Фольклор древнего аула

0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Чем древнее аул, тем он богаче замечательными традициями народной мудрости, памятниками культуры, бесценными фактами исторического прошлого, имеющими отношение не только к этому аулу, но и к истории целого края. А если этот аул к тому же не претерпевал разрушительные катаклизмы, насильственное изгнание жителей из родных очагов да еще со всякого рода ассимиляционными процессами с культурами других этносов, то значение его неизмеримо возрастает.

Во всех этих аспектах примечательна история аула Кубачи, овеянная всевозможными легендами и преданиями, Сами же чародеи этого аула, прославленные во всем мире мастера художественных изделий из благородных металлов, оружия из сохранявшей на века твердость и блеск стали, в процессе вдохновенного труда и повседневной хозяйственной деятельности создавали и произведения устнопоэтической словесности.

К сожалению, и путешественники прошлого, и исследователи нашего времени ограничивались в большинстве случаев констатацией фактов о бытовании в Кубачах своеобразных памятников устного народного творчества. Собрать же разножанровые произведения народной мудрости, издать и изучить их в доступной для широкой аудитории читателей форме то ли было некогда из-за занятости другими проблемами, то ли не находился умудренный жизненным опытом и одухотворенный патриотическими чувствами к древним корням родного аула, к его богатейшему фольклору исследователь.

Однако, как свидетельствует содержание только что вышедшей из печати книги «Кубачинский фольклор» (Дагкнигоиздат, 196, 264 стр.), такой патриот-ученый оказался рядом с нами. Им является автор книги Фатима Омаровна Абакарова — талантливый исследователь духовного наследия родного народа, создатель многочисленных трудов о даргинских поэтах и писателях.

Уникальность Кубачинского фольклора прежде всего в том, что книга создана прекрасным знатоком кубачинского языка и истории родного аула. Помимо текстов различных жанров фольклора на языке оригинала и в переводе их на русский язык, а также научно аргументированных комментариев, справочного и аннотированного материала, в книге на основе анализа архивных источников, исторической и другой литературы, фольклорных произведений разработан и представлен монографического характера раздел.

Один из центральных аспектов этой книги — попытка автора проследить историю возникновения аула Кубачи. Со ссылкой на местные источники, воспоминания старожилов, легенды и предания утверждается мысль о том, что жители этого аула благодаря трудолюбию, особому характеру психологии, искусству своих рук издревле связаны торгово-экономическими отношениями почти со всеми странами мира. Кубачинских золотых, серебряных дел творцы мастера-оружейники, создатели домашней утвари имели свои мастерские и торговые лавки в городах Древнего Рима, Византии, Кавказа, России, Средней Азии, Ближнего Востока, Франции и других стран мира. Но это ни в коем случае не означает, что сам аул якобы был основан завоевателями эллинами, пришлыми французами или арабскими миссионерами, как это представлялось до недавнего времени. Возникновение Кубачей Ф.Абакарова прослеживает и показывает явлением далекого прошлого и делом рук предков нынешних жителей древнего аула, сделавших его неприступным.

Кубачинцы благодаря своим природным данным, сметливости, практицизму, умению мгновенно улавливать новые веяния в окружающей среде сохранили особые черты характера, присущие только им и не характерные населению других аулов Дагестана и всего Кавказа. Поэтому и фольклорные творения кубачинцев отличаются от устнопоэтических произведений других селений края — своим содержанием, изобразительно-выразительными средствами, лексикой, поэтикой, образом мышлений героев. Фольклор кубачинцев в большинстве случаев связан с их древним искусством.

Нередко в нашей литературе отмечается, что в Дагестане днем рождения сына считается тот день, когда он не на самом деле родился, а тот, когда его первый раз посадили на лошадь, А в Кубачах говорят: «Пока сын не научился ходить, дай ему в руки резец». Или: «Родился кубачинец и крикнул: «Резец мне!» И он с тех пор не расстается с этим главным инструментом мастера-ювелира всю жизнь. С резцом в руках и открытыми глазами кубачинец добивается всего: славы на века, всенародного уважения, сердечной любви, богатства. В книге названы имена Алтунчи, Тубчи, Туку и других легендарных мастеров, сохранившиеся в памяти народной на века непревзойденным искусством ювелирных изделий и оружия. В этом плане интересны сведения о том, что шлем великого Зулкарная — Александра Македонского, меч Александра Невского, сабля Шамиля, кинжал Хаджи-Мурата, оружие других национальных героев были сделаны искусными руками кубачинских мастеров. Каждому мусульманину известны предания о мече сподвижника пророка Мухаммеда Али-Арслана.

, раздел: Культура

0

Поделиться

01 Янв 1970 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля