Унцукульские чудеса

0

Поделиться

01 Дек 2017 г.

Многоязычие, проживание в условиях горной изоляции и многовекового противостояния внешнему миру наложили отпечаток на быт и культуру дагестанских селений. Порой отрезанные даже друг от друга они развивались самостоятельно. Тем ценней и самобытней становились возникающие уникальные художественные промыслы.

На восточном склоне Бетлинского хребта на высоте 850 метров над уровнем моря в глубокой котловине в окружении гор расположено селение Унцукуль. Это территория так называемого внутригорья. От равнинной части республики аул отделяет Гимринский хребет, поэтому это место очень долго оставалось автономным и труднодоступным для пришлых людей. Однако после строительства и введения в эксплуатацию в 1991 году Гимринского автодорожного тоннеля, доступ в Унцукуль стал возможен и для туристов. К слову, пока едешь по тоннелю, успеваешь почувствовать, что он действительно самый длинный автодорожный тоннель на территории России и стран СНГ. Его длина 4303 метра. Тоннель начали строить еще в 1979 году для подвоза грузов для возведения Ирганайского гидроузла. Он соединяет Буйнакск и село Гимры, связывая, таким образом, девять районов горного Дагестана с центром республики.

Сегодня от столицы Дагестана Махачкалы до Унцукуля — 78 километров, до крупнейшего аэропорта «Уйташ» — чуть больше, около 100 километров. Но даже сейчас, чтобы преодолеть это расстояние, требуется солидное время. И дело не только в сложных дагестанских дорогах, но и в неспешном образе жизни, казалось бы, стремительных резких горцев. С ними нужно «совпасть по скоростям», отбросив привычную городскую суету.

Республика Дагестан. Селение Унцукуль. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Республика Дагестан. Селение Унцукуль. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В Унцукуле стрелки часов словно замедляют свой ход, и ты погружаешься в другое время.
Около 200 лет назад здесь родился один из древнейших дагестанских промыслов — насечка металлом по дереву. Традиция инкрустировать деревянные изделия мельхиором уходит корнями в XVII век. Некоторые исследователи полагают, что происхождение насечки по дереву идет от инкрустации по металлу и даже инкрустации деревом по камню.

Технология и искусство

Технология производства уникальных поделок отработана веками. Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для каждого предмета подбирают свою, особую древесину, которую привозят из северного Дагестана. Сырье подсушивают и делают заготовки. Это долговременный процесс. Дерево для насечки годится почти любое, но чаще всего используют кизил, абрикос, грушу или грецкий орех. Можно подумать, что именно эти породы обладают какими-то специальными свойствами, но это не совсем так. Все гораздо проще: в северо-восточном Дагестане нет другой пригодной для насечки древесины. В реальности же можно использовать почти любое плотное и твердое дерево, которое должно хорошо обрабатываться и поддаваться полировке. Еще одно важное свойство дерева — однородное строение без ярко выраженных годичных слоев.

Важное требование к древесине — просушенность, иначе металлические насечки будут по мере высыхания дерева выпадать, а сама заготовка может растрескаться. Кроме того, места, где будет производиться насечка, не должны иметь сучков и неровностей. Есть еще одна маленькая хитрость: внутреннюю часть вазы, бокала или чаши вытачивают в последнюю очередь. Тонкие стенки при насечке легко сломать.

Селение Унцукуль. В мастеркой, где делают насечку по дереву. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Селение Унцукуль. Мастер демонстрирует лопнувшую от недостаточной просушки вазу. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В качестве материала для насечки чаще всего используется мельхиор или, что реже, серебро. В принципе годится также латунь, красная медь и даже алюминий. Главное требование к металлу для насечки — мягкость и полируемость. Исходным материалом является проволока, которую для придачи ей нужной формы вальцуют, прокатывая под прессом. Если пресса или вальцов нет, проволоку просто плющат на наковальне. Получается металлическая лента, ширина которой зависит от толщины проволоки. Например, проволока сечением 1 миллиметр даст ленту шириной до 3,5 миллиметра.

Унцукульский орнамент

В основе унцукульского орнаментального рисунка лежит композиционная структура, получившая название «ишан», что переводится как «узор» или «знак». Часто на изделии прослеживается адресная принадлежность тех или иных композиционных мотивов. Нередко на унцукульском изделии присутствует древний символ — так называемый «солярный знак». Впрочем, отдельные элементы часто бывают позаимствованы и из реального мира.

Селение Унцукуль. Насечка по дереву. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

При изготовлении унцукульских предметов орнамент чертится при помощи циркуля, хотя на практике чаще используется более дешевая и простая «козья ножка». Как правило, узор рисуется в виде всевозможных волнистых линий, кругов, зигзагов, розеток и их производных. В принципе ничего сложного в создании таких орнаментов нет, необходим лишь некоторый навык. Тем не менее начинающие мастера учатся на простых элементах, постепенно все усложняя их и создавая все более замысловатые сюжетные композиции.

Сначала узор наносится карандашом и лишь потом по контуру производятся надрезы сапожным ножом-косячком или специальным резцом. Моток ленты первоначально не обрезается, а надевается на палец. Затем его конец вставляют в надрез дерева, отрезают ножницами и вколачивают легкими ударами небольшого молотка. Глубина надреза должна быть такова, чтобы при вколачивании узоров они не заминались, но при этом проникали в древесину достаточно глубоко. Так, шаг за шагом, следуя начерченному ранее контуру, постепенно формируется рисунок.

Селение Унцукуль. Выполнение насечки по дереву. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Селение Унцукуль. Выполнение насечки по дереву. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Лента — простейший элемент, помимо которого существуют и другие. Для того, чтобы сделать не линию, а, например, точку, шилом делается прокол, в который вколачивают кусочек нерасплющенной проволоки. Применяют и более сложные элементы — металлические кружочки, которые размещают в углубление, а затем укрепляют проволочными шпильками. Несколько реже в качестве украшений используют кусочки перламутра и даже подкрашенной кости.

Селение Унцукуль. Насечка по дереву перед шлифовкой и лакировкой. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Работа чрезвычайно кропотливая, требует большой тщательности и аккуратности. Так, к примеру, чтобы сделать всего лишь одну трость, мастер использует около 7 тысяч элементов, что означает необходимость сделать больше 35 тысяч точно рассчитанных движений — уколы, надрезки, забивания и пр. Любое неверное движение — и хрупкие тонкие полосы ломаются, приходя в негодность.

Сначала изделие выглядит кустарно и, как следствие, не слишком аккуратно. Для придания лоска его идеально шлифуют и покрывают прозрачным лаком или восковой мастикой. Дополнительный благородный вид изделию придает морилка, наиболее традиционные цвета которой — коричневый и красный.

Селение Унцукуль. Насечка по дереву перед шлифовкой и лакировкой. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В зависимости от сложности узора и размера изделия с момента начала работы над заготовкой до финального мазка кисточкой может пройти несколько месяцев. Самое длительное — высушивание деревянной заготовки в опилках, а самое трудоемкое — нанесение узора.

Что, зачем и почему

В ранний период возникновения промысла чаще всего мастера изготавливали ручки для кнутов, ступки с пестиками, мерные посудины для муки и крупы, трости и нагайки. Чуть позже в ассортимент добавились курительные трубки. В период Кавказской войны в Унцукуле располагались свои оружейные мастерские. В наше время изделия унцукульских мастеров играют преимущественно декоративную роль. Результатом работы становятся портсигары, настольные приборы для письменных принадлежностей, вазы, тарелки и стаканы, настенные блюда и панно. А так называемые «кунацкие» комнаты, как и в прошлые века, — гордость дагестанцев.

Селение Унцукуль. Готовые изделия с унцукульской насечкой. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Вплоть до конца XIX века рынком сбыта унцукульской продукции были почти исключительно Кавказ и близлежащие регионы. Однако уже в начале XX века слава об унцукульских мастерах распространяется за пределы России. Уже в те годы унцукулец Магомед Юсупов умудрился открыть мастерскую по изготовлению поделок даже в далеком Вашингтоне, а сделанные им предметы пользовались огромным спросом. После Всемирной выставки в 1900 году в Париже подобные мастерские были открыты также во Франции и в Англии, но центром производства по-прежнему оставался Унцукуль. Постепенно разрозненные мастера сначала были объединены в промысловую артель, которая в 1958 году была преобразована в фабрику художественных изделий.

Селение Унцукуль. Статья из газеты советкого периода об унцукульских мастерах. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Увы, распад СССР производство не пережило. Сейчас от фабрики почти ничего не осталось. Жизнь там едва теплится. Пятеро работников, выполняющих штучные заказы, — ничто по сравнению с прошлым периодом, когда к 90-м годам ХХ века на фабрике работало почти 200 человек. Но изменилась лишь форма организации производства. Как и два века назад, в Унцукуле если не все, то подавляющее большинство жителей имеют какое-либо отношение к родовому промыслу. Многие семьи — это своего рода артели по производству сувениров. В процессе изготовления мужчины, как правило, берут на себя подготовительную работу: деревянные заготовки — их рук дело. А уж инкрустация обеспечивается женщинами или детьми. После нанесения узора поделки вновь передаются мужчинам для покрытия морилкой и лаком.

Селение Унцукуль. Рукоятка ножа с унцукульской насечкой. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Нельзя сказать, что техника насечки металлом по дереву абсолютно уникальна. Даже на территории бывшего СССР, кроме Дагестана, нечто похожее существует в Закарпатье, но именно унцукульские изделия получили самую большую известность. А по изысканности декоративных средств, а также остроумной смелости и простоте технических приемов унцукульская насечка является единственным в своем роде явлением в декоративном искусстве. Непросто так когда-то В.И. Ленин сказал именно об унцукульском ремесле: «Такое искусство не должно пропасть». В советское время мастерство унцукульцев поддерживалось государством. Сейчас же надеяться сельчанам не на кого. Мастера сами заботятся о сохранности своего ремесла, передавая из поколения в поколение знания и навыки. И надо сказать, у них это получается. А когда наблюдаешь за работой умельцев, так и хочется самому хоть на чуть-чуть приобщиться к искусству: взять в руки резак, ножницы, молоточек и начать творить чудеса.

Селение Унцукуль. Корреспондент Strana.ru пробует выполнить насечку по дереву. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Селение Унцукуль. Насечка узора «птичья лапка», выполненная корреспондентом Strana.ru. Фото: Наталия Судец / Strana.ru


Автор: Наталия Судец / Источник: strana.ru
0

Поделиться

01 Дек 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Легенды о названии села Унцукуль

    Легенд о происхождении названия селения Унцукуль несколько. 1. Некоторые говорили, что первым здесь построил дом человек из ближайшего села...

    Дек 2019 г.

  • Песнь металла и дерева

    Народный промысел художественной отделки изделий из дерева, возникший еще в XVIII веке, в селении Унцукуль и по сей день остается значимой...

    Июл 2017 г.

  • Унцукуль — металл и дерево

    Хорошо, что мы выехали рано. Мотаться по горам под полуденным свирепым июльским солнцем в авто без кондиционера — удовольствие еще то. К тому...

    Май 2011 г.

  • Лекарь из Унцукуля

    Его в народе звали не иначе, как «доктор Магомед». Родом он был из Унцукуля. Еще молодым попал в Египет, где выучился на врача. Вернувшись...

    Мар 2009 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля