0

Поделиться

12 Дек 2017 г.

В высокогорном Тляратинском районе в с.Анцух у слияния рек Джурмут и Хазанор на небольшом холме и поныне стоит памятник истории — Анцухская башня. Она представляет собой четырехугольное сооружение (4х5 м) высотою примерно 4 этажа, толщина стен у основания достигает одного метра. Возведена она из так называемого горного камня с использованием щебня и скрепляющего раствора. Вход в башню только один, этажи соединялись приставной лестницей. Кроме окошек, имеются специальные бойницы, которые направлены в южную сторону. Точная дата ее возведения историками не установлена. Некоторые исследователи, исходя из строительной техники и объяснений стариков, дату сооружения относят к ХVII в.

Как нам уже известно из истории, к этому периоду в высокогорных районах юго-западной части Дагестана сформировались так называемые «вольные» общества. Одним из таких обществ являлось Анцухско-Капучинское, которое входило в состав конфедеративного союза сельских обществ Антльратля.

Согласно описаниям Норденстама, «общество сие было тогда самым сильным в Антльратле и славилось во всем Дагестане своим могуществом и богатством».

Анцухо-Капучинский участок, особенно Анцух, расположен на перекрестке дорог в Закавказье общества Антльратля и Аварии (отсюда и название Анцух – анкь нух – семь дорог).

Для захватчиков с юго-запада, т.е. из Кахетии, оно представляло окно в центр горного Дагестана.

По всей вероятности, Анцухская башня служила как оборонительным, так и наблюдательным пунктом и контролировала вход во внутреннюю Аварию. Строительство таких оборонительных и сигнальных башен особенно было развито у горцев, проживающих на главных перевальных дорогах. Аналогичные башни в прошлом существовали в ункратлинском и дидойском обществах. В Тляратинском районе цепь сигнальных башен прослеживается начиная от общества Тоис до Анцуха, далее по ущельям трех рек Джурмут, Хазанор и Сараор. По ущельям р.Сараор они образуют сеть связей по селам Анцух-Чадаколоб-Мачар-Калда-Шидиб-Тох-Харада-Тагада-Хатаколоб-Санта. В указанных селах и в настоящее время сохранились развалины бывших оборонительных и сигнальных башен. А в отдельных аулах до сих пор остался целый комплекс башен.

В записках краеведа из Камилюха (Анкъракъ) описывается маршрут, связывающий Антльратль с джаро-белоканцами: «в Джаро-Белоканской области до джурмутских аулов доходил очень скоро: зажиганием костров на условных вершинах гор. Такой маршрут прослеживается с.Джар — с.Голода — гора Мавра — гора Городи – гора Джамалда, с которого хорошо видны джурмутские села». То сигнальные столбы дыма поднимали по тревоге окрестные джамааты, в том числе и анцухские. Мобилизация сил производилась моментально.

Благодаря такой системе сигнальных башен наши предки — хозяева этих гор — охраняли и защищали народы Дагестана от набегов завоевателей.

В настоящее время эти башни — молчаливые свидетели бурных событий прошлого, представляют собой полуразрушенные развалины. Не разгаданными и не изученными остаются символы и знаки на стенах этих башен.

По указу Совета Министров РСФСР в 1960 г. Анцухская башня включена в состав исторических памятников, но нигде не упоминается об остальных башнях некогда сильного Анцухского «вольного» общества, которые представляют собой не менее значимую историческую ценность.

Анцухская башня на карте:

скрыть карту
0

Поделиться

12 Дек 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие объекты

  • Сигнально-сторожевая башня

    По словам старожилов сигнально-сторожевая башня XVII века достигала восьми этажей в высоту

  • Подземная молельня

    Коробовый свод - этой формой владел кородинец мастер Малах. По местным преданиям, еще одну такую молельню он построил возле селения Ботлих....

  • Водонапорная башня

    Водонапорно-насосная башня на привокзальном рынке была построена для снабжения водой не города, а железнодорожной станции в 1910 году

  • Мавзолей шейха Гаджи Рамазана

    Гаджи Рамазан, известный арабист, уважаемый шейх в Южном Дагестане, который умер более 100 лет тому назад и похоронен на возвышенном месте...

  • Ворота Даш-капы

    Ворота Даш-Капы, в переводе с тюркского Каменные ворота или Ворота камня – третьи от Нарын-калы ворота на северной городской стене. Они вели к...

  • Станция Кумтор-Кале

    Разрушенный землетрясением вокзал бывшей станции Кумтор-Кале, линия Шамхал - Буйнакск

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля