Поделиться
03 Окт 2018 г.
От крепости к Каспию, параллельно, на расстоянии 300-400 м друг от друга тянутся две стены. Именно ими и ограничивался когда-то древний Дербент. Сейчас город давно уже вышел из пределов этих стен, но там, внутри, до сих пор всё осталось почти так же, как было 1000 лет назад.
Как только проходишь в одни из ворот в крепостной стене, ведущих в старый город (каждые из которых имеют своё название и века лохматой истории), моментально погружаешься в какую-то иную реальность. Очень узкие улочки, по самым широким из которых едва протискивается автомобиль.
Развевайся где-нибудь на крыше бело-зелёный флаг с полумесяцем и звездой, здесь вполне можно было бы снимать кино про Талибан. Из-за блёклых туфовых стен домов город кажется как будто выжженным, выцветшим на палящем солнце. Тем ярче пестреют на них яркие вывески о любви и мире во имя Аллаха и даже ковры с вышитыми шахадами.
«Дагестан и Россия – вместе навсегда» — такой лозунг можно встретить повсюду. Но одно его существование говорит о том, что всё-таки врозь. И надписи эти непременно меж двух триколоров (один без другого не вешают) – бело-сине-красного — российского, и зелёно-сине-красного — дагестанского. Будто бы это не одно часть другого, а союз двух равнозначных частей.
В разговоре с местными догадка подтверждается:
— Вы откуда?
— Ростов, Самара.
— А, ясно. Из России.
Островное мышление!
Но общий колорит колоритом, а встречаются в хитросплетениях улочек старого города и настоящие мамонты архитектуры! Круглая башенка, ничем особо не выделяющаяся на фоне старинных домиков. Местные её не замечают, туристы не ходят. Подходишь ближе, а там скромненькая такая табличка: «UNESCO. Памятник архитектуры федерального значения. Мечеть с минаретом. VIII век»…
И она, судя по мегафонам на крыше, действующая! Вот это связь времён! Вообще разных мечетей возрастом по тысяче и более лет за крепостными стенами с десяток, одна бородатее другой. Но культовыми сооружениями их можно назвать только с точки зрения религии, но не туризма. Не распробовали ещё. Музеефицирована оказалась разве что Девичья баня (уже недействующая, к сожалению), но и там нужно было постучаться в какое-то окошко, позвать какую-то бабушку, которая ещё ходила куда-то за ключами.
Если я останавливался и с интересом фотографировал каждого такого ископаемого динозавра, проглядывающего в современность из глубины веков, то местные были к ним совершенно равнодушны.
Достопримечательностью для них были мы! Женщины выглядывали из окон, дети звали родителей, чтобы те на нас посмотрели, мужики о чём-то шептались, показывая на нас друг другу глазами. Мы с Леной очень выделялись среди аборигенов – и одеждой, и физиономиями, и аппаратурой в руках, и поведением… Но заходили в такие «блошиные тупики» дербентских трущоб, куда на Родине ещё бы подумали соваться.
Мы подходили к главной жемчужине старой части Дербента – Джума-мечети. На одной из улиц я заметил металлические трубы, горизонтально вкопанные под углом друг к другу в мостовую. Я ещё пошутил: «Смотри, Лена, лежачие полицейские!». Шутка состояла в том, что разогнаться на такой улочке до скорости, которую принудительно нужно было бы ограничивать, невозможно в принципе. Только я это проговорил, из-за угла в рёвом вылетела драная гангста-копейка на такой скорости, что нам пришлось вжиматься в стену! Неужели и впрямь лежачие?
Представьте. Северный Кавказ. Подворье мечети под кронами огромных 800-летних восточных платанов. Над входом в мечеть – вязь стихов из Корана. Тут и там снуют прихожане, готовятся к праздничному намазу. На лавке сидит женщина, укутанная с головы до пят. За плечами у неё под накидкой угадывается горб рюкзака. Из-под полы торчит дуло пистолета… В глазах – тревога… Рядом с ней сидит мужчина. Она хочет тайно передать ему оружие, но боится, что это заметят…
Что произойдёт дальше? Можно пофантазировать. Сейчас женщина неуверенным шагом зайдёт в мечеть, дёрнет кольцо и, с именем Аллаха на устах, совершит свой последний «подвиг». А мужчина будет ждать снаружи готовый помочь ей в этом, если та в последний момент вдруг решит передумать…
Как вы уже догадались, женщина – это Лена, а мужчина – я. Стоп! Как это могло с нами произойти? В какой момент путешествия сценарий так круто изменился, что привёл нас к такой нелепой ситуации? Рассказываю…
Дербентская Джума-мечеть – древнейшая мечеть России и всего СНГ. «Джума» означает «Пятничная», то есть главная, как бы «Собор». Перед входом на территорию табличка с информацией о том, чего нельзя. Правила вполне соответствовали общечеловеческим и нашим личным, за исключением двух моментов. Одежда Лены не совсем удовлетворяла требованиям Шариата, а у меня с собой было огнестрельное оружие, с которым тоже нельзя. Но на входе охранник выдал Лене покрывало, в котором она утонула вся (чистая шахидка!), а я предупредил о стволе и пообещал, что в саму мечеть заходить не стану, только пофотографирую снаружи. «Ну давай, — говорит охранник, — только не свети!»
Сама Джума-мечеть – это «крепость» с маленькими окошками-бойницами и мощными контрфорсами. Рядом медресе – типа «церковно-приходская школа» и духовная семинария. Во дворе необъятные платаны, едва ли не ровесники самой мечети. Плиточка, много клумб с цветами и лавочки в тени деревьев. Людей почти нет. Очень уютно! Присели. Ну как же не зайти-то в саму святыню, хоть одним глазком не посмотреть на самую старую мечеть страны изнутри? Лена отважилась. Разулась, зашла и через полминуты вышла. А я? Мне ж тоже интересно! Тихохонько передал подержать пистолет Лене: «Я быстро!».
Первое, на что обращаешь внимание в мечети, мягкие ковры. Они так и тянут посидеть на себе. Внутри – густой сумрак. Лишь бледный лучик солнца озаряет стрельчатые своды, да тускло горит арабская вязь на плазме в дальнем углу. Здесь так тихо, прохладно и хорошо, что я залип. Уселся на ковёр, облокотился на колонну и обмяк. Не знаю, сколько я так просидел, но когда вышел, во дворе уже собирался народ… Я вернулся к Лене, сел рядом, а она мне ствол из-под полы: «Забирай быстрей, сейчас накидку снимать, а мне его некуда!». А вокруг люди, смущать их не охота, на нас и так все смотрят. Сидим, озираемся и думаем, как бы половчее исхитриться да пистолет в кобуру спрятать. Вот так и расфантазировались, как это могло бы выглядеть со стороны.
В XIX веке в верхней, самой древней части Дербента, селились мусульмане, в средней, ближе к морю – евреи, самую нижнюю занимали армяне и русские. Синагога Келе-Нумаз не является древней, она была построена в 1914 году, а в 2010-м и вовсе разобрана и перестроена с использованием старых камней. Я ни разу не бывал в синагоге, поэтому мне было вдвойне интересней.
Молельный зал был пуст. Здесь, среди подсвеченных могендовидов, семиствольных минор и священных томов Талмуда, притаился внушительных размеров стул, больше похожий на трон.
— Надо такой себе заиметь, — подумал я. – Поставлю дома и буду на нём восседать. Княжить домашними!
Потом мне объяснили, что это за стул… Оказалось, что это не столько предмет мебели, сколько вещь сугубо ритуальная. Используется он для… э-э-э… нарушения целостности организма. Вот тебе и трон… Нет уж, знаете! Сидите на нём сами!
Армянская церковь Сурб Аменапркич не многим старше, 60-е – 70-е годы XIX века, но это уже памятник федерального значения, всемирное наследие ЮНЕСКО. На стенах – следы от шрапнели, оставшиеся с Гражданской войны. Внутри – музей ковра и декоративно-прикладного искусства.
Что, впрочем, не мешает приходить сюда армянам ставить под иконами свечи и крестить детей.
Внутри церкви экскурсовод, дагестанская азербайджанка, около часа рассказывала об особенностях старинного дербентского быта. Как вдруг в разговоре промелькнуло такое:
— Южный Дагестан – это от азербайджанской границы до Махачкалы, а от Махачкалы до границы Москвы – это Северный Дагестан.
Эвоно как! Так-таки прям и до Москвы? Причём это уже заученная формулировка, нам она её повторила в разговоре дважды. А ещё то же самое услышали от неё наши спутники, гулявшие отдельно. Или всё-таки оговорка по Фрейду?
Гуляли мы по Дербенту до самого вечера. Главное посмотрели, но всего всё равно не осилили. Как минимум ещё на один день здесь можно было бы задержаться. Но план экспедиции звал в горы, пора было поворачивать на запад и пыльными перевалами уезжать всё дальше от цивилизации городов.
Усталость, шум каспийского прибоя в сотне метрах от нашего балкона и ночные трели сверчков быстро погрузили в сон. Всю ночь мне снились длинномордые дагестанские коты, не спелая алыча, Лена, жалобно выглядывающая из зиндана, и шахады, развевающиеся от Махачкалы до Москвы…
На следующий день, прежде, чем рвануть в горный Дагестан, мы заехали… Куда? Правильно, на Дербентский Коньячный Комбинат. По пьяни так сразу и не выговоришь, но внутри павильона эти слова журчат музыкой, переливаясь и играя на солнышке, словно струи пятилетнего коньяка!
И опять – ровно в десять! – щелчок замка, и через минуту в фирменном магазине при заводе человек двадцать! И вновь перед моим взором искрящиеся россыпи коробочек и бутылочек, а слух ласкает звяканье толстого стекла, наполненного прозрачной коричневой карамелью… Запасы коньяка и граппы из Кизляра быстро таяли, а впереди были ещё сотни и сотни километров и целая куча приключений. Ну и как, спрашивается, было не затариться двумя ящичками в дорогу? Но тут, под эту ритмичную лезгинку разновкусных произведений и перезвона разномастных ёмкостей главное было не пуститься в пляс, сжимая в кулачках последнюю экспедиционную кассу. Но как же ж это, ёж тебя наколи, было сложно!
Дозаправка в воздухе прошла благополучно. Всё! На запад! В горы! К облакам! Пока Лена, зажмуриваясь от страха, вцепившись обеими руками в руль, вела Калину между острых камней дагестанского просёлка, я под предлогом работы с картой втихаря откупорил одну. Маленькую. Сначала помещаешь немного коньяка в рот, но не глотаешь, а, как учили, под язык. И ждёшь… Во рту теплеет… Язык немеет… Когда начинает слегка пощипывать, проглатываешь и опять ждёшь… В пищеводике разливается приятный жар… Долго не просиживая — вторую порцию, под язык. Сладостное ожидание под ореховый привкус уже рисует новые каракули ощущений… Проглатываем… Следом тоненькую косичку адыгейского сыра… Теплота опускается в животик, заполняет собою всю брюшную полость… Пара поворотов по серпантину и третий глоток… Пять секунд томления – вот она! Кровь приливает к голове, мышцы расслабляются, в ногах появляется лёгкость. Мир вокруг цветнеет, сознание приобретает ясность и чёткость, тревоги отступают и уже кажутся глупой суетой. Ноги сами начинают отбивать октавы народного дагестанского инструментала, текущего из динамиков – левой – раз, правой – три, левой — раз, правой — три. Гармоники комуза и палитры кавала, инкрустированные динамикой нагары, сплетаясь в оркестр, носятся меж горных пик, вьются перед капотом, зазывая всё дальше и дальше. Во, теперь поплыли!
В сердце Дагестана, среди горных аулов, вроде бы, не принято вот так, среди бела дня лакать коньяк. Но так кто ж лакает! Это ж искусство! Восстановление нормального высокодуховного мироощущения и настроения! Чистая творческая экзистенция! Баракаллаху фикум, братья! Ваше здоровье!
Другие публикации автора из поездки по Дагестану:
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть I/XII: Первое знакомство
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть II/XII: Сарыкум и Махачкала
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть III/XII: Каспийск и улочки Дербента
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть VII/XII: Даргистан. Кала-Корейш
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть VIII/XII: Даргистан. Кубачи
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-x-xii-dorogami-avaristana/
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/gamsutl/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-xi-xii-gorod-prizrakov/
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-xii-xii-obnyat-neobyatnoe/
Поделиться
03 Окт 2018 г.
Единственный удав, голова которого включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на курортах Северного Кавказа. Угадаете, о чем...
Апр 2019 г.
Дербентский базар в любое время года — своеобразная цветотерапия и момент, когда можно запастись витаминами. Наш гид по Дербенту Таиса...
Мар 2019 г.
Цитадель Нарын-кала
Мар 2019 г.
Дербентская Джума-мечеть
Мар 2019 г.
Попытавшись сфотографировать Джума-мечеть — самую старую мечеть на территории бывшей Российской империи и одну из важнейших...
Мар 2019 г.
“Они называли себя “Царями царей”, – рассказывал мой друг-историк Саша после своего путешествия по Дагестану. Я еще запомнил тогда странное...
Фев 2019 г.
Комментарии к статье