Армянский храм
Поделиться
06 Дек 2017 г.
Церковь Святого Григориса — часовня, возведенная в 337 г. в память о событиях IV века в селе Нюгди Дербентского района Дагестана, в 37 км от Дербента.
Албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил армянского царя Трдата прислать епископа из рода св. Григория, крестившего Армению, для проповеди учения Христа в северо-восточных странах. На эту просьбу откликнулся пятнадцатилетний внук Григория – Григорис, который и был рукоположен первым епископом Кавказской Албании и Грузии. Он основал церкви, в том числе и в Дербенте. Затем он отправился для проповеди в лагерь Царя массагетов Санесану. Это ираноязычное племя занималось грабежами и набегами, поэтому такие христианские ценности, как «не убий» и «не укради», не соответствовали их образу жизни. Санесан, по наущению приближённых, решил, что армянский царь умышленно подослал отрока, дабы прекратились грабежи, учиняемые воинами массагетов. Поэтому он велел привязать Григориса к хвосту дикой лошади и пустить её по берегу моря. Ученики Григориса перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. А на месте его гибели была возведена часовня.
Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России, раз в год приезжали сюда на поклонение, о чём свидетельствует Е.И.Козубский, написавший «Историю Дербента» в 1906 году. Предполагается, что именно в этой часовне захоронены части мощей святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Понделеймона, привезённые в Кавказскую Албанию святым Григорисом. Не исключено, что здесь могут быть захоронена часть останков самого епископа. В «Истории страны Алуанк» описан поход царя Кавказской Албании Вачагана Благочестивого в Арцах за останками мученика. Поиски правителя увенчались успехом.
Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню гласит: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.»
Часовня Святого Григориса была одним из самых почитаемых среди армян всего Восточного Кавказа вплоть до 20-х годов ХХ века.
Вероятно, нынешнее здание церкви св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века. Длина часовни — 17м, ширина — 12м, высота с куполом около 18м. На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями. С четырех сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста.
Мы встречаемся с упоминанием часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках, относящихся к 1850 году, когда ее посетил архиепископ Саркис Джалалянц. В октябре 1857 г. здесь побывал известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзникян. Он даёт более обстоятельное описание культового сооружения.
В часовне долгое время хранился камень с надписью на армянском языке. Он найден уже в наше время, когда стало известно, что один из местных жителей хранил у себя в доме плиту с непонятной ему надписью на армянском языке. Он завещал сыну, нашему современнику, отдать, когда придет время, этот камень «хозяевам». Сегодня надпись на камне переведена и находится в часовне. Она гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье. 1879 г.».
В 1962 г. Постановлением совета Министров СССР часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены часовни св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство — нет. Стоит отметить, что жители села почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры как святыню.
С 2004 года ведутся работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке Армянской Апостольской церкви.
Стены, крыша и купол часовни были укреплены, восстановлены двери и окна. Огорожен участок земли вокруг храма, сделана ограда. В настоящее время храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест. Местный художник Мелик-Мамед Агабалаев написал в армянском религиозном стиле шесть храмовых икон.
Жители села оказывают содействие в восстановлении храма: они указали, в каком месте реки находятся затопленные неизвестно кем ворота часовни. В реке же были найдены камень алтаря и другие каменные атрибуты собора. В этом благородном деле принимают участие не только армяне, но и люди, исповедующие другие религии, что свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана.
Армянский храм на карте:
Поделиться
06 Дек 2017 г.
-
Преображенская крепость
Преображенская крепость – постройка, относящаяся к концу XIX века. Заложена по указанию генерала-фельдмаршала А.И. Барятинского с целью...
-
Оборонительная башня в Шиланша
В селе Шиланша, Кайтагского района расположена высокая оборонительная башня, которая в данное время имеет три этажа, хотя в своё время она...
-
Мечеть XVIII-XIX вв.
Старинная мечеть ("Мирара") XVIII - XIX вв. располагается в центральной части селения на склоне поднимающегося к северу холма
-
Гимринская башня
Оборонительная башня, где был убит первый имам Дагестана и Чечни. Историческая башня не сохранена. На том же месте энтузиастами построена ее...
-
Мечеть XVI века
Построена она была еще в 16 веке и сегодня – это памятник истории и культуры. Практически разрушенную временем, мастерам удалось воссоздать ее...
-
Ворота Кала-Капы
Кала-капы – первые ворота от цитадели на южной городской стене. В отличие от других ворот они ведут не в город, а непосредственно к входу...
Комментарии к статье