Поделиться
23 Авг 2001 г.
В средневековых восточных письменных источниках и дагестанских исторических хрониках Зирихгеран фигурирует наряду с такими известными раннефеодальными государственными образованиями, как Лакз, Табасаран, Гумик, Серир, Филан, Шандан и другие. При этом под названием Зирихгеран подразумевается как столица, так и «царство» («владение») — государственное образование, включающее, кроме собственно сел.Кубачи и окружающих его небольших родовых поселков, еще ряд селений Кубачино-даргинского нагорья.
В XIV-XV веках в сел. Кубачи высокого уровня развития и совершенства достигли оружейное дело и различные отрасли художественногo ремесла. В это время в Кубачax были созданы выдающиеся произведения камнерезного искусства и художественного броневого литья, резьбы по дереву, которые и вошли в сокровищницу мировой художественной культуры. Многие из этих произведений — каменные рельефы — детали рхитектурного декора, литые бронзовые котлы и художественно-отделанное оружие, вывезенные в разное время из Кубачей, ныне хранятся в таких крупнейших отечественных и зарубежных музеях как Государственный Эрмитаж и Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Оружейная палата московсковского Кремля, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и ряде других. Значительное количество их находится в республиканских музеях, Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале. Немало произведений искусства резьбы по камню и дереву художественного бронзового литья сохранилось в сел.Кубачи.
На средневековых каменных рельефах и литых бронзовых котлах, созданных в пору высокого экономического и культурного подъема сел.Кубачи, с незаурядным мастерством воспроизведены охоты, борьбы и состязания звериного гона, жертвоприношения, различные обрядные сцены местного быта и культуры, а также изображения птиц, реальных и фантастических животных — львов, барсов, кабанов, оленей, орлов, грифонов, драконов, единорогов, сирен и т.д., которые органично входили в репертуар образов «звериного стиля» Средневековья. Изображения эти, широко распространенные в архитектурном декоре и произведениях художественного ремесла Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Древней Руси, нашли в средневековом искусстве Кубачи оригинальную художественно-стилистическую трактовку, композиционное решение и идейное осмысление. Вместе с изобразительными сюжетами различные виды орнамента (растительный, геометрический, ленточный, эпиграфический) придавали архитектурным сооружениям и произведениям прикладного искусства выразительность, нарядность и художественное совершенство.
С проникновением в Дагестан ислама и упрочением его позиций сел.Кубачи оказалось в сфере культурного влияния стран арабо-мусульманского Востока. Кубачинцы перешли в ислам в конце XIII — самом начале XIV вв. Принятие кубачинцами ислама оказало огромное влияние на все сферы их духовной жизни и на развитие их искусства. Вместе с мусульманством в Кубачи проникла высокая и передовая в условиях Средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим распространились специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые существа, жесткие рамки религиозных канонов и правил направили творчество мастеров на разработку орнамента, который в эпоху Средневековья становится художественно совершенным, необычайно богатым по своим видам и многообразным по композиционным решениям.
В это же время развернулось строительство зданий мусульманской культовой архитектуры — соборной и квартальных мечетей, мавзолеев, а также медресе, которые возводились лучшими народными зодчими. В начале XV в. в Кубачах было 7 мечетей — шесть квартальных и соборная Джума-мечеть. В 807 году хиджры = 1405 г. было открыто медресе — мусульманская школа высшего типа, где учились мутаалимы (учащиеся) как из этого селения, так и из других аулов. Начальное образование мутаалимы получали в примечетских школах-мактабах.
При Джума-мечети находилась библиотека, где были сосредоточены рукописные книги по арабскому языку и грамматике, лексикографии (словарная литература), логике, риторике, мусульманскому праву (фикх) и другим отраслям знаний, а также Коран и комментарии к нему (тафсиры), хадисы. Многие из ученых-арабистов, выходцев из сел. Кубачи, были известны не только за пределами это селения, но и Дагестана в целом.
В 897 г. х. = 1492 г. был изготовлен мастером Мухаммадом, сыном Хусейна великолепный деревянный мимбар для Джума-мечети, превосходно украшенный тонкой и богатой орнаментальной резьбой, арабскими надписями, а также инкрустацией из небольших кусков различных форм орехового дерева и слоновой кости. Частично сохранившийся мимбар ныне находится в музее Кубачинского художественного комбината. В XIII-XV веках были возведены не сохранившиеся до нас крупные архитектурные сооружения дворцового типа, принадлежащие органам местного самоуправления, так называемые «Хвала хъул-бе» (Большие дома), с превосходным мастерством отделанные многочисленными каменными рельефами, вероятно, и резным деревом. В это же время были построены крепостные стены вокруг селения и круглые в плане оборонительные башни, три из которых — Кунакла-кала, Акайла-кала, Гаджимурадкалла-кала стоят поныне, но переделанные уже в жилые дома.
Как и в странах Ближнего и Среднего Востока, в средневековом Кубачи одним из распространенных видов художественного творчества становится арабская каллиграфия.
Арабскими надписями, исполненными художественно трактованными буквами в сочетании с растительным или другим видом орнамента, отделывали различные изделия — оружие, украшения, предметы из резного дерева, культовые и гражданские постройки. Очень широко использовались надписи из затейливой вязи арабских букв, обычно вплетенные в орнаментальные композиции.
Изысканной художественной отделке подвергали и рукописные книги по различным областям знаний. Книжная орнаментика составляла особый вид прикладного искусства. В XIV-XV вв. и позднее в Кубачи, как и во многих дагестанских селениях — в Акуша, Кумухе, Хунзахе, Согратле, Ихреке, Башлы, Эндери и других работали профессиональные катибы-переписчики рукописных книг, достигшие мастерства в арабской каллиграфии.
Наряду с профессиональными переписчиками книг в сел. Кубачи работали еще мастера художественной каллиграфии, выполнявшие узорно-эпиграфические композиции на мемориальных памятниках, а также архитектурно-декоративные работы.
Высокохудожественное ремесло и оружеййое дело являлись основой существенного экономического и культурного подъема Зирихгерана — Кубачи в XIV-XV вв., сделавшего его крупнейшим не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе художественным центром.
Как и во всем Дагестане, в сел. Кубачи в средние века арабский язык становится языком богослужения, науки, поэзии, делопроизводства и общения (частной и официальной переписки), активного обмена практическими знаниями и художественным опытом в области различных ремесел. В XIV-XV веках и позднее в Кубачи жили лица, владеющие, наряду с арабским, также персидским и тюркским языками. Характерно, что среди эпиграфических памятников Кубачи XIV-XV вв. наряду с арабскими надписями представлены еще памятники с персидскими надписями.
В отмеченное время в сел.Кубачи, как и в ряде населенных пунктов Дагестана, учеными арабистами делается попытка приспособить арабский алфавит к фонетическим особенностям местного языка, используя для этого дополнительные над — и подстрочные (диакритические) знаки. Такие попытки нашли отражение в эпиграфических памятниках XIV-XVI вв., а также в арабских рукописях.
Творчество мастеров Средневековья не было безымянным. До нас дошли имена некоторых из них: литейщики бронзовых котлов — Ахмед, сын Али (XII в.), Абу Бакр, сын Ахмеда (ХШ в.), Махмуд, сын Абу Бакра, Ахмед, сын Махмуда (XII-XIV вв.), резчики по камню — Абу Бакр (1-я пoл.XV в.) Рамазан, Чаъман (сер. XV в.) Джарак (XV в.), Ахмад (XV в.), резчик по дереву — Мухаммад, сын Хусейна (конец XV в.), катибы-переписчики рукописных книг, которые создавали произведения высокого каллиграфического искусства — Абу Бакр, сын Мухадая из Зирихгерани (cep.XIV в.), Юсуф ал-Кубаши (cep.XV в.), Абдурахман аз-Зирихгерани (конец XV в.), Али, сын Мухаммада аз-Зирихгерани.
Достигшее блестящего для своего времени расцвета искусство Кубачи XIV-XV вв. следует рассматривать как классическую эпоху кубачинского искусства, предопределявшую его будущее развитие и оставившую яркий и глубокий след не только в истории искусства Дагестана, но и в многоликой общечеловеческой художественной культуре Средневековья.
Развиваясь в широких взаимосвязях с искусством многих стран и народов, средневековое искусство Кубачи вобрало многое из художественных культур Ближнего и Среднего Востока. В свою очередь само оно оказало значительное воздействие на искусство не только Дагестана, но и многих народов Кавказа и Ближнего Востока.
Поделиться
23 Авг 2001 г.
Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в...
Сен 2019 г.
Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару...
Авг 2019 г.
A trifling mountain settlement in Dagestan still lives on craftsmanship that has prevailed for many centuries. Russian photographer Yevgeny Kurskov visited the jurisdiction in May and took pictures of the people who keep its traditions alive. Since Russia is...
Авг 2019 г.
На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в...
Мар 2019 г.
В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...
Фев 2019 г.
В каждом селе Дагестана есть свои особенные традиции и обычаи. Кубачи – не исключение. Те, кто был в прославленном ауле златокузнецов, знают,...
Янв 2019 г.
Комментарии к статье