузу. На одном из таких больших мероприятий, перед началом пиршества, по правилам выбрали почетного тамаду, и он по обычаю первым должен был осушить рог наполненный бузой. Тамада взял налитый большой полный рог бузы, произнес речь и после начал пить. При поднесении рога ко рту он заметил спину мертвой мыши, то появляющейся, то утопающий в бузе. Он посмотрел на всех собравшихся, оценил ситуацию и не подав виду, медленно до конца выпил бузу. Думаю, что мышь была перед его зубами и ему приходилось сквозь него пить. Мотив тамады, конечно же понятен – человек жертвовал своими чувствами и здоровьем, чтобы не омрачит и не разрушит веселье общества.

5. «Имам Шамиль торч1ов, капурди гъороб». Бой 1938 года был одним из первых победоносных, после ряда поражений. Думаю, о бое Имама Шамиля с русскими войсками в нашем селении напоминать не стоит.

6. «Инкудоб рахъейгвал квансоб рахъелъар
Хвалчен хисав Имам – гьобел Инхели»
К тому времени, до указанного боя, Царские войска уже имели ориентировку, что Имам Шамиль, будучи левшой саблю носит с правой стороны. И в этом бою солдаты были осведомлены об этом. Увидев среди воюющих одного мюрида, с саблей с правой стороны, шквал выстрелов был перенесен в его сторону. Однако Шамиль успел спрятаться за ореховым деревом и тем самым спасся. Именно с этого боя, сделав выводы, великий Имам Шамиль и начал носить, как и все, саблю с левой стороны.

, раздел: Культура

Автор: Гаджиназар Хайбулаев / Источник: facebook.com
0

Поделиться

15 Ноя 2019 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля