Аул не похож ни на один, из ранее посещенных мной. Его строения как будто «растекаются» с вершины горы Гамсутльмеэр по её склонам. Диву даёшься мастерам-каменщикам, которые строили все это. Они были, как принято сейчас говорить, мастерами сотого уровня Представьте, вот вы стоите над обрывом, не особо уверенно, аж дух захватывает, а когда-то они возводили здесь стену жилого дома, передавали друг другу строительный материал и т.д., и это было для них обыденно.. Очень мощно, сразу чувствуется темперамент былых жителей аула.
⠀
Продвигаясь дальше, в глубь аула, я невольно поймал себя на мысли, что дома и комнаты в нём очень маленькие, что непривычно современному обывателю. Заглядывая в более менее сохранившиеся строения, я мысленно пытался, хоть и на секунды, представить, как я, обычный житель аула, вхожу к себе в дом, после трудового дня. Но из-за критически маленького пространства жилых помещений я не понимал что дальше… приходило на ум только одно — укладываться спать.
Здесь нет привычного большого зала, где можно провести досуг, поглядывая телевизор, удобства были минимальны… Много разных мысленных экспериментов я пережил бродя по узким тропам аула, но одно я понял наверняка, людям здесь было нелегко… зачастую как и везде в горах. Это и послужило основной причиной, по которой жители стали покидать свои дома.
⠀
Горы рождают характер, но даже горцам не всегда удаётся побороть все тяготы горной жизни.
23 сентября в 14:35
Вам расскажут историю лишь про последнего жителя этой крепости. Без всякого сомнения она увлекательна и интересна. Однако, не одним Абдужалилом славен наш Гъамсукь…
Давным-давно тут жили хорошие люди, великие воины, прославленные ремесленники и т.д.
И не все из них нашли свой покой. И поныне бродит по аулу-призраку дух древнего воина, что оборонял этот клочок Гунибского района от врагов.
Он не нашел покоя и не найдет. Ему обидно видеть, как некогда бурлившее жизнью село опустело и разваливается…
Все чаще дух воина стал попадаться в кадр фотографов-путешественников…
Говорят, кто чист душой и помыслами сможет узреть призрак жителя Гамсутля…
Но если вы уже были в Гамсутле и не увидели призрак, то возможно, самое время переосмыслить ценности жизни…
Никогда не поздно стать лучше!
Автор: Магомед Магомедович
6 сентября в 14:29
Горячая тема последних дней — это кража камней с ручной резьбой со стены дома в заброшенном Гамсутле. Эти камни помимо декора выполняли и практическую пользу — они были подпорками арочного свода.
Понятно, что у благоразумных людей это варварство вызвало возмущение. Мне кажется, что это было последней каплей, и надо принимать действенные меры, пока Гамсутль не разворовали и не растоптали полностью.
Наверное, эти советы лежат на поверхности, но это надо внедрять местным активистам уже сейчас. Надежды на госорганы типа Минтуризма, Минкультуры или Агентства по охране памятников никакой нет. Аул как сирота ни к кому из них не относится и не имеет никакого охранного статуса. Постоянные сравнения Гамсутля с Мачу-Пикчу должны быть связаны не только с архитектурой, но и с подходом перуанцев по сохранению древнего города инков. Здесь работает многочисленная охрана, кассиры, менеджеры. За день сюда может войти ограниченное количество туристов.
1. Во-первых, нужен хранитель, желательно из выходцев села. А может быть даже не один. Который должен хорошо знать историю села, историю каждого дома и его бывших жителей. За консультацией можно обратиться к историкам, например к Патимат Тахнаевой.
2. Для хранителя приводится в порядок дом Абдулжалила. Думаю, покойный хозяин ради благого дела не был бы против.
3. Все поездки туристических групп согласовываются по времени. Группы заходят в село по очереди, экскурсию проводит хранитель. Никаких самостоятельных прогулок по крышам домов.
4. Вход в село сделать платным — 100 рублей с человека. Ведь по сути, Гамсутль — музей под открытым небом. Эти деньги пойдут на достойную оплату работы хранителя и на действия, связанные с консервацией того, что ещё осталось от села.
5. Создать Фонд Гамсутля, в который все неравнодушные будут перечислять средства на сохранение древнего аула.
Спасти Гамсутль можно, было бы желание. Ведь этот популярный туристический объект можно сделать коммерчески успешным проектом. ⠀
В комментарии можете написать свои предложения.
17 августа в 23:29
Алекс Мазуров: Да начнется гигантская, эпичная и захватывающая серия фотографий из Дагестана!
Честно говоря, я очень давно так не снимал. Все локации были просто потрясающие, везде нас ждал крутой свет и идеальная погода, а на всем пути нам встречались просто потрясающие люди! В этой поездке я испытал такое сильное чувство вдохновения, подобное которому не испытывал очень давно. Но, лучше я покажу вам это с помощью фотографий в следующих постах ?
А на фотографии заброшенное село Гамсутль. Согласитесь, чем-то похож на Мачу-Пикчу? Есть правда одно приятное отличие, в Гамсутле нет никаких туристов?
17 июля в 19:30
Чисто душевно провести время. Поехать в Гунибский район. Подняться в Гамсутль. В чужой для себя аул.. Найти дом Абдужалила. Взломать двери и «увековечить» свое имя на стенах старинного дома. Покинутого, но все-таки не твоего дома Это бесценная глупость. Но, в тоже время это показатель культуры у отдельных представителей народов Дагестана. Я думаю, что для параульцев должно стать делом чести найти этого Магомед-Расула. Он не себя возвеличил этой надписью, всех параульцев подставил.
P.S.Хотелось бы обратиться ко всем турфирмам и частным лицам занимающимся поездками в примечательные места в Дагестане — следить и предотвращать проявления актов вандализма. Конечно, все сейчас будут открещиваться, но после ваших посещений накапливается мусор в этих местах. Следите пожалуйста за порядком. Если Природа и История дала вам возможность зарабатывать на этом, то в ответ с уважением относитесь к ней тоже.
22 января в 11:45
Глазницами выбитых окон
На мир, обреченно и зло,
Взирает с горы одинокой
Забытое Богом село.
Обвалены крыши, но стены
Пока еще твердо стоят.
Недавно село опустело.
Быть может, лет тридцать назад.
Еще не угасла надежда;
Ждать, может, осталось чуток…
На ржавых петельках надежно
Висит проржавевший замок.
Опомнятся… Может быть, снова
Вернутся потомки назад?
Лишаться отцовского крова
Обычаи гор не велят…
Но тщетны мечты. Не вернутся.
Потомки забыли давно.
Обычаи предков не чтутся —
Исчезнуть селу суждено.
Дома опустели. И звонкий
Смех детский не слышится в них.
Ночами поблизости тонкий
Лай слышен шакалов ночных.
В развалинах сырость и затхлость.
Знать, прошлое лишь мишура.
Здесь нет ни «сегодня», ни «завтра»,
Застыло лишь только «вчера».
Пройдет еще время: немного,
С десяток лет, может, другой —
Село у горы одинокой
Сравняется с грешной землей…
Но в полночь, когда над селеньем
На миг замирает луна,
В руинах заброшенных тени
Встают, просыпаясь от сна.
Папахи на брови надвинув,
В овчинных тулупах до пят
По улочкам, гулким и длинным,
На тайную встречу спешат.
Бредут они к цели безмолвно
Туда, где когда-то была
Площадка, заставлена ровно,
Камнями, там, в центре села.
Там был годекан. Собирались
День летний в тени скоротать.
Хранители гор, аксакалы
Любили дела обсуждать.
На камнях щербатых, затертых
Рассядутся, словно дозор.
Под мерное цоканье четок
Неспешный начнут разговор,
О том, что село изменилось:
Стада не пасутся в горах,
Запущены пашни и нивы,
Бурьян лишь растет на полях.
Жалеют о том, что их внуки
Забыли заветы отцов.
Не чтут они, знать, недосуг им,
Закон – уважать стариков.
Посетовав грустно, промолвят:
«Аллах пусть помилует их!».
Затем они станут безмолвно
Молиться за внуков своих.
…Скатилась луна с небосклона
За пики вершин снеговых,
И молятся так же безмолвно
За грешных потомков своих
Забытые тени в папахах,
В овчинных тулупах до пят;
Восставшие чудом из праха
Забвенья села не хотят.
Фазил Дашлай
22 января в 11:34