Поделиться
10 Окт 2018 г.
Аваристан или Авария – самая протяжённая историческая область Дагестана, а аварцы – самый многочисленный народ республики. Наша одиссея уже повернула на север, чтобы через несколько дней завершить круговой маршрут по горам Кавказа.
В Гуниб мы приехали уже затемно. К счастью, я уже знал, куда ехать, так как наши друзья крымчане уже заселились у самого плато в огромном гостевом доме. Ночные огни Гуниба вертикально поднимались ввысь, куда-то в звёздное небо. Чтобы достичь природного парка, нужно было подняться крутым серпантином, так осточертевшим бедной Лене.
…Рассказывать о Верхнем Гунибе, побывав лишь в крошечной его части – это нечестно. Чтобы увидеть все, хотя бы основные его прелести, нужно два-три дня. Собственно, изначально так и было запланировано, но планы изменились. К тому же в дом, где мы ночевали, на следующий день должен был с неофициальным визитом прибыть сам Владимир Васильев, и. о. главы Дагестана, поэтому нам «не продлили».
Природный парк «Верхний Гуниб» — это эллипсовидное плато, лежащее на высоте до 2352 метров над уровнем моря. С восточной стороны, через аул Гуниб, он серпантином спускается в долину Каракойсу, а с севера, юга и запада скалами обрывается в пропасть, изолирующую плато с трёх сторон. В середине плато вогнутое, а края задраны, получается как бы высокогорная чаша, где, несмотря на высоту, почти никогда не бывает ветра, а число солнечных дней в году достигает 300. Кроме того, Гуниб – это идеальная естественная крепость. Цитадель! Верхний Гуниб считается крутейшей достопримечательностью Дагестана.
Помимо мест и артефактов, связанных с историческими событиями (здесь, например, был пленён предводитель кавказских горцев XIX века имам Шамиль), плато притягивает путешественников умопомрачительными видами на горный Дагестан и вершины Главного хребта.
Прямо от самого «нашего» домика начиналась извилистая крепостная стена, уходящая по границе плато куда-то наверх, за край горизонта. Там, за горизонтом, над обрывом, она венчалась круглой орудийной башней. Заползши вдоль стены по отрогу, мы подошли к краю… Нет, оно, конечно, и снизу было понятно, что наверху меня ждёт нечто невероятное. Да что там снизу, даже на трёхмерной карте Гуглоземья это выглядит потрясно! Но как я ни готовился, сдержать восхищённых ругательств не сумел. Чтоб я сдох…
Путешествуя по России, я давно избавился от стереотипных представлений о своей стране. И всё равно всякий раз, оказываясь в уголках, где волки гулять боятся, я не перестаю удивляться: Россиюшка, ты ли это?! Местные меня бы поправили: «Э-э-э, брат, это Дагэстан!».
Я сознательно пропущу следующую часть нашего маршрута, Гамсутль, потому что рассказ о нём требует отдельной части, и перескачу на несколько часов вперёд, когда мы уже добрались до мемориального комплекса «Ватан».
В 1741 году иранский завоеватель Надир-шах («Гроза Вселенной») был разгромлен в Аваристане. К этому времени шах уже владел Южным Дагестаном, независимым оставалось только Андалалское вольное общество – несколько селений на территории нынешней Аварии. Непобедимое 52-тысячное войско подошло к Андалалу, и Надир-шах послал парламентёров с тем, чтобы договориться об их добровольной сдаче. В лучших традициях витиеватого восточного изъяснения, он писал жителям вольного общества: «Нас так много, как звёзд на небе, а в океане рыб» К письму прилагалась мерка пшена: «Сосчитайте, и вы поймёте, сколько нас…».
Андалалцы тоже за словом в карман не лазили. Они вернули завоевателю зерно, а вместе с ним петуха: «Как одному петуху нетрудно съесть всё это зерно, так и нам под силу сокрушить всё ваше ср…ное войско!».
Совет старейшин разослал во все уголки Андалала призыв к борьбе, на который тут же откликнулось огромное количество народа, и уже на следующий день к Хицибскому полю подтянулись народные дружины. Завязался кровавый бой, в результате которого персидский владыка потерял большую часть своего войска и бежал в Дербент. Горцы не только сохранили свою автономию, но и сорвали замыслы Надир-шаха покорить земли от Кавказа до Астрахани и завоевать Европу. Вдохновлённые победой Андалала, горцы тут и там организовывали восстания, и вскоре Юждаг полностью освободился от персидского владычества. С тех пор в Иране бытует поговорка: «Если шах глуп, пусть идет войной на Дагестан».
В 2004 году на месте сражения был воздвигнут мемориальный комплекс «Ватан», что можно перевести как «Отечество».
Переночевав в горном селении Чох, мы с Леной и крымчанами двинулись дальше. Я разгадал один рецептов Божьего промысла. Там, где соединяются горы и вода – жди природных чудес. Будь это скалистое морское побережье или горная река – работает безотказно!
Подземный водопад. Звучит, правда? Но уверяю, он не только ласкает слух названием, но и выглядит так же круто. Это, пожалуй, самый причудливый природный фокус, который я когда-либо видел.
Небольшая горная река Бакдакули у селения Салта вдруг ныряет под землю и исчезает в каменных лабиринтах. Но если спуститься ниже по течению, то руслом можно пройти в пещеру, которая спрятала эту речку. В полную воду не обойтись без резиновых сапог (река-то холодная, горная!). Но нам повезло, потому что в мае её дебет почти иссякает. В начале каньона, который предваряет вход в пещеру, по-над стеной на скорую руку сколочены помосты с перилами, но в самом подземелье — только по воде. Через пару сотен метров по беспросветному ходу мы оказались в каменном зале. Вверху – круглое отверстие, откуда сочатся тонкие струйки Бакдакули. Водопад как бы продырявливает несколько горизонтальных перегородок и образовывает озерцо, из которого вода течёт дальше, на выход. Это всё под землёй. В «потолке» только узкая щель да дырка в небо.
Правда, то, что в начале пути казалось нам везением, плохо отразилось на самом виде водопада. Его бурных потоков, сделавших ему славу, мы не увидели. Май. Не сезон. Но даже когда нет воды, водопад поражает воображение. Интересно, в России ещё где-нибудь есть такое?
В горном Дагестане всё особенно. Если еда – то только национальная, аулы – сплошь многоуровневые кварталы, песни по телевизору – только местных исполнителей и коллективов, разумеется, с толстым налётом этнической особенности (а вы знали про цветущую буйным цветом дагестанскую эстраду? Я – нет!). Я уже не говорю про автомобили, в которых издалека можно угадать дагестанскую принадлежность. Вот что национального можно было ожидать от такого стандартизированного, сугубо функционального объекта, как гидроэлектростанция? А вот поди ж ты…
Плотина Гунибской ГЭС имени Расула Гамзатова запирает реку Каракойсу. Рядом, как бы вырастая из скалы, высится стилизованный под родовую башню комплекс «Андалал». На смотровую площадку ведут полсотни ступеней, а оттуда – вид на ГЭС и окрестные горы…
Погрузившись с головой в местную самобытность в начале одиссеи по Дагестану, я не выныривал из неё до самого Хасавюрта на обратном пути.
Дагестан – не просто набор невидалей, он сам по себе достопримечательность. Он пропитан своеобычностью, как губка. И даже древняя родовая башня у края плотины воспринимается здесь как органичная её часть, как будто по-другому и быть не может. А виды… Да что виды… Кукушка сползает – вот какие виды…
Другие публикации автора из поездки по Дагестану:
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть I/XII: Первое знакомство
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть II/XII: Сарыкум и Махачкала
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть III/XII: Каспийск и улочки Дербента
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть V/XII: Самый южный город России
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть VII/XII: Даргистан. Кала-Корейш
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть VIII/XII: Даргистан. Кубачи
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/gamsutl/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-xi-xii-gorod-prizrakov/
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-xii-xii-obnyat-neobyatnoe/
Поделиться
10 Окт 2018 г.
Звание Героя было присвоено Магомеду Гамзатову при жизни. Он не только застал окончание Великой Отечественной войны, но и дожил до 1976 года – и...
Окт 2019 г.
«Молодежка» продолжает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя...
Окт 2019 г.
«Молодежка» начинает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя...
Окт 2019 г.
Рассказ наиба Инкачилау Дибира «Утром следующего дня мы с Шамилем объехали весь гребень Гуниба, причем я указывал имаму все те места, которые...
Окт 2019 г.
Нужен ли Гамсутль туристическим фирмам, которые успешно пользуются им и в сезон зарабатывают порядка… Заглядывать в карман не будем, но...
Сен 2019 г.
Дагестанский аул Гамсутль — одно из самых завораживающих мест на Северном Кавказе. В этом горном поселке теперь не живет никто, только...
Сен 2019 г.
Комментарии к статье