Московский блогер о кубачинских мастерах

0

Поделиться

16 Авг 2013 г.

Иван Дементиевский

Есть недалеко от Дербента село Кубачи, известное своими мастерами по металлу и серебру. Слава мастеров гремит уже многие века и распространилась далеко за пределы долин и гор, окружающих село. Сегодня, в селе работает государственный комбинат имени Расула Алиханова, и очень много мастеров работают сами по себе, в своих мастерских. Мне посчастливилось за два дня побывать в домах нескольких кубачинцев и подсмотреть некоторые секреты их ремесла, впрочем, если серьёзно углубляться в процесс, то всё очень и очень не просто.

Многие молодые парни, ещё со школьной скамьи, учатся у своих отцов и дедов, перенимают навыки и секреты мастерства, и например, парень в 20 лет может легко сделать браслет со сложнейшей гравировкой или перегородчатой эмалью. В наши дни, в Кубачах делают в основном чайные и коньячные сервизы, самовары, много женских украшений, гравировку. В общем, у хорошего мастера всегда есть работа и спрос на товар. В советские времена, в качестве сувениров, высшему руководящему составу часто дарили именно кубачинские изделия! И даже в нескольких мировых музеях хранятся произведения из горного аула. Поразило радушие и гостеприимство кубачинцев, нас везде встречали с распростёртыми объятиями и на нашу просьбу, посмотреть на работу, никто не отказывал, наоборот, было очень сложно уйти из дома, везде накрывали на стол и звали отобедать. Два дня прошли на одном дыхании, но к сожалению нам надо уезжать дальше, а жаль, Кубачи именно то место, где хочется побывать ещё и ещё.

DEM_2369

Поездка организована Постпредством республики Дагестан при президенте РФ.
За обеспечение связи отвечает местное отделение Билайна, фототехнику предоставил московский офис компании Nikon, за что им огромное спасибо.

Ахмед плавит серебро, что бы отлить из него серебряную пластину. Толщина этой пластины несколько миллиметров. Потом она пойдёт под пресс, где её постепенно раскатают в тонкий лист серебра, из которого будут делать заготовки для самоваров, рюмок и прочих изделий. Эта работа на заказ, дело в том, что не у всех есть возможность самим выплавлять такие пластины и они обращаются например к Ахмеду, который может переплавлять серебро. Кстати, стоимость такой работы всего 70 рублей!

Стружка серебра засыпается в специальную печь, где оно постепенно нагревается и плавится. Когда очередная порция стружек растает, он добавляет новую порцию, и так до тех пор, пока не достигнет нужного объёма. Потом, расплавленное серебро заливается в специальную форму, из которой уже получается заготовка.

DEM_2072

Заготовку плющат на специальном станке. Опять же, у кого то есть свой станок, а у кого нет, отдают серебро раскатывать тем кто это может и умеет делать.

DEM_3395

Дальше начинается самое интересное, Карим будет делать коньячную рюмку. На всё, от вырезания заготовки, до окончательной формы, у него ушло минут пять, может быть семь, но не больше!

DEM_3202

DEM_3284

DEM_3304

Сама рюмка готова, осталось ножку приладить и готово! За такую работу Карим может получить от 35 до 50 рублей за один экземпляр.

DEM_3385

Инструментарий на стелажах в мастерской Карима.
DEM_3171

У Гасана в доме мы посмотрели на меч и гравировку сервиза.

DEM_3405

А вот огромный меч-кладенец (по другому и не скажешь), оцените размеры! Я попробовал подержать его в руках, пара взмахов и требуется отдых. Но зато какие у него красивые ножны!

DEM_4137

Фрагмент рукояти.

Удалось попутешествовать по комбинату и заглянуть в местный музей. На самом деле, это даже не музей, а просто удивительная коллекция работ, которые в разные времена были сделаны в стенах комбината. С удивлением обнаружил что на комбинате работают не только мужчины но и женщины! Работу нельзя назвать лёгкой, требуется много внимания и физических затрат, никогда бы не подумал что женщины тоже будут заниматься такими промыслами.

DEM_2860

DEM_2883

DEM_3073

DEM_2975

Зашли к очень весёлому человеку по имени Гаджиибрагим, он начальник гравировочного цеха. Гаджи нам рассказал как работает предприятие, что у него есть заготовки, и он их выдаёт мастерам. Перед тем как выдать заготовку, он её взвешивает, и после окончания работы (когда она сдаётся) делает это снова. Дело в том, что во время гравировки, или иной обработки, с «болванки» стачивается приличное количество серебра, и они стараются учитывать эту пыль и стружку, что бы минимизировать потери серебра. Вся стружка тщательно собирается и идёт снова на переплавку. Кстати, работают на комбинате на сдельных условиях, если хочешь много зарабатывать, значит надо много сидеть за станком. Дело в том что у всех бывают разные обстоятельства и кто то не может весь день сидеть за станком, а так, сколько сделал, столько и получил. По моему, очень правильная мотивация!

DEM_2770

Вот тут происходит контрольный замер.

DEM_2724

Несколько экспонатов из музея. Некоторые вещи успели побывать у сильных мира сего, например, в коллекции есть ваза, которая была подарена Сталину, и после его смерти каким то чудом её сумели спасти, говорят, её чуть ли не выкинули.

DEM_2641

Посмотрите на этот самовар! Просто ваууу! Правда и стоит эта вещица, сами понимаете!

DEM_2613

DEM_2572

DEM_2628

Источник

0

Поделиться

16 Авг 2013 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля