ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Районный центр — с. Уркарах, расстояние от которого до г. Махачкала составляет 165 км. Площадь района — 760,4 кв. км. Общая численность населения — 37,6 тыс. человек. Национальная структура населения- даргинцы — 99,3%, остальные этносы — 0,7%. На территории района расположено 64 населенных пункта, объединенных в 26 муниципальных образований
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Агропромышленный комплекс является ведущей отраслью района. Общая площадь сельхозугодий района составляет 48,2 тыс. га. В настоящее время в районе функционируют 25 сельхозпредприятий с различной формой собственности, 58 КФХ и более 11 тыс. личных хозяйств. Промышленность: ГУП «Кубачинский художественный комбинат».
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
420 памятников культурного наследия, в т.ч. 8 памятников федерального и 308 памятников — республиканского значения. Историко-архитектурный и туристский комплекс Кала-Корейш, кала-корейшская Джума-мечеть и ицаринская круглая сигнально-сторожевая башня. В районе функционируют популярные туристические маршруты: «Горские легенды и предания», «Народные художественные промыслы», «Башни в горах», «По следам первобытных художников».
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Основными направлениями развития экономики района, наиболее перспективными для вложений инвестиций, являются АПК, туризм и санаторно-курортное обслуживание. В области АПК наиболее привлекательным направлением является создание комплексов для переработки продукции животноводства и растениеводства. У района есть возможность самостоятельно обеспечить себя электроэнергией, для этого необходима разработка проектов восстановления малых ГЭС на территории района. Рекреационный ресурс Дахадаевского района, его курортно-оздоровительный потенциал имеют перспективы для вложения инвестиций. Этому способствует живописная природа района, контрастный ландшафт, экзотическая горная архитектура поселений, наличие древних и средневековых центров народных ремесел (кубачинских златокузнецов и вышивальщиц, харбукских оружейников, амузгинских мастеров булата, кищинских мастеров по дереву, сутбукских и ураринских камнерезов, сулевкентских гончаров).
Образован по проекту районирования Дагестана, утвержденному 4-й сессией ЦИК ДАССР VI созыва 22.11.28 г. на части территории бывших Даргинского, Кайтаго-Табасаранского и Лакского округов как Ураринский кантон. Постановлением ВЦИК от 03.06.29г. переименован в район, а постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 19.04.30 г. Ураринский район переименован в Дахадаевский (имя славного дагестанца Махача Дахадаева). В настоящее время в его состав входят 25 сельских и один поселковый муниципалитетов. Количество населенных пунктов — 64. Центр района — с. Уркарах. Территория района занимает площадь 767,6 кв.км, большая часть которой расположена в высокогорной зоне. Граничит с Агульским, Акушинским, Кайтагским, Кулинским и Сергокалинским районами. Население района насчитывает 41 538 человек (на 01.01.2009 г.), из них по национальному составу: даргинцы — 41 122 (99,1%); лакцы-338(0,81%); русские-22 (0,05%); армяне -7; аварцы- 5; азербайджанцы- 4; кумыки — 3; лезгины -3; украинцы-3; татары -3; ногайцы-2. Основное занятие жителей: животноводство, традиционные народные промыслы и торговля.
История жителей Дахадаевского района неразрывно связана со всеми коренными народностями Дагестана.
О том, что эта земля была заселена людьми еще в ашельскую эпоху, свидетельствуют археологические находки, обнаруженные на ее территории — каменные и кремневые артефакты, хранящиеся в республиканском музее.
Первые земледельческие поселения здесь, по сообщению директора Новосибирского института истории, археологии и этнографии академика А.П.Деревянко, посетившего район с экспедицией в сентябре-октябре 2004 года, возникли в 4-м тысячелетии до н.э. Крупный специалист в террасном земледелии профессор М.А.Агларов также признает, что Дагестан является древнейшим очагом возделывания зерновой культуры. Об этом свидетельствуют и удивляющие взор современников, многочисленные земледельческие террасы — великий труд наших предков, запечатленный на крутых горных склонах вокруг сс. Ицари, Шири, Ураги, Урари и др.
Наскальные изображения эпох энеолита, бронзы и раннего железа, выявленные в окрестностях поселений Санжи, Зубанчи, Кудаги, Дибгаши, Кубачи, образуют большую галерею «рисунков первобытных художников». На них минеральными красками охрой разных оттенков изображены безоаровые козы, олени, лошади, всадники, древние солярные и геометрические знаки.
Первым политическим образованием, куда входила территория Дахадаевского района, как и всей южной части Дагестана, являлась Кавказская Албания. Доктор исторических наук Б.Г.Алиев в этой связи приводит пример сравнительной схожести корней многих слов, употребляемых в даргинском и удинском языках. А «…удинский язык, — пишет академик А.С.Чикобава,- исторически имел значительно большее распространение, представляя собой один из пережиточно сохранившихся языков древней Кавказской Албании».
В V в.н.э. после распада Кавказской Албании и ее вхождения в состав Ирана на ее бывших границах возник ряд царств: Лакз, Табасаран, Хайдак (Хамзин), Гумик, Зирихгеран и др. Из них северная часть Хайдака и полностью Зирихгеран (нынешнее Кубачи с близлежащими поселениями) находятся на территории Дахадаевского района.
В VIII-Х вв., как пишет В.Ф.Минорский, на территории Дагестана были известны и политические образования Карах (Уркарах) и Шандан.
Каждое из них объединяло определенные племенные группы даргинцев, проживающие на современной территории Дахадаевского района. Первое упоминание о Шандане дается у арабского автора IX в. Белазури в связи с «исламским походом» арабского полководца Мервана на Дагестан и вторжением в Шандан в 740 году. В источниках также сообщается, что «среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана». Исповедовали тогда их жители наряду с языческими верованиями христианство (распространяемое армянскими и грузинскими миссионерами) и иудейство (официально принятое частью хазар — временным союзником шанданцев в сражении против Ширвана и ал-Баба в 909 г.). Борьба за исламизацию шанданцев длилась более 100 лет, вплоть до его распада в начале ХI в. В названное политическое объединение, по версиям разных историков, входили общины аулов Дибгаши, Калкни, Гунакари, Ираки, Чишили, Меусиша, Цизгари, Цураи, Бускри, Дейбук, Викри, Унеу и др. поселений региона. Бытует мнение, что после распада Шандана происходит разобщение и ослабление племенных союзов даргинцев, и на его осколках выделились общинно-территориальные союзы Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго и Сюрга. Здесь еще предстоит провести дополнительные исследования.
Значительное влияние на политическую историю Дагестана во второй половине 1-го тыс. н.э. имели Хайдак (Кайтаг) и Зирихгеран (Кубачи). В XIII-сер.XIX вв. власть Кайтагского уцмия (титул феодального правителя) распространялась на большинство поселений, расположенных ныне в Дахадаевском районе, где и находится первоначальная резиденция уцмиев- Кала-Корейш. Кайтагское уцмийство, чья власть простиралась до побережья Каспия, ослабло после опустошительного вторжения полчищ Тамерленга в 1395-96 гг. В результате связанного с этим политического упадка уцмийства из его состава выделились общинные объединения Гапш, Ганк и Муйра. Наиболее влиятельными уцмиями после упоминаются Ахмед-хан (правил до 1578 г.), при его участии происходило оформление прав феодальной собственности, позднее принятые во всем Дагестане, и Рустем-хан-уцмий (XVI-XVII вв.) — составитель одного из древних сборников обычного права народов Северного Кавказа.
Общий обзор политической карты региона того периода позволяет выделить вольное общество Сюрга (Сирха), куда вошли аулы и хутора Дуакара, Урари, Дзилебки, Наци, Цугни, Гуладты и др. Главным селом сирхинцев было крупное поселение Нахки, но после его полного разрушения войсками Надир-шаха в 1741 году происходит возвышение с.Урари.
Как непокоренные свидетели разных лет до сих пор стоят на земле Дахадаевского района боевые и сторожевые башни, испытавшие нашествие гуннов, хазар, арабов, монголов, турок, тимуридов, персов, царских колонизаторов и других непрошеных возмутителей мирной жизни дагестанских народов. Они, как и люди, объединились, выстояли, защитили свой родной очаг и в дальнейшем навеки связали свою судьбу с великим русским народом.
Культура каждого народа неотделима от его языка, письменности, обычаев, верований, творчества и быта.
Антропологически даргинцы, населяющие территорию района, относятся к кавказскому типу, их язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи. Здесь сформировались следующие формы диалектов даргинского языка: кайтагский, кубачинский, сирхинский, санжинский, муиринский. Диалект кубачинского языка (к ним включают и близкий к ним язык жителей сс. Ашты, Дирбаг, Амузги, Сулевкент, Шири) существенно отличается от других даргинских диалектов, из-за чего отдельные исследователи кубачинцев в одно время относили к отдельному этносу. Жители с. Шадни между собой общаются на исторически родном лакском языке, а с соседними жителями чисто на даргинском и в паспорте записывали себя даргинцами.
Сведения о древнем языке и письме дахадаевских даргинцев пока неточны и слабо освещены в исторических документах. Но о широком распространении здесь арабской письменности имеются достоверные данные, приводимые известным дагестанским ученым А.Р.Шихсаидовым. Он неоднократно организовывал экспедиции в район и по их итогам пишет: «В числе обществ, связанных с формированием рукописной традиции и ставших очагами рукописной книжной культуры, была «область» Зерехгеран (Кубачи)». Областью его он называет, имея в виду вхождение в это сообщество жителей прилегающих аулов: Ашты, Дирбаг, Шири, Амузги, Сулевкент и других, позднее слившихся с ними отселков. «Зерехгеран» специализировался на толковых словарях и грамматике арабского языка, а также сочинениях выдающегося деятеля суфизма ал-Газали (1056-1111).
Наиболее раннее сочинение, переписанное каллиграфом Абу Бакром, сыном Мухадая ал-Джабали аз-Зерехгерани, датировано 1438 годом. В с.Кунки экспедиция обнаружила рукопись Корана в копии 899/1493-1494 гг., выполненный Харуном бин Ахмад аш-Ширини в селении Амузги. Работы по тиражированию рукописей в последующем выявлены экспедициями в сс. Урари, Викри, Кища(Кишши).
Письменность и в течение XIX века велась на основе арабского алфавита (аджаме), далее — до 1930 года ввели латиницу, обучение велось на тюркском языке, а с 1938 года используется русская графика. Литературный даргинский язык начал складываться в советское время на основе акушинского диалекта.
Общественный быт регулировался обычным правом, традициями, установлениями морально-этического кодекса. Нормы шариата почитались кадиями и населением в основном при значимых судебных разбирательствах.
Центрами распространения ислама суннитского толка, принятого всем населением района в разное время, были Кала-Корейш (Х-ХI вв.) и Уркарах (принял ислам в 995 г.). Сравним, Кубачи в ислам обращен лишь в 1306 году. У урагинцев и дзилебкинцев ислам был распространен только после прихода Тимура. Из семи первых мечетей Дагестана А.Р.Шихсаидов называет мечеть Кала-Корейша XII века с его великолепным штуковым михрабом. Средневековые культовые сооружения в первозданном виде сохранились и в сс. Худуц, Кунки, Гуладты, Кубачи, Шири.
Традиционными народными промыслами у сирхинцев считались ткацкое ремесло, выделка овчины; в Кубачах — в течение 2 тыс. лет формировалось искусство художественной обработки металла, производство кольчуг, домашней утвари, ювелирных украшений, холодного оружия, шитье золотыми нитками, вязание, а соседнее село Амузги специализировалось на производстве булатных клинков; в Харбуке в XIV-XV вв. плавили железо, изготавливали кинжалы, ножи и сабли, кремневые пистолеты и ружья, орудия сельского хозяйства, печи, замки и др. утварь; с VIII-IX вв. в Сулевкенте изготавливали керамическую посуду; искусство резьбы по камню распространено в Сутбуке, Кубачи, Урари, Урхниша, Бакни, Уркарахе; резчиками по дереву славились кищинцы, кубачинцы, калкнинцы, цураинцы. Паласы и ткани производили кищинцы.
Отдельные традиционные народные промыслы сейчас сохранились в Кубачи (изделия из серебра, шитье), Харбуке (металлообработка), Кища (сундуки, люльки, чунгуры, ложки), Сутбуке (резные стелы, камины), Гуладты и Кунки (шубы, папахи). Район славится фольклорным творчеством гуладтынских, сутбукских, урагинских, урцакинских, кищинских, меусишинских и ицаринских хорео-графических коллективов.
Район уникален еще тем, что на его территории расположено более 550 памятников культурного наследия федерального и регионального значения, в том числе известный историко-архитектурный комплекс «Кала-Корейш», наскальные рисунки, писаницы эпохи бронзы в окрестностях сс. Дибгаши, Зубанчи-Трисанчи, Санжи-Ицари, Харбук; боевые и оборонительные средневековые башни разных типов в сс. Кубачи, Кища, Зубанчи, Ицари, Джурмачи, Ураги.
Земля Дахадаевского района дала миру плеяду известных в Республике Дагестан и за ее пределами представителей науки и образования, деятелей культуры, литературы, искусства и спорта, государственных и общественных деятелей, героев войны и труда. Среди них: отметивший недавно в республике свой 90-летний юбилей фронтовик, Герой России Магомед Гамзатов; замечательный животновод Герой Социалистического Труда Гилал Мусагаджиев; народный писатель Дагестана, киносценарист Ахмедхан Абу-Бакар; народный поэт Дагестана Сулейман Рабаданов; народный писатель Дагестана Магомед-Расул Расулов; народные художники России Расул Алиханов и Гаджи-Бахмуд Магомедов; народный художник Дагестана и заслуженный художник Грузинской ССР- Манаба Магомедова; композитор, член Союза композиторов России- Магомед Касумов; член-корреспондент Академии наук Азербайджана, один из первых ректоров ДГУ А.Г.Алиев; первый зам. председателя Президиума ДНЦ РАН, заслуженный деятель науки РФ и РД А.К. Алиев; лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель науки РФ и РД И.А. Шамов; зав. кафедрой литератур Кавказа ДГУ, профессор А.М.Вагидов и многие другие. С прошлого года возглавляет ДГУ и добивается успешной реформы ведущего вуза республики М.Х.Рабаданов, а ректором налогового института также является уроженец Дахадаевского района Б.М.Магомедов.
Среди государственных и общественных деятелей республики добрую память о себе оставил А.Т.Абдуллаев, проработавший на должности министра финансов Дагестана с 1962 по 1984 год, за свою безупречную службу прозванный в народе «железным министром». Также достойно представляет своих земляков на должности Министра по национальной политике, информации и внешним связям РД доктор философских наук Г.М.Курбанов.
Яркий и плодотворный путь комсомольского и партийного лидера республики прошла П.К.Чурланова, которая ныне возглавляет не менее ответственный пост председателя Комитета Правительства РД по делам архивов.
Порадовало дахадаевцев в 2008 году решение Российской Академии естественных наук об избрании их земляка генерального директора филиала ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электрические сети (МЭС) Центра — Мисрихана Мисриханова действительным членом Академии по отделению «Научные основы регулирования естественных монополий».
М.Ш. Мисриханов работает на должности генерального директора МЭС Центра с 2002 года. Под его непосредственным руководством за прошедшие семь лет введены в эксплуатацию крупнейшие электросетевые объекты, имеющие большое значение для энергоснабжения центральных регионов России.
Комментарии