Сюргинский союз

0

Поделиться

01 Янв 2009 г.

Территория, занимаемая сюргинцами, расположена, в основном, в горной зоне внутреннего Дагестана, в юго-западной части нынешнего Акушинского и западной части нынешнего Дахадаевского районов.

(Исторический очерк)

Соседями сюргинцев были Акуша-Дарго — на севере, Кази-Кумухское ханство — на западе, Буркун-Дарго — на юге, Кайтаг-Дарго (общество Ицари. Гапш, Ганк) — на востоке. Один из отрогов хребта Кокма-Даг проходит на юге территории союза, образуя собой границу с южными соседями. От Шунудага идет крутой хребет Салух, служащий границей Сюрги с Акуша-Дарго (Берже А., 1856. С. 328; Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К., 1999. С. 284).

Исторически Сюрга подразделяется на верхнюю (хъарсирхIяла) и нижнюю зоны (хьарсирхIяла). К верхним сюргинцам относятся сельские общества Урари, Дуакар, Наци, Нахки, Карбучимахи, Цугни, Гулебки, Ургани и их отселки, где климат более суров, чем в нижней зоне. К нижней зоне относятся: Ураги, Сутбук, Урцаки, Бакни, Хуршни. Мирзита, Гуладты, Дзилебки.

В VIII-ХII вв. на территории современного проживания даргинцев существовал ряд государственных образований: Зирихгеран, Хамзин или Хайзан, ал-Карах, Шандан и Филан. В какое из этих государственных образований входила Сюрга, ответить сложно. Ряд исследователей считает, что Сюрга вместе с Акуша-Дарго и Каба-Дарго вошла в состав раннефеодального владения Шандан.

Мы не можем согласиться с этим, так как после распада Кавказской Албании в V в. и включения ее в состав Ирана сюргинцы оказались под властью Сасанидского Ирана. В период VIII-ХII вв. сюргинцы вместе с буркундаргинцами и первоначальным Зирихгеран-Кубачи объединились в единое раннесредневековое политическое образование Зирихгеран.

Причинами объединения сельских обществ Кубачинско-Даргинского нагорья в единое раннесредневековое государственное образование Зирихгеран стали: во-первых, необходимость защиты от иранской агрессии, особенно при Сасанидах в период правления Хоcрова Ануширвана; во-вторых, сохранение независимости и самостоятельности от усиливающихся соседних владений Хайдака и Гумика; в-третьих, заинтересованность самого Ирана для удобства сбора дани и управления.

Более подробные сведения о Зирихгеране имеются у Масуди. Он называл его «царством Зеркерань», что на персидском языке означало «кольчужные мастера», так как многие жители этого государства «мастера кольчуг, стремян, удил, мечей и других железных вещей». В сообщении речь идет не об одном городе или нескольких селениях, а о царстве Зирихгеран, т.е. обширной территории более десятка соседних сел.

В XII в. в результате политической децентрализации Зирихгеран распадается на Кубачи, Сюргу и Буркун-Дарго. Причиной распада Зирихгерана послужило стремление Кубачи, с одной стороны, и общества Сюрга и Буркун-Дарго, с другой, к обособленности и политической самостоятельности. В последующие века Сюрга становится этнически и территориально единым, а экономически — достаточно сильным и развитым для того времени союзом сельских общин.

Первое письменное упоминание о Сюрге также относится к XIV в. Первоначально в состав союза входило семь селений: Дайхар (Дуакар), Нухи (Нахки), Нуци (Наци), Галадди (Гуладты), Урйар (Урари), Суаниб (Цугни), Буламук. Они и составляли основное ядро союза.

К причинам образования союза Сюрга относятся: необходимость дальнейшего роста производительных сил и связанное с этим усиление торгово-экономических связей обществ между собой, а также предотвращение опасности, которая исходила от феодальных владений, в частности от Кайтагского уцмийства и Кази-Кумухского шамхальства. Существовала также постоянная угроза со стороны иноземных завоевателей. Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что образование союза Сюрга происходило в период ХII-ХIV вв. по объективной необходимости сельских общин.

Исторические факты свидетельствуют, что союзы сельских общин Сюрга и Акуша-Дарго нередко приходили на помощь друг другу в периоды нашествий иноземных правителей. После разорения Акуша-Дарго и падения укрепленной крепости Ушкуджа Тимур, достигнув сел. Таити, не прошел в Сюргу через перевал, а повернул через горный хребет Лис на Зирихгеран. Сохранилось название дороги «Тимурла гьуни» (дорога Тимура) по маршруту Бутри — горный хребет Лис-Хуршни-Бакни-Сутбук-Урцаки-Кубачи, по которой прошел Тимур со своим войском. Эта борьба, как один из главных внешних факторов, и ускорила процесс объединения «родовых» поселений. «Монголо-татарские нашествия ХII-ХV вв., — пишет М.О. Османов, — окончательно разорили и разрушили эти поселки и вызвали группирование отдельных «родовых» поселков (очень часто их остатков) в более далеких, укромных местах, менее доступных для завоевателей».

Дальнейшее развитие истории свидетельствует о крепкости союзнических отношений между Сюргинским союзом и Акуша-Дарго, особенно в период нашествия войск иранского завоевателя Надир-шаха. Войска Надир-шаха дважды вторгались в Сюргинский союз. Первый раз кызылбаши пришли со стороны Кумуха в 1735 г. во время второго похода Надир-шаха в Дагестан. Феодальные владетели Дагестана: Сурхай-хан Казикумухский, Эльдар шамхал Тарковский, Ахмед-хан уцмий Кайтага — решили соединиться у Казанища и выступить совместно против войск Надир-шаха. Акуша-Дарго также выступило на стороне антинадировской коалиции. И сюргинцы принимали участие в этих событиях, поскольку они являлись политическими союзниками Акуша-Дарго. Дальнейшие события для союзников сложились неудачно. Сурхай-хан и Эльдар шамхал были разбиты и с остатками войск отступили в Аварию. Акуша-Дарго было разорено, Кумух признал власть Надир-шаха. Ахмед-хан уцмий Кайтага укрылся в крепости Кала-Корейш. Часть иранских войск из Кумуха направилась к крепости через сюргинские земли по долине р. Уллучай. Первым сюргинским селением на этом пути было Карбучимахи, куда они и пришли. Жители оказали упорное сопротивление захватчикам. Заняв село, завоеватели собрали оставшихся в живых жителей — женщин, стариков, детей — и растоптали их своей конницей на местном току («мизла дурези»). В течение 8 дней иранцы отсюда совершали набеги на окрестные селения. Немногим жителям удалось спастись после захвата селения иранцами.

Вторично иранцы вторглись в сюргинские земли в сентябре 1741 г. после неудачного третьего похода Надир-шаха в Нагорный Дагестан против аварских союзов вольных обществ, прежде всего Андалала. Надир-шах сам провел разведку в ауле Нахки, потом штурмовал его.

В конце XVIII-нач. XIX вв. Дагестан оказался в сфере интересов сразу трех держав шахского Ирана, султанской Турции и Российской империи. Борьба за овладение Кавказом шла с переменным успехом. Но это самостоятельная тема.

После разгрома Сурхай-хана в Дагестане не осталось сил, способных оказывать сопротивление русским войскам. В 1812 г. Сурхай-хан согласился принести присягу на верность российской короне. Вместе с ним присягу принесли акушинский и весь даргинский народ. Об этом подробноговорится в рапорте от 19 июля 1812 г. за № 417 начальника войск в Дагестане Н.М.Хатунцева главнокомандующему Н.Ф.Ртищеву.

Присоединение Казикумуха, Акуша-Дарго и Сюрги в 1812 г. по существу завершило присоединение Дагестана к России. Гюли-станский мирный договор 1813 г. между Россией и Персией официально оформил вхождение Дагестана в состав России.

Видимо, все эти меры не произвели никакого воздействия на даргинцев, и Ермолов вынужден был прибегнуть к силе. В декабре 1819 г. Ермолов организовал поход на Акуша-Дарго и ее союзниц Сюргу и Цудахар. Малочисленными потерями Ермолов рассеял войско горцев и занял Акушу, после чего направил свои отряды в Сюргу и Цудахар и потребовал, чтобы к нему явились старшины всех обществ. На Сюргу и Акушу была наложена подать: на общество Сюрга 400 руб. серебром, Акушу — 2000 баранов в год. В последующем за верность в годы русско-иранской войны 1826-1828 гг. Акуша была освобождена от этой подати, а за Сюргой подать сохранена. Видимо, Сюрга сохранила антирусскую ориентацию, и с уходом Ермолова перестала вносить подать и повиноваться царскому правительству. В своем донесении ген.-майор Граббе прямо указывал на это: «Причисленные к Дагестанскому округу общества лезгин, как-то: Рутульское, Сюргинское и вольный город Кубачи, не исполняют с давнего времени лежащих на них повинностей и через сие состоят за ними значительные недоимки в податях с 1823 г., а именно за Рутульским обществом -2103 р., за Сюргинским — 2165 р. и за Кубачинским — 24 р. и 2000 червонцев. Что же касается Сюргинского общества, то таковое решительно отказалось как от платежа подати, так и от повиновения правительству нашему».

В 20-50 гг. XIX в. горцы Дагестана и Чечни вели борьбу за независимость против царских колонизаторов под руководством трех имамов: Гази-Магомеда, Гамзат-бека, Шамиля. Сюргинцы, как и остальные даргинцы, принимали непосредственное участие в борьбе против царских войск, которое выражалось как в активной вооруженной борьбе, так и в пассивной борьбе (отказ от платежей, неповиновение властям, отказ от пропуска русских войск).

В 1844 г. в сражении с русскими лакские, даргинские, в частности сюргинские, горные села потерпели поражение. Казаки захватили селения Наци и Урари. При этом в плен попал кадий Наци Абдулла, «которому Шамиль поручил начальство над 8-тыс. сборищем». В Наци и Урари русские войска отбили у сюргинцев до 4 тыс. овец и расположились в 5 верстах от сел. Урари. Потери сюргинцев составили 300 убитых и 100 человек попали в плен. После этого поражения сюргинцы покинули Кази-Кумухское ханство, а Аргутинский начал усмирение Сюргинского общества. 11 июня русские войска двинулись на селение Дуакар.

Сюргинский союз формально находился в составе Дербентской губернии с 1821 г. Когда в 1844г. из шести малых обществ: Акушинского, Цудахарского, Усишинского, Мегехского (Мугинского), Мекалинского (Мекегинского), Оранлинского (Урахинского) был образован Даргинский округ. Сюргинское общество оставалось отдельным. До 1854г. округ этот числился в составе Дербентской губернии, а с 1854г. было введено окружное управление.

Е.И. Козубский указывал, что в 1856 г. к округу было присоединено и общество Сюрга.

В 1860 г. Дагестанская область была разделена на 4 отдела. Даргинский округ, в состав которого входило и общество Сюрга, вошел в состав северного отдела.

Особенностью политического положения Сюрги среди даргинских союзов сельских общин было сохранение независимости (как политической, так и экономической) от соседних феодальных владений, в то время как другие союзы потеряли эту независимость. Союзы Ганк, Гапш, Ицари, Каба-Дарго оказались в составе Кайтагского уцмийства, Буркун-Дарго — в составе Кази-Кумухского ханства, Акуша-Дарго — под покровительством Тарковского шамхальства.

По мнению М.О. Османова, «сохранению его (Сюрга. — Р.С.) независимости во многом способствовало соперничество Кайтага и Акушинского суперсоюза, и сюргинцы служили своеобразным буфером между ними». Далее он пишет: «Именно такая пограничная расположенность Сюргинского союза и наличие у него достаточной военной силы в сочетании с воинственностью его населения способствовали тому, что союз окончательно не вошел ни в одно из этих политических образований».

20 апреля 1867 г. общество Сюрга было преобразовано в наибство. В конце XIX в. в Сюргинском наибстве насчитывалось 2550 домов с общим числом населения 10844 человек, 16 сел и 38 отселков.

В 1899 г. Сюргинское наибство было преобразовано в участок. По данным переписи 1917 г., в Сюргинском полицейском участке было 3491 хозяйство с населением 12524 человека, 4 сельских общества и 92 населенных пункта. Увеличение числа хозяйств и населения связано с присоединением кабадаргинских селений.

В 1926 г. в результате районирования Дагестана участки были упразднены. В 1929 г. часть сюргинских селений, а точнее 22 селения, вошли в состав вновь образованного Ураринского района, впоследствии переименованного в Дахадаевский. Другая часть селений (Цугни, Ургани, Гулебки, Нахки, Наци) со своими отселками вошла в состав Акушинского района.

За годы советской власти произошли большие изменения в жизни сюргинцев. Особенно это коснулось области культуры и быта. В селах были открыты школы, сельские клубы. Проводилась большая работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В общественную жизнь все шире и активнее вовлекаются женщины-горянки.

Активное участие сюргинцы приняли в создании колхозов, новых форм коллективного хозяйствования. Как и другие народы Дагестана, сюргинцы также подвергались раскулачиванию и репрессиям. Из каждого села 7-8 хозяйств были объявлены «кулацкими» и выселены в Среднюю Азию. Репрессиям подвергались также религиозные деятели, духовные авторитеты.

Особенно заметные сдвиги в экономике, культуре сюргинцев произошли в 60-80-х гг. XX в. В эти годы села были полностью электрифицированы, автомобильные дороги соединились с райцентром и столицей республики. Новым явлением в жизни сюргинцев стало регулярное телерадиовещание.
Начавшийся в конце 80-х — начале 90-х гг. процесс перестройки и перехода к рыночным отношениям, развал СССР и наспех проведенная приватизация негативным образом сказались на социально-экономическом и культурном развитии сюргинцев. К сожалению, за последние десятилетия многие сюргинские села опустели, им также не удалось избежать массовой миграции молодежи в города. Пришли в запустение некогда ухоженные, обработанные террасы вокруг селений.

Накопленное народное достояние было разворовано за считанные месяцы людьми, которые не имели на это морального права. Утеряны многие традиции и нравственные ценности, присущие нашему народу. Будущее поколение не простит нам, если мы не сумеем сохранить свою историческую самобытную культуру и традиции.

, раздел: История

Автор: Р.М. Султанбеков, доцент кафедры истории Дагестана ДГПУ, к. и. и. / Источник: журнал "Народы Дагестана", № 5
0

Поделиться

01 Янв 2009 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля