Справка о районе

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Районный центр — с. Маджалис. Расстояние до г. Махачкалы — 133 км, 24 км от железнодорожной станции Мамедкала. Площадь район — 678,2 кв. км. Общая численность населения — 34,3 тыс. человек Преобладающими в национальной структуре населения района являются даргинцы (95,8%) и кумыки (4,2%). На территории района расположено 45 населенных пунктов, объединенных в 16 муниципальных образований.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Сельское хозяйство. Функционируют 10 сельхозорганизаций, 310 КФХ и 9,4 тыс. хозяйств населения. В общей структуре производства продукции сельского хозяйства более 60% приходится на продукцию растениеводства. Особое место в растениеводстве занимает производство плодов и винограда. В личных хозяйствах выращивают овощи, картофель, бахчевые культуры, разводят крупный рогатый скот, овец, коз и птиц. Промышленность: винзавод МУП «Кайтагвино», Янгикентский винзавод, винзавод ГУП «Комсомольский» и ООО «Маджалисский консервный завод», мини-пекарни, мельница, кирпичный и асфальтные заводы.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Имеется большой запас известняка (строительный камень), кирпично-черепичных глин и химического сырья на Маджалисском месторождении, камни строительные (бутовый камень). Район богат лесами. В лесах в основном растут ценные породы деревьев.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
На территории района расположены 3 лагеря для отдыха детей, 64 памятника архитектуры, 44 памятника истории, 26 памятников искусства и культуры и 49 памятников археологии (каменный склеп, грунтовый могильник, относящийся к I в. до н.э., арочный мост, сигнально-сторожевая башня XVI в. и многое другое.)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В районе перспективно вложение инвестиций в развитие агропромышленного комплекса, а именно: в техническое перевооружение и модернизацию консервного завода и винзаводов, а также в организацию хранения плодоовощной продукции.

 

М.Д. Джанбуев — глава администрации Кайтагского района, журнал «Народы Дагестана», № 3, 2004 г.

Кайтаг — самый древний и интересный регион юго-восточной части предгорного Дагестана. Наш край — музей под открытым небом. Пожалуй, трудно найти на Кавказе такую природу и территорию, где так много сосредоточено природных богатств, шедевров культурного наследия человечества и исторических событий, приводящих в восхищение каждого, кто хоть раз соприкасался с ним. Здесь каждый камень, каждая пядь земли дышат древностью, излучают дух добра и святости. В Кайтаге мягкий климат, много солнца, садов, лесов, теплая, ласковая, богатая природа, уникальные истории каждого села и самое главное — радостные сердца мужественных, трудолюбивых людей.

История развития Кайтага

Кайтаги (самоназвание — хайдакъанти) — этническая группа даргинцев. Некоторые ученые считают кайтагов самостоятельным этносом.

Под названием Хайдакъ издавна известна территория нынешнего Кайтагского р-на. Основная масса кайтагов в настоящее время размещена компактно в 37 селениях, наиболее крупные из которых Маджалис, Джирабачи, Кирки, Кулиджа, Баршамай, Санчи. Районный центр — сел. Маджалис.

Одна часть кайтагов (селения Абдашка, Гульди, Мерсия, Урша, Сулила и др.) в 1944 г. была переселена в Чечню. В Маджалисе образовался отдельный квартал из переселенцев абдашкинцев. Возникли новые поселения на плоскости — Новая Барша и Родниковый. Часть кайтагов живет в городах республики, главным образом в Махачкале, Избербаше, Дербенте. Кайтагский район, кроме кайтагов, населяют также собственно даргинцы, кумыки, горские евреи. Соседи кайтагов — кумыки на севере, даргинцы на западе, терекеменцы на юге, табасаранцы на юго-западе.

Численность кайтагов, по переписи 1926 г. – 14,4 тыс. чел., на 1 января 1938 г. Их было 17,2 тыс. чел. В материалах переписи 1939 г. и во всех последующих кайтаги показаны в составе даргинцев. По переписи 2002 г., в Кайтагском районе проживают 27 тыс. чел.

Наиболее ранние письменные известия о Кайтаге, его правителях, внутреннем устройстве встречаются в арабских источниках IX в. Уже в V-X вв. среди других государств – Баб ал-авваб (Дербент), Лакз (Южный Дагестан), Табасаран, Гумик (Кумух), Зирихгеран (Кубачи), Серир (Авария), Филан – называется и Хайдак (Кайтаг).

Еше задолго до нашествия арабов в Кайтаге имелись собственные правители, свое политическое устройство, и последний кайтагский правитель, христианин по вероисповеданию, погиб в период покорения Кайтага арабами.

В XIV в. кайтаги подверглись исламизации. В XIV-середине XIX вв. (до присоединения Дагестана к России) они входили в крупное феодальное образование — Кайтагское уцмийство и союзы «вольных обществ» или магалы: Маджалис-Катда (в него входили и даргинцы селений Дарша, Иричи, Чахдикиа) с главным селением Маджалис; Шуркант (главное селение Джирабачи); Ирчамул (главное селение Кирки); Каттаган (главное селение Кулижа); Кара-Кайтаг (главное селение Баршамай).

Кайтагское уцмийство как политическое объединение включало также даргинцев (Уцми-дарго), кумыков и терекеменцев, т.е. жителей гор и равнины, и делилось на Верхний и Нижний Кайтаг. Верхняя часть Кайтага была населена непосредственно кайтагами и даргинцами и считалась узденской. Нижний Кайтаг был населен не только кайтагами и даргинцами, но и терекеменцами (зависимые крестьяне), кумыками и горскими евреями. И нагорной, и плоскостной частью Кайтага управлял уцмий. «Вольные общества» в разное время находились в большей или меньшей зависимости от уцмия, он считался военным предводителем в случае войны. Власть уцмия была наследственной и переходила обычно к старшему в роду, но при этом он утверждался на общем сходе представителей всех вольных обществ с соблюдением специальных обрядов. Первоначальной резиденцией уцмиев была крепость Кала-Корейш (магал Капш). Впоследствии центр Хайдака переносится в Уркарах, затем, с начала XVII в., в сел. Маджалис, а в XVII-XVIII вв. в сел. Башлы.

Ниже уцмия находились так называемые уцмийские беки, происходившие из рода уцмия. Наиболее известен уцмий Ахмет-хан (правил до 1578 г.). При нем получили оформление права феодальных собственников, позднее принятые во всем Дагестане. Уцмий Рустем-хан (XVII в.) кодифицировал судебник. В XVIII в. экономическое и политическое значение Кайтагского уцмийства усилилось, но к XIX в. оно значительно ослабло в результате нашествий Надир-шаха и длительных междоусобных войн.

В 1813 г., по Гюлистанскому мирному договору, кайтаги вошли в состав России. В 60-е годы XIX в. уцмийское и бекское управление в Кайтаге было ликвидировано,  образован Кайтаго-Табасаранский округ. С 1921 г. Кайтаг в составе ДАССР. В 1929 г. округ переименован в район. В 1963 г. к ним присоединен Дахадаевский район, а в 1965 году вновь преобразован. В 1929-1934 годах Дюбекский и Ерсинский сельские советы входили в Кайтагский район, а в 1934 г. передали в Табасаранский район. В 1935 г. Джавахкентский, Джалалкентский и Калкайкентский сельсоветы переданы в Каякентский район.

С древнейших времен традиционными занятиями кайтагов были земледелие и скотоводство. В горной зоне — преимущественно овцеводство, занимались и земледелием, разведением пчел и выращиванием конопли. В горно-долинной зоне выращивали: кукурузу, фасоль, ячмень, коноплю, лен, пшеницу; в горной зоне — ячмень, пшеницу, морковь, картофель, рожь, коноплю; в предгорье — озимую пшеницу и ячмень, полбу, просо, кукурузу, овес; в верхнем предгорье — свеклу, картофель. В Нижнем Кайтаге произрастали садовые и лесные плоды и овощи. Основным пахотным орудием у кайтагов служил горский плуг.
Из подсобных отраслей была развита охота. Зимой мужчины уходили в отхожий промысел в район Дербента. Из домашних кустарных производств получили развитие шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шелковых тканей. В Кайтаге были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колес, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари и пр.), кузнечество и камнерезное дело. В XIX в. кайтаги занимались разведением шелкопряда.

Из домашних промыслов нижнекайтагцев (селения Баршамай, Джибахни) следует выделить производство особых подушечных вышивок. Позже такой вышивкой стали украшать подзоры и занавески, одежду. В орнаменте вышивки отразился символизм зороастризма, мусульманской, христианской и иудейской религий, язычества Византии, монголов, китайцев, турок, кельтов. В 1994 г. выставка кайтагских вышивок была организована в Париже и вызвала большой интерес.

До XX в. основными транспортными средствами у кайтагов были верховые лошади (для езды), арба в бычьей упряжи, в горных селениях — волокуши (грузовой транспорт).

Наиболее распространенная форма жилища у кайтагов в XIX в. — двухрядное двухэтажное и реже одноэтажное двухкамерное жилище с небольшим двориком. Характерны и поныне для Кайтага дома с верандой на фасадной солнечной стороне, с комнатой-коридором, который выходит на заднюю сторону дома.

В XIX в. поселения носили территориально-родственный характер. Каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп — тухумов (жинсов). Тухумы в XIX столетии находились в состоянии распада: земля, скот, сады и сельскохозяйственный инвентарь были собственностью малых семей, являвшихся основными хозяйственными единицами. Сохранялась общинная собственность на пастбища, леса, воды и пр.

Традиционная одежда кайтагов сходна с одеждой даргинцев. Изготовлялась она из местных некрашеных конопляных тканей и привозных из Нухи (Азербайджан), Кумыкской плоскости, тканей из хлопка и шелка, из шерсти и кожи. Национальный костюм кайтага состоял из туникообразной рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинных шуб, бурки, овчинной папахи (у наиболее зажиточных — шапки из каракуля). Главными элементами головного убора кайтачек были чухта и большое покрывало ашмаг. В повседневной пище у кайтагов преобладали изделия из теста, мясо-молочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи; с начала XX в. — рыба), съедобные дикорастущие травы. Самыми распространенными блюдами были хинкал, супы, пельмени, пироги с разнообразной начинкой.

Из традиционных видов народного искусства у кайтагов были развиты резьба по камню (надгробия, детали домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и та), вышивание и др.
Наличие грамотных людей в среде кайтагов было характерно не только для XIX — начала XX в., но и для более раннего периода.

Определенные основы грамотности давали и примечетские школы (мектебы и медресе). На 1 января 1897 г. в Кайтаго-Табасаранском округе было 108 мусульманских школ. В них обучались 595 детей (568 мальчиков и 27 девочек). По данным переписи 1897 г., в Кайтаго-Табасаранском округе русским, арабским и другими языками владели 6,1% населения.

За годы советской власти произошли коренные изменения в области просвещения и культуры кайтагов, их материального положения. Повышение уровня образования и культуры привело к существенным переменам в духовном облике кайтагов, к трансформации их духовных запросов. Кайгагцы всегда отличались мужественными и поступками и подвигами. В 1941-1945 годы из нашего района ушли на фронт 2677 человек, из которых погибло на полях сражений 1287 человек.

Героические подвиги наших земляков являются достойным примером подражания и воспитания подрастающего поколения.

С оружием в руках наравне со своими братьями сражались и девушки Кайтага: Курбанова Валентина Яковлевна, Кадырова Кавсар Умахановна и многие другие. В тяжелый для страны период они проявили лучшие качества, присущие дочерям нашей Родины.

Более 55 кайтагцев принимали участие в ликвидации бандитских формирований на территории Чеченской Республики, среди которых пал смертью храбрых сержант Османов Рамазан.

Сегодня мы с гордостью можем отметить таких наших земляков, награжденных в период службы в армии орденами и медалями, как: Адамов А.К. из с. Маджалис — награжден орденом Мужества; старшина Абдурахманов А.А. из с. Маджалис награжден медалью «За отвагу» и медалью «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени; рядовой Шихгасанов А.Г. из с. Шиляги награжден медалью Жукова. Медалью Суворова награждены: Алисултанов Н.М. из с. Джирабачи, Гебеков А.М. из с. Маджалис, Гаджимурадов М.Г. из с. Гулли, Абдулкадыров М.М. из с. Ахмедкент.

Во всех кайтагских селах в годы Советской власти открылись школы и культурно-просветительные учреждения. Для кайтагов впервые в их истории были созданы основные условия для развития материальной и духовной культуры в национальной форме. Из среды кайтагов выросла своя интеллигенция. Далеко за пределами Дагестана знают ученого из Кайтага – доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Дагестана и России Г.Ш. Каймаразова. Знают в Кайтаге и доктора сельскохозяйственных наук, профессора М.М. Шихшабекова. Около 30 кайтагов имеют ученые степени кандидатов наук.

Многие учителя, врачи, работники культуры и сельского хозяйства неоднократно награждались орденами и медалями СССР. Один из них — М. Махмудов — удостоен звания «Заслуженный учитель РСФСР». У кайтагов есть четыре Героя Социалистического Труда — Г.К. Камбулатов, Г.И. Чупанов, Г. Насруллаев, И. Такаев (кумык) и Герой Советского Союза С.К. Алисултанов. Кайтаги хранят память о своем замечательном земляке, активном участнике Великой Отечественной войны М.-Р. Тавкаеве.

Большой вклад в развитие экономики и культуры Кайтага внесли видные советские, партийные и хозяйственные работники Э. Темирханов и Г. Исаев (кумыки), С.-М. Зубаилов, Б. Ахмедов, М. Исакаев и др. Хорошо знают в районе имена знатного садовода М. Алхилова и активисток женского движения Р. Ахмедовой, П. Диммаевой, С. Гереевой, П. Гасановой. В Кайтаге и за его пределами знакомы с произведениями писателей А. Муртузалиева, М. Амиралиева, К. Ибашева, К. Миграбова, с полотнами художника-живописца Г. Камбулатова.

Современный Кайтаг отличается смешанным составом населения. Длительные этнокультурные связи с собственно даргинцами-кумыками, табасаранцами, особенно в зоне непосредственных контактов, проявляются во всех сторонах жизни кайтагов — в семейном быту (межнациональные браки и семьи, фольклорное оформление свадеб и иных праздников), материальной культуре.

Административное деление

сельсовет «Ахмедкентский» (сёла Ахмедкент, Иричи, Сурхачи и Чахдикна)
сельсовет «Баршамайский» (сёла Баршамай и Газия)
сельсовет «Варситский» (сёла Варсит, Бажлук и Сурхавкент)
село Гулли
сельсовет «Джавгатский» (сёла Джавгат и Рука)
сельсовет «Джибахнинский» (сёла Джибахни, Кулегу, Машаты и Хадаги)
село Джинаби
сельсовет «Джирабачинский» (сёла Джирабачи, Гульды, Лища, Дакниса и Сургия)
сельсовет «Карацанский» (сёла Карацан и Карталай)
сельсовет «Киркинский» (сёла Кирки, Турага и Шиланша)
сельсовет «Кирцикский» (сёла Кирцик, Пиляки и Шурагат)
сельсовет «Маджалисский» (сёла Маджалис, Хунгия и Родниковый)
село Санчи
село Чумли
сельсовет «Шилягинский» (сёла Шиляги, Джигия, Дуреги, Кулиджа, Адага и Мижигли)
сельсовет «Янгикентский» (сёла Янгикент, Маллакент, Новая Барша и Тумеллер)

Комментарии

  • Идрис Абдуллаев

    Ошибка в тексте: Шуркант (главное селение Джирабачи)

    Джирабачи большим селением, с переносом с/совета из Лища в Джирабачи, стало недавно. Даже в советское время, сельсовет был в селении Лища, проверьте историю Кайтага. Согласно архивной записи Центрального госархива РД: «Фонд № Р-1036,
    Лищинский сельский совет депутатов трудящихся Кайтагского района,ДАССР,с.Лища».
    «…Союз Каракайтага состоял из 11 сел, Шуркент – из 10, Каттаган – из 5 сел. Их центрами были Варсит, Дибахни, Шиляги и Лиша….». Шуркент — старое название селения Лища, об этом вспоминают старожилы. Центром Шуркента было селение Лища.
    Прощу исправить.

    28.11.2022 в 20:33

  • Войти с помощью: 
    Чтобы ответить, вам необходимо
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Войти с помощью: 
    Генерация пароля