Не стало Гаджи Курбанкадиева из Амузги

Гаджи Курбанкадиев, больше известный как Мастер Гаджи или Амузгинец, — фотограф, кузнец-клиночник, Народный мастер Республики Дагестан, любящий муж и отец, друг — ушёл, не дожив нескольких дней до своего 70-летия, так и не успев женить своего сына.

18.12.1949 — 07.12.2019

Для меня он всегда останется хозяином гостеприимного дома, порог которого я переступила, впервые приехав в Дагестан. Ехала снимать кузнеца, а встретила друга, который, несмотря на разницу в возрасте, всегда понимал и поддерживал меня на поворотах жизни.

Гаджи сам когда-то развернул свою жизнь на 180 градусов и удивил всех, приняв решение после 20 лет успешной работы фотографом стать, как и его отец, кузнецом. Именно поэтому он помнил, как важна поддержка родных и друзей в решающие моменты.

Я так и не успела вручить ему альбом с фотографиями, который готовила к юбилею…

Мы так и не доехали с ним до Амузги…

Пусть Всевышний простит грехи и позволит ещё одному амузгинцу войти в Рай, дарует терпение родным и близким пережить эту потерю и возможность принять все предначертанное Им. Все мы пришли в этот мир по воле Господа и вернемся к нему в отведенный срок.

Спешите быть рядом с теми, кто вам дорог!

Марина Львова

Пялтар

Пялтар — персонаж кубачинского свадебного карнавала. Эти милые ребята врываются на свадьбу, шутят измененными голосами и бьют окружающих хлыстами. Но никто не в обиде — ведь эта традиция уходит корнями в глубокое Средневековье.

Владимир Севриновский

+3 фото

В Дахадаевском районе республики Дагестан с. Харбук широко известно как аул оружейников — центр по изготовлению пистолетов, ружей, кинжалов, сабель, ножей.

Он расположен западнее райцентра, у подножия хребта «Лес». Есть предположение, что в IX—XIII веках. Харбук был главным поселением средневекового государственного образования Шандан («шандан» по-даргински — сталь). В XIV— XV веках харбукцы научились плавить железо, позже — получать из него сталь. Руду они добывали в 7 км от аула, недалеко от с. Герхмахи Акушинского района. До сих пор здесь сохранилось место под названием «мегьла г1ями» («железный рудник»). Смесь сидерита, известняка и древесного угля (слоями) загружалась в вырытый горн, туда двумя кузнечными мехами через глиняные трубы подавали воздух и после соответствующей термической обработки получали железо.

+3 фото

Это самое потрясающее, что я видел в России за последнее время (и снова в Дагестане), и я не мог обойти это стороной. История такая. На второй день свадьбы в селе Кубачи, который называется “там” (от слова барабан, потому что играют музыку) прямо в разгар плясок вваливаются ряженные в рыцарей: в доспехах и войлочных масках с узорами. Их называют пальтарами, и они играют шутов, но с особенностями: они могут хлестать людей плетками, кидаться мукой, задираться, пить, курить. И не дай бог ты агрессивно отреагируешь, пальтары соберутся вокруг тебя и начнут гонять плетками. И никто никогда не узнает, кто был под маской.

На это обратил внимание этнограф Евгений Шилинг в начале XX века. Его книгу, кстати, издала Хадижат, которая на предыдущих фотографиях в ленте. Шилинг поговорил со старейшинами, чтобы понять, откуда это вообще пошло. До 1927 года в Кубачи существовал праздничный цикл длиной в 1-2 месяца Гулала-аку-букон. Его организовывало сообщество неженатых мужчин Гулала-кал – это специальный дом, где традиционно и обязательно должны были жить неженатые мужчины села и платить за участие в сообществе. И как только они решали провести обряд, они собирались, трижды били в барабан и так начинали цикл.

Последние три дня цикла были самые торжественные. И вот там появлялись пальтары. Их называли тогда “паалтури”, от арабского слова “исполнитель”. И они играли в представлении, когда во время семейной радостной сцены между шахом и его женой (шахла-бика) должны были похитить женщин. Женщин особо никто не хотел играть, потому что во время довольно жесткого представления их разрывали на куски (в переносном смысле). Но в общих чертах это комедийное представление, где основная роль комиков – за пальтарами, которыми мог стать любой житель и член союза неженатых.

Александр Фёдоров

Это Хадижа, у которой мы гостим в Кубачах. Но самое крутое — за ее спиной. Это небольшой домашний музей, который традиционно есть в каждой кубачинской семье. Это старинные персидские тарелки 17-18 веков, золото, серебро, огромные кувшины для воды — мучалы. Всю эту древность кубачинцы хранили поколениями семей, меняя на золото на торговых путях.

Многое пережило Советский Союз и осталось до сих пор. Остальное — лежит в музеях по всему миру.Представьте только, у кубачинцев музей в каждом доме. Но Кубачи пустеют, и люди уезжают: увозят и распродают часть этого добра.

Александр Фёдоров

Кубачи

Кубачи

Загрузить еще
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля