Поделиться
10 Окт 2013 г.
Миновав равнодушный, но асфальтированный Уркарах, мы оказались на дороге, ведущей в Кубачи. Назвать дорогой ту колею, которую мы бороздили со скоростью 20, а то местами и 10 километров в час, очень сложно. Кряхтя от щебня и задыхаясь от пыли, наша «Газель» достигла точки 1780 метров над уровнем моря. Здесь и раскинулся легендарный поселок златокузнецов Кубачи, первое впечатление о котором оказалось далеко не сказочным – пустующие безвкусные дворцы при въезде, принадлежащие, как мне сказали, семье новоявленных махачкалинских ювелирных «магнатов», сменившиеся заброшенными советскими постройками художественного комбината и местной администрации.
Узкая тропинка, выложенная серым сланцем посреди влажной сочной зелени, привела нас к развалинам мечети нижнего квартала «Хьащщала къуатла мищит», построенной еще в XVII веке. Судя по всему, это было компактное и богато украшенное место, где верующие собирались для совершения намаза, но минарета для призыва на молитву при нем, как и при многих других древних сельских мечетях, не было. Стены мечети и внутри, и снаружи украшены не только арабской вязью, но и рельефами доисламского периода.
Выше от мечети тесные улочки, мощенные грубым камнем и переходящие на крутых склонах в лесенки, ведут к давно заброшенным старым полуразвалившимся домам. Где-то сохранились одни несущие стены с очагом и расписной каминной плитой, где-то наружный каркас с барельефами, а где-то и целое здание – пусть с проваливающимися полами и прогнившими потолочными балками, но крепко стоящее на ногах и по-прежнему служащее верандой верхнему соседскому дому.
Камни буквально каждого дома здесь пропитаны стариной. Они несут в себе историю многих поколений – тех, что не видели разрушительных войн, стерших с лица земли каменную память о предках в других аулах, и тех, что кропотливо коротали дни и вечера в работе над укрощением капризного металла, предаваясь душой и умелыми руками исконному промыслу. А промысел тут, как известно, оружейный и кольчужный, существовал с давних пор, потому-то зовут себя кубачинцы «угьбуг», что значит «губители людей». Точно так же, то есть «губителями людей» их называют и другие народы Дагестана. Только звучит это название немного иначе – «ургъи», потому что в других языках, в отличие от языка кубачинцев, существует буква «р». А легендарный Зерихгеран – имя, данное стране древних кольчужников персами.
При взгляде на старые могильные плиты, то и дело встречающиеся на пути, становится совершенно ясно, откуда на столь привычных для нашего глаза серебряных кубачинских кинжалах, браслетах и кувшинах берется замысловатая и пластичная растительная вязь мархарай или отдельные ее детали в виде цветков и бутонов. Все оттуда же – из глубокой древности и любви самих кубачинцев к красивому. Украшать плиты, камины, прялки, изделия и стены домов растительным орнаментом знаменитые оружейники и ювелиры начали с принятием ислама, с тех пор, как изображение живых существ поставили под жесткий запрет. Однако Кубачи, пожалуй, единственное во всем Дагестане место, где еще можно встретить памятники домусульманского периода в чистом, не подвергшемся разрушению виде и им подобные обрисовки, но уже гораздо более поздних лет. Искоренить тягу к изображению творений божьих удалось лишь к XVIII веку.
Дальше старые каменистые улочки ведут к большой или джума-мечети «холла мищит» – самой древней и главной из 12 мечетей, существовавших в Кубачах, датируемой XV веком. Обращенная к югу внешняя стена ее состоит из опорных столбов, которые завершаются шестью классическими арками. Стены мечети украшены большим количеством резных камней как изнутри, так и снаружи. Каждый год 22 июня, в самый длинный день в году, здесь проходит зиярат в память о погибших в сражении с кала-корейшцами батырах – молодых неженатых воинах, живших в круглых дозорных башнях и стоявших на страже аула, а в случае вражеского нападения защищавших его. Похоронены они немного ниже джума-мечети, в местечке под названием «кьала хъу», что значит «огород репы». По преданию, захоронение происходило глубокой ночью втайне от жителей Кубачей, чтобы в ауле не поднялся плач, сигнализировавший врагам о крупных потерях, и вся территория была поспешно засеяна репой во избежание расспросов местного населения о том, для чего вспахана земля. Позже, когда тайна была раскрыта и место погребения стало свято почитаться, «кьала хъу» обросло свежими могилами и здесь раскинулось одно из аульских кладбищ. Над этим кладбищем, да и над другими, можно увидеть могильные плиты, возведенные в стены заборов или оград. Это памятники в честь людей, погибших за пределами аула и не захороненных на родной земле. Больше всех среди них без вести пропавших участников Великой Отечественной войны.
Удивляет и радует в Кубачах обилие родников. Возле них можно встретить старушку в традиционном белом, обтягивающем черное чохто кlазе поверх туникообразного платья, стирающую белье или взбивающую масло. Или же в глаза бросится старичок, наполняющий глиняный сосуд чистой и необыкновенно вкусной, даже сладковатой родниковой водой. Вода эта стекает со снежных вершин и очень холодна, но горло после такой воды никогда не заболит, ибо она кристально чиста и стерильна. Молодые люди редко приходят к воде или за водой, разве что за питьевой иногда. Для всех остальных нужд по дому используется дождевая вода, вылавливаемая особой системой в баки, роль которых чаще всего выполняют ванны, подвешенные к наружным стенам дома, из которых вода по трубам течет в домашние краны. А воды с небес в Кубачах хоть отбавляй. Погода не балует солнцем. В основном здесь туманно и дождливо.
Проходя по старым кварталам, можно заметить много знатных домов конца XIX или начала XX века. Они, как и все остальные дома в Кубачах, построены из глинистого сланца, но их выдает идеальная кладка. Говорят, один мастер в день мог класть не больше трех камней. Если же он клал больше, то считался недобросовестным, спешащим выполнить работу кладчиком, и его прогоняли со строительства. Поднимаясь выше, дороги становятся шире и глаже, кое-где даже в состоянии проехать машина. Потому дома тут хоть и старые, но жилые. В некоторых из них сохранились традиционные массивные деревянные двери со специфическим засовом и ставни на маленьких узеньких окнах, правда, дополненные стеклами. Барельефы в виде мифических зверей, напоминающих то ли львов, то ли грифонов, здесь не редкость. Также встречаются человеческие лица и силуэты лошадей.
Для исконных северокавказских народов характерна максимальная сдержанность в любых проявлениях жизни, включая культурную и архитектурную ее составляющую. Именно в таком стиле оформлены сохранившиеся круглые дозорные башни в верхней части старых кварталов – «Акъайла къала» и «Къунакъла къала», названных так по принадлежности их определенному роду. Разумеется, изначально эти башни были общими, и их было гораздо больше. В них проживали те самые молодые воины из общины батирте (богатырей), которые стояли на страже спокойствия родного аула и защищали его от внешних захватчиков. В башнях насчитывалось до семи этажей, и из них открывался вид на определенную часть аула, его границы и даже на соседние села. Изнутри каждый этаж условно разделен на две зоны – обеденную и спальную, снабжен одним камином, четырьмя узенькими оконцами и лестницей, ведущей наверх.
С башенной крыши открывается потрясающий вид на всю старую часть Кубачей и на расположенные близ поселка древние курганы и могильники в виде искусственно возведенных холмов. У одного из них, по преданию, проходил зороастрийский обычай погребения – отделение мяса погибшего от костей и предание его на съедение определенным птицам в зависимости от пола усопшего. Что делалось с его костями, неизвестно, но предположительно их клали в мешочек и вешали в доме покойника.
Выйдя из башни, мы попали в густой туман. Но, как объяснили нам местные жители, это вовсе не туман, а всего лишь низкая облачность. Было забавно плыть в молочной пелене, то и дело натыкаясь на очередной выступающий камень и оказываясь то в тоннеле, проходящем сквозь жилой дом, то под арками балконов.
В эту прохладную ночь под толстым шерстяным одеялом мне снились самые сладкие сны в моей жизни. А воспоминания о настоящем живом трудолюбивом Дагестане, бесконечно далеком от политических интриг и религиозных дрязг, где время ощутимо замедляет свой ход, навсегда осядут в моей памяти.
Поделиться
10 Окт 2013 г.
Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в...
Сен 2019 г.
Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару...
Авг 2019 г.
A trifling mountain settlement in Dagestan still lives on craftsmanship that has prevailed for many centuries. Russian photographer Yevgeny Kurskov visited the jurisdiction in May and took pictures of the people who keep its traditions alive. Since Russia is...
Авг 2019 г.
На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в...
Мар 2019 г.
В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...
Фев 2019 г.
В каждом селе Дагестана есть свои особенные традиции и обычаи. Кубачи – не исключение. Те, кто был в прославленном ауле златокузнецов, знают,...
Янв 2019 г.
Комментарии к статье