В гостях у угбуган – «губителей людей»

0

Поделиться

02 Авг 2019 г.

Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару лесистых хребтов — и моментально всё меняется. Сразу оказываешься в целой системе древних горных аулов, по масштабам скорее близких к небольшим городам. Добротные сакли лепятся к горным седловинам, напоминая гигантские соты.

Аул златокузнецов Кубачи известен с 10 века, когда под именем Зирихгеран впервые был упомянут в хрониках абассидского историка и географа Аль-Масуди . Сами местные жители иронично называют его Угбуг, а себя угбуган, или — губители людей.

Триста дней в году пелена тумана скрывает Старый Кубачи. Деликатная работа кубачинцев меньше всего нуждалась в огласке и повышенном внимании. Для аула они выбрали место, надежно укрытое природным занавесом.

Говорят, что туман повлиял на характер кубачинцев ничуть не меньше их престижного ремесла. Более тысячи лет основным занятием здешних мужчин остается изготовление статусного оружия, украшений и кухонной утвари из серебра и золота.

42.0528 с. ш., 47.3605 в. д. Аул Кубачи, Локация – Дахадаевский районе Республики Дагестан. Высота над уровнем моря – 1750 метров. Население 3034 человека. Национальность – кубачинцы, субэтнос даргинского народа. Язык — кубачинский язык даргинской ветви нахско-дагестанской семьи.

 

Это было очень закрытое от мира сообщество. В прежние времена отцы кубачинских семейств выдавали дочерей замуж только за односельчан, чтобы секреты родового ремесла не уходили на сторону. И теперь кубачинцы чаще всего женятся именно на кубачинках.

Неизменный спутник местных женщин, белый каз — широкий платок с вышивкой и бахромой. Рисунок на платке может многое рассказать о хозяйке — чаще всего это дело её рук и её же острой иглы. Как мальчиков с детства приучают к ремеслу златокузнеца, так и девочки с ранних лет умеют расшивать казы. Таких платков больше нет ни у кого на Кавказе.

Ещё один знаковый местный предмет, очень характерный кубачинский кувшин-мучалы

Пока хозяйки вышивают платки, готовят еду и вяжут носки-джурабы, мужчины занимаются обработкой драгоценных металлов. В пелене тумана отчетливо слышны мелодичные звуки инструментов, по которым легко найти их мастерские.

Клинки для оружия в прежние времена ковались в соседних селениях. Стук грубого молота не должен был раздражать мастеров, на слух привыкших судить о качестве драгоценного металла. И сегодня дом кузнеца находится на некотором отдалении от основного поселка.

Лишь изредка солнце прорывается через облака и клубы тумана, и становится видно, как сложно и обдуманно устроена эта потаенная горская жизнь. Сакли Старого Кубачи — словно монументальные ступени на склоне горы.

Здесь вместо улиц – горные тропы, а вместо окон первых этажей – бойницы. Все дома — видовые, но их огромные террасы обращены в вечный туман. Каждый камень здесь – древний артефакт, способный рассказать о целых пластах истории этой части Дагестана.

Как у всякого древнего дагестанского аула, улицы Кубачей ещё и часть оборонительной системы. Если не знать их расположения, обязательно забредешь в хорошо простреливаемый тупик.

Но скоро туманный полог вновь накроет обособленный мир кубачинцев, которых за привязанность к родовому гнезду соседи часто называют людьми одного села.

0

Поделиться

02 Авг 2019 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля