Поделиться
05 Июл 2014 г.
Мы все давно осели в городах и сами не ведаем, что самое интересное скрыто в горных районах, до которых нас отделяет всего несколько часов езды. Некоторые дагестанцы могут удивиться, увидев в своей ленте в Facebook фотографию к примеру Сулакского каньона и воскликнуть: «Я даже не знал(а), что у нас есть такая красота» (таким комментариям не раз был свидетелем). В общем к месту крылатая фраза Махачкалинских бродяг: Дальше Буйнакска нигде не была.
«А давайте покажем Дагестан глазами самих же дагестанцев», — видимо сказали год назад в Минпечати и с проектом Дагестан 52/52 журналисты и блогеры объездили уже два десятка муниципальных образований.
Выезд в Гунибский район был уже вторым в рамках проекта. Но несмотря на это желающих поехать в один из самых впечатляющих по красоте районов было немало. В 7 утра 14 счастливчиков, первыми успевшими подать заявку, отправились в 4-х часовой вояж.
Перед Гунибской ГЭС нас встретил Муртазали Магомедов, начальник управления культуры и молодежной политики Гунибского района с коллегами и ветераном ВОВ Имам Газали Газалиевым – очень активный дедушка, объездивший вместе с нами практически всю экскурсию. Небольшая фотосессия и взгляд падает вниз…
Кстати, тут нет ни одной пластиковой бутылки, приплывшей вниз по реке Кара-койсу из села Согратль. Об этом подробнее ниже.
Муртазали – большой патриот и знаток родного края. Почти каждые два километра его Волга и следом наша Газель останавливались и наш гид показывал нам интересные места с подробным их описанием.
К примеру, я не знал, что в районе есть самый большой в мире природный памятник черепахе. Мало кто смог ее разглядеть на вершине горы и почти никто не успел сфотографировать.
Предложение подняться в Гамсутль было единодушно отвергнуто. Архитектура заброшенного села, конечно, впечатляет, но только одна дорога до села и обратно заняла бы практически весь день, а программа посещения района была обширной и хотелось хоть по чуть-чуть, но посетить как можно больше мест.
С дороги не каждый сразу заметит старые постройки, издали похожие на груду камней. Аул Гамсутль, еще 20-30 лет назад живший полной жизнью, сегодня заброшен. В конце 90-х годов здесь жили 4 семьи, сейчас хранителем села является его единственный житель Абдулжалил Абдулжалилов, который с 1989 года проживает в дагестанском Мачу-Пикчу, как называют аул некоторые туристы, сравнивая его с заброшенным древним городом в Перу. Уже много лет Абдулжалил является мэром города Гамсутль, так в шутку называют его гунибцы, среди которых он является настоящей звездой.
Первый пункт нашей программы – село Бухты, находящееся на границе с Лакским районом. Несколько видов по дороге:
Приезд целой делегации из 20 человек с фотоаппаратами, блокнотами и диктофонами – это, конечно, событие в скучной и размеренной жизни маленького села. Детский сад, школу, сельский клуб – первое, что мы посмотрели, благо что здания этих учреждений находились рядом.
Детсад
– заведующая детсадом Нажибат Абдулкадыровна
Школа
Клуб
«Проблемы в селе, конечно, и у нас есть», – начал было разговор глава сельской администрации Газилов Амарасхаб Магомедович и осекся. «Зачем о проблемах? Идемте лучше пообедаем!».
Какие могут быть проблемы в селе. Они одинаковы почти для всех сел Дагестана – это и отсутствие газа, и безработица, и нехватка средств на ремонт школ и другое. Уверен, что, если бы часть этих проблем в селах была решена, отток местных жителей был бы не настолько масштабен. А что мы видим сейчас? Страшно представить, что будет с дагестанскими селами через 20-30 лет. Наши родители в основном родились в селах, мы ездим вместе с ними к бабушкам и дедушкам максимум два раза в год. Скоро, увы, ездить будет уже не к кому. Сельская молодежь не возвращается в горы, предпочитая удобную жизнь в городах, и их тоже можно понять. Но не будем о грустном, ведь впереди ОБЕД!!! и мы двинулись к дому главы села.
После сытного обеда туристам из Махачкалы надо было все переварить…
…и немного прогуляться по селу
Вдали виднеются села Лакского района
Памятник погибшим односельчанам
Муртазали хорошо знает мужчин не только своего родного села Гуниб, но и соседних сел. Здесь, например, он безошибочно определил, как зовут отца этого мальчика ))
А этот маленький бухтынец на минуту стал звездой, обратив на себя внимание фотографов.
Спасибо бухтынцам за теплый прием. А нас уже ждут в Согратле.
Этот лес на склоне горы высажен согратлинскими школьниками. Ежегодно каждый выпускник должен посадить как минимум одно дерево. Очень хорошая инициатива, которую надо было бы взять на заметку всем селам.
После посещения Согратля я понял, что это село даст фору любому другому в вопросах правильного вектора развития. Об этом и о многом другом нам рассказал глава села Магомед Гаджиомаров.
В самом начале я писал, что перед стенами Гунибской ГЭС нет ни одной согратлинской пластиковой бутылки. Цех по переработке этих бутылок, находящийся при въезде в село, – гордость сельчан.
Нам тут же продемонстрировали работу станка…
…и то, что осталось от бутылки.
Эти «опилки» впоследствии продаются буйнакской фирме, занимающейся производством пластиковых труб. Вот оно настоящее безотходное производство!
В советские годы власти хотели снести мечеть, но находчивые горцы открыли в ней сельский клуб, чем спасли мечеть от разрушения. Но суровый рок все таки настиг это святое место. В конце декабря 2012 года в селе произошла настоящая трагедия – из-за устаревшей проводки сгорела мечеть вместе с уникальными рукописями Корана XVIII-XIX веков. Также сгорел и сельский клуб, где собиралась согратлинская молодежь. Односельчане своими силами стали восстанавливать мечеть.
Спустя полтора года свои двери открыл новый, уютный молодежный клуб с хорошим видом из окна.
В здании администрации села Магомед Гаджиомаров рассказал как сегодня живет село, о планах его развития.
На карте видно, что село поделено на кварталы. Для удобства каждый дом получил свой номер.
Оказывается, домашний скот дает не только мясо и молоко, но и получает государственную субсидию на свое содержание )) В селе провели перепись крупного рогатого скота и аккуратно занесли все данные на бумагу. Посмотрите какие милые прозвища ))
За пределами села находятся загоны для скота, по территории которого идет провод с током малой напряженности. Один раз коснувшись этого провода домашняя скотина уже не подойдет к нему и уж точно не разбредется кто куда. Сельчане назвали свое но-хау Электропастух. Волки может быть и не будут сыты, но овцы точно останутся целы ))
А это проекты памятников строителям дороги до Кумуха через Мегеб и Героям из Гунибского района
Коридор администрации
Зал, где собираются сельские депутаты
Один из кабинетов администрации.
Жители села узнают о последних новостях, сходах, чрезвычайных ситуациях с помощью сильного громкоговорителя установленного в центре села. Глава села продемонстрировал его работу, приставив к микрофону свой мобильный телефон с музыкой.
В Согратле как и в Гунибе на слепых поворотах установлены зеркала для предотвращения ДТП. Сельской администрацией эти зеркала были закуплены в Ленинграде и наш дружный смех вызвал рассказ главы села как ему позвонил односельчанин: «Весь Ирчи Казака обошел, не нашел эти зеркала. Где ты их купил???».
8 мая этого года согратлинцы пережили еще одно потрясение. Неизвестными в результате взрыва была повреждена часть памятника погибшим в ВОВ.
Чтобы не расстраивать единственного на сегодняшний день оставшегося в живых ветерана Мусаева Абдулу Мусаевича, ему не сообщили о происшествии и посадили 9 мая его так, чтобы он не увидел следы вандализма. И это я считаю правильным, потому что в ближайшее время сельчане планируют восстановить это свидетельство героической истории села.
Кстати из Согратля вышел один Герой Советского Союза – Камиль Магомедов и два Героя России – братья Толбоевы, Магомед и Тагиб.
Другой героической вехой в истории Гунибского района, конечно же, стало Андалалское сражение, в котором в 1741 году потерпел сокрушительное поражение Надир-шах со своей 150-тысячной армией. До того не знавший поражений «Гроза Вселенной» бежал из Аварии с остатками своих воинов (25-27 тыс. человек). В память о той битве 12 августа 2004 года состоялось открытие Хицибского мемориального комплекса «Ватан».
Комплекс построен на возвышенности, недалеко от того места, где произошла главная схватка аварцев с иранским завоевателем.
Магомед Абакаров, директор комплекса, подробно рассказал нам об истории Андалалского сражения и истории строительства памятника.
Айдемир – один из самых фотогеничных фотографов, которых я видел ))
Девочки оказались смелее мужчин и ради красивого снимка легко вспрыгивали на шаткие платформы, где из под ног ссыпались камни.
Небольшая фотосессия на смотровой площадке одной из башен комплекса и мы едем в Чох – последний пункт программы нашей поездки в Гунибский район.
Аул Чох стелется по крутому склону горы. Меня всегда поражала подобная сельская архитектура, когда крыша нижнего дома являлась двором для верхних соседей. Но дефицит полей для сельхозработ и защита от врагов требовали жертв.
Некогда великое село, откуда произошли сотни ученых, военных, деятелей культуры, сегодня, к сожалению, опустевает. Во многих окнах зияет пустота, разрушаются дома. Сами сельчане стараются ремонтировать чужие дома, куда уже давно не приезжают хозяева, потому что если рухнет верхний дом, он может разрушить и нижние. На снимке видна крыша дома, которая обвалилась буквально перед нашим приездом.
Заур Цохолов – мой знакомый, который в прошлом году провел интересную экскурсию моим друзьям из Оренбурга. Он единственный молодой чохинец, который за последние 20 лет, вернулся после университета работать в село. Успел пожить и в Москве, и в Махачкале, но малая родина и он видимо сильно соскучились друг по другу. В итоге Заур – замглавы села по молодежной политике и бизнесмен – открыл в селе хлебопекарню, чем обеспечил рабочими местами четырех человек.
Несмотря на то, что вся молодежь уехала в города, она очень активно участвует в жизни села. В прошлом году я стал свидетелем как чохинцы устанавливали на улицах села урны. Также проводятся мероприятия по восстановлению разрушенных памятников архитектуры.
Интересный факт: Мамалав завещал дом своим потомкам, а Нахибашев оставил дом тем, кто в нем живет. Сегодня мы видим, что родственники Мамалава не сохранили дом и он полностью разрушен, остались одни ворота. Дом Нахибашева сохранился, несмотря на то, что в нем жили чужие для него люди.
Может потому и не сохранился дом, пережив на своем веку не один десяток вот таких кладоискателей ))
В планах Заура – открытие в селе этнодома. Это проект, в рамках которого в селе реконструируется дом, выполненный в ярко выраженном этническом стиле, с использованием всех элементов национальной культуры, начиная от внутреннего убранства до кухонной утвари. Сейчас в этом доме идут восстановительные работы. Раньше он принадлежал кулаку, сейчас хозяева безвозмездно передали свое жилище для такого уникального проекта в связи с тем, что не могут восстановить дом, которому уже почти полтора века. К нему нет подъездной дороги и все стройматериалы приходится таскать на ослах. На создание этнодома требуются большие средства. Будем надеяться, что руководство республики обратит внимание на этот проект. Тем более, что вице-премьер дагестанского правительства Абусупьян Хархаров – выходец из этого села.
Из окна этнодома – Чох как на ладони.
Под конец Имам Газали Газалиев показал дом своих предков, в котором он собирается открыть музей патриотов.
На этом наша экскурсия завершилась и мы, уставшие, но довольные, погрузились в Газель, и в первом часу ночи мы все были дома.
Спасибо Муртазали за интересную экскурсию. Гуниб, мы еще к тебе вернемся!
Поделиться
05 Июл 2014 г.
Звание Героя было присвоено Магомеду Гамзатову при жизни. Он не только застал окончание Великой Отечественной войны, но и дожил до 1976 года – и...
Окт 2019 г.
«Молодежка» продолжает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя...
Окт 2019 г.
«Молодежка» начинает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя...
Окт 2019 г.
Рассказ наиба Инкачилау Дибира «Утром следующего дня мы с Шамилем объехали весь гребень Гуниба, причем я указывал имаму все те места, которые...
Окт 2019 г.
Нужен ли Гамсутль туристическим фирмам, которые успешно пользуются им и в сезон зарабатывают порядка… Заглядывать в карман не будем, но...
Сен 2019 г.
Дагестанский аул Гамсутль — одно из самых завораживающих мест на Северном Кавказе. В этом горном поселке теперь не живет никто, только...
Сен 2019 г.
Комментарии к статье