Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек, тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские.

Унцукульские мастера, в основном, для инкрустации медью, мельхиором, серебром, применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. Если в конце XIX века рынком сбыта были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу. В унцукульских изделиях орнамент играет чрезвычайно важную роль.

Безусловно, есть сходство и различие в орнаментальных традициях мастеров Унцукуля, Балхара, Гоцатля. Однако, характерной особенностью унцукульского орнамента является принадлежность или адресность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделие присутствие древнего символа — солярного знака. В XX веке изделия унцукульских мастеров приобретают роль декоративных предметов. Появляются настенные блюда, панно. Вообще украшать стены — это древняя традиция, распространенная в Дагестане.

Так называемые, «кунацкие» комнаты были гордостью дагестанцев. Произведения унцукульских мастеров неоднократно отмечались премиями на региональных, всероссийских и международных выставках. Еще в 1937 году в Париже на Международной выставке изделия унцукульских мастеров заняли первое место и получили «Гран-При». Изделия мастеров унцукульской художественной фабрики представлены более чем в тридцати крупнейших международных выставках. Художественное творчество унцукульских мастеров в течение небольшого отрезка времени прошло сложный путь развития.

Стиль изделий, создаваемых унцукульскими мастерами, формировался не без влияния соседних народов. Тем не менее, унцукульское художественное творчество является самобытным высокохудожественным и самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.

На протяжении веков Унцукуль и окрестные аулы оказывались — в эпицентре важнейших исторических событий на Кавказе и в Дагестане. Здесь родились и выросли, прославившие горы и горцев исторические личности, этот край был и остается колыбелью ученых, алимов, поэтов, спортсменов. Территория Унцукульского района, название которого овеяно множеством героических и трогательных легенд и преданий, является своего рода заповедником истории. Много здесь неповторимо-живописных уголков природы, ведется строительство самой крупной на Северном Кавказе Ирганайской ГЭС. Работа Унцукульской станции юных туристов по изучению истории и природы станет хорошим заделом для того, чтобы в район был эпицентром туризма. В этой связи очень интересны материалы собранные юными краеведами.

Любознательные школьники выявили, что к середине XVIII века исчезают данные о существовании древнего Койсубулинского ханства, и об этом крае начинают говорить как о вольном обществе, неформальными лидерами которой являлись хромой Ражбадин из Харайчи, Муса из Балахани, Малачилав из Унцукуля и другие предводители систематических набегов горцев на Грузию и иные края Кавказа. Знаменательно, что разбойные набеги, в ходе которых захватывали имущество и уводили в рабство людей, не обогатили горцев, а, наоборот, позволили им постигнуть истину: с соседями выгоднее жить в дружбе, сотрудничая в экономике и культуре. Так и случилось.

Иные говорят о том, что это произошло благодаря первому и третьему имама Дагестана и Чечни Газимагомеду и Шамилю, являвшимися уроженцами аула Гимры — наоборот, считают имамов продуктом своеобразного менталитета жителей унцукульских гор, но и в ходе тридцатилетней Кавказской войны Унцукуль оказался в центре событий. Здесь практически не осталось целых аулов навечно запомнившейся стала битва 1839 года на горе Ахульго, где восемьсот горцев в течение трех кровопролитных месяцев успешно противостояли десятитысячному войску генерала Граббе. О величии горского духа свидетельствуют многие факты, враги не видели ни одного сдавшегося в плен мюрида. Но и отбросившая экономическое и социальное развитие края многолетняя война в конечном итоге способствовала постижению горцами понимания того, что в основе великого государства проще жить. Хотя однозначное понимание-это наступило нескоро. Например, сын имама Шамиля Газимагомед был генералом турецкой армии, а другой сын Магомедшапи-генералом русских войск.

В 1918-1921 годах двадцатого столетия в Дагестане, как и во всей России, разгорелась гражданская война. И на этом переломе истории, благодаря личности пламенного борца за свободу трудящихся Страны гор Махача Дахадаева, Унцукульский район вновь оказался в центре событий. Выбор пути в тот смутный период был нелегким. Помню давние беседы с ахвахскими, годоберинскими, хунзахскими, чохскими красными партизанами, которые утверждали, что для них многое значило то, что предводителем был унцукулец. В начальный период советской истории Дагестана в качестве видного общественно-политического деятеля проявил себя Батадур Малачиханов. В 1920 году он руководил Закатальским округом, по возвращению в Дагестан стал знатным гидростроителем.

Унцукуль издревле славился учеными и поэтами. Алим Саид Араканский обучал будущих имамов Газимагомеда и Шамиля, Гаджимагомед Якубов полтора десятка лет жил в Египте, окончил, а затем преподавал в университете Аль-азхар, широко было известно имя ученого арабиста Магомед-устара из Балахани. Сегодня унцукульцы гордятся делами общественного деятеля и академика Гайирбека Абдурахманова из Балахани. Не родилось в Дагестане лирика равного воспевшему любовь Махмуду из Кахабросо, аварцы с удовольствием читают произведения современных поэтов Магомеда Гунашева из Цатаниха, Магомеда Исаева из Моксоха, Айшат Малачиевой из Унцукуля. Сродни поэзии изделия унцукульских мастеров с насечкой по дереву.

На территории Унцукульского района много живописных уголков, уникальными памятниками природы являются эоловый останец у въезда в Унцукуль, водопады вблизи аулов Ашильта, Аракани, хутора Хантимишта. Интересно осмотреть объекты строящейся гидроэлектростанции, многоэтажный город в горах Шамилькалу, проехать по второму по протяженности в России автодорожному тоннелю. Можно побывать на могилах исторических личностей, в местах, где шли бои.

К сожалению, изучение истории, культуры, природных памятников Унцукульского района, который смело можно назвать уникальным музеем под открытым небом, ведется не на профессиональном уровне, а краеведами из Унцукульской станции юных туристов под руководством Г. Ибрагимова. Но их работа, уверен, унцукульцам очень пригодится. Недалеко, думается, то время, когда туристский бизнес станет основной для этого края.

Джамалудин Джамбулаев

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля