Мечеть с минаретом XIII в.
Поделиться
10 Янв 2018 г.
Это архитектурное сооружение было построено в XIII веке на средства вдовы Султан шейх Эмира аль Богдо, одного из 5 братьев-проповедников ислама, выходцев из Сирии, мавзолей которого тоже находится в селе Мишлеш. Прямыми потомками этого проповедника являются Саидгасановы, в доме которых хранится реликвия — уздечка мула, принадлежавшего Султан шейх Эмиру. В 30-е годы хранитель мечети Саидгасанов Саидгасан был репрессирован и исчез бесследно.
Мечеть в Мишлеше состоит из двух помещений – небольшой прихожей и соединенного с ней двумя полукруглыми арочными проемами молитвенного зала (с хорами) площадью 120 кв. м. Перед главным (южным) фасадом мечети устроена галерея, на нее выходят окна и выступ михраба, в кладке которого имеется дата 1322 г. хиджры (1904-05 г.), относящаяся, по-видимому, ко времени последней капитальной перестройки. Входную дверь, окна и галерею по характеру их деталей действительно можно отнести к началу XX в. (клинчатые кирпичные перемычки, профилированные переплеты и т. д.).
Перед мечетью расположена площадь, на которой в прошлом собирались мужчины для обсуждения вопросов, касающихся общины. На этой площади, напротив мечети, устроена открытая галерея с длинной скамьей – годекан.
Интересен интерьер основного зала соборной мечети с четырьмя рядами деревянных колонн, по две в ряд (рис. 16). Поддерживающие перекрытие круглые или восьмигранные в сечении столбы имеют высоту около пяти метров. Резные подбалки этих столбов являются одними из лучших образцов искусства резьбы по дереву в цахурской архитектуре. Резьбой покрыты только те стороны подбалок, что обращены к михрабу и хорошо освещены выходящими на галерею окнами. Михраб изнутри криволинейный, а снаружи граненный. Оконный и дверной проемы с лучковыми перемычками выходят на южный фасад здания.
Высокие столбы завершаются короткими резными подбалками. Создается впечатление распустившегося цветка на тонком стебле. Как отмечает СО. Хан-Магомедов, в Южном Дагестане, в архитектуре народов лезгинской группы практически не ощущается влияние других культурных регионов на форму столбов мечети. Это имеет прямое отношение и к своеобразию деревянного ордера в архитектуре отдельных народов региона.
В мечети цахурского селения Мишлеш столбы имеют, пожалуй, предельные для деревянного «ордера» пропорции. Соотношение одинакового по всей высоте диаметра (толщины) и высоты ствола столба (без подбалки) равно 1:19, соотношение высоты столба (с подбалкой) и размаха подбалки равно в среднем 4:1. Ордер таких вытянутых пропорций с короткими по размаху подбалками и с не «тектоническими» по форме концами подбалок (тупыми и пластически обработанными) характерен только для цахурской архитектуры (при таком соотношении подбалки воспринимаются как своеобразные капители).
Лезгинский деревянный «ордер», ярким примером которого являются столбы соборной мечети Хрюга, отличается от цахурского, хотя и имеет некоторые общие черты. Хрюгские столбы завершаются подбалкой большого размаха и тектонической формы. Высота столбов (с подбалками) превышает 4 м, а размах подбалок доходит до 3,20 м (соотношение 1,25:1).
Соборная мечеть в Мишлеше была построена в средние века, а затем неоднократно перестраивалась и восстанавливалась после разрушений. Поэтому ныне она представляет собой сложный конгломерат из древних фрагментов, резных деталей второй половины XIX в. и ряда элементов начала XX в.
Мечеть с минаретом XIII в. на карте:
Поделиться
10 Янв 2018 г.
-
Мечеть в ауле Рича
Минарет с мечетью в селении Рича Агульского района, построенный в начале VIII века.
-
Башни аула Гоор
В старину в Гооре насчитывалось семь башен именно поэтому старый Гоор называли «Страной башен»
- Мавзолей шейха Мухаммеда
-
Памятный столб
Памятный столб на окраине села Кунки хранит легенду о хитрости сельчан
-
Великая Кавказская стена «Даг Бары»
В 5-6 вв. персидские строители по приказу сасанидских шахов возвели знаменитую "Горную стену" (Даг-бары) к западу от крепости Дербент.
-
Мечеть XVI века
Построена она была еще в 16 веке и сегодня – это памятник истории и культуры. Практически разрушенную временем, мастерам удалось воссоздать ее...
Комментарии к статье