Поделиться
16 Фев 2010 г.
Корреспондент «НВ» во время пятидневной поездки по Унцукульскому району посетил несколько сел, опросил десятки людей, попытался вникнуть в проблемы горцев. Все собеседники издания сходятся во мнении, что причина общественно-политической нестабильности в нерешенных социально-экономических вопросах унцукульцев.
Ирганайскую ГЭС начали строить еще в 1977 году. По плану ее должны были сдать к 1985. Но, как и многие крупные строительные объекты в стране, ИГЭС превратилась в долгострой. Горцы, на чьи земли властно наступала новая станция, еще в совковый период выражали свое недовольство. Их успокаивали патриотическими лекциями, а также разговорами про возмещение отнятых земель, потерянных садов, понесенных убытков. Закрывая карьер с гравием, ирганайцы не раз останавливали работы по возведению насыпи станции, требуя от энергетиков выполнения взятых на себя обязательств. Такие забастовки заканчивались по-разному: РАО «ЕЭС» иногда шло на уступки, а иногда — направляло на «толпу» полчища омоновцев с дубинками, во всеоружии. Каких только чиновников не повидала овеянная немеркнущей исторической славой многострадальная унцукульская земля. Побывал здесь и бывший глава РАО «ЕЭС России», непотопляемый Анатолий Чубайс. Местная номенклатурная братия даже объявила его Почетным гражданином Унцукульского района и выделила новоиспеченному «кунаку» земельный участок.
Вокруг строительства ИГЭС всегда кипели страсти. Люди отчаянно защищали каждую пядь земли. Самые большие потери в этой необъявленной войне горцы понесли летом 2008 года, когда уровень воды в озере подняли до максимальной отметки — 547 метров. Под воду ушли сады с урожаем, дома, сельхозугодья. Это была катастрофа. Местные жители, конечно, видели, что энергетики стали уменьшать водосброс. В знак протеста они пошли на плотину. Но там уже были наготове «люди в камуфлированной форме», оказавшиеся тут весьма кстати из-за проводившейся в Гимрах КТО (которая продлилась почти два года и принесла призрачные результаты — разве что силовики «освоили» бюджетные деньги в крупных размерах). Во время КТО запрещены митинги, акты гражданского неповиновения и прочие демократические «излишества». В 2008 году полицейскую дубину продемонстрировали не только гимринцам, балаханинцам, но и ирганайцам и остальным несогласным. С тем же успехом, что и в Гимрах, шмонали дома и в Ирганае. Именно поэтому объявление КТО многие унцукульцы связывают с экономическими причинами, в первую очередь, с возросшим аппетитом ненасытной Ирганайской гидры (ИГЭС).
28 апреля 2008 года республиканская комиссия приняла «Акт по приемке водохранилища Ирганайской ГЭС для наполнения до НПУ (нормальный подпорный уровень). Этот пресловутый, недозрелый документ развязал руки строителям ГЭС, и они буквально затопили койсубулинцев. Депутат райсобрания Унцукульского района Ахмед Гамзатов отправил запрос всем подписантам данного акта, требуя разъяснений. Среагировало лишь Управление Роспотребнадзора по Дагестану: «… В соответствии с распоряжениями Правительства Дагестана от 24. 07. 2007 г. №166 — р, от 20. 12. 2007 г. 326 — р в составе комиссии, образованной указанными распоряжениями, принимали участие заместитель руководителя Управления Роспотребнодзора по Дагестану А. Омаров, которым направлены замечания к акту комиссии по приемке ложа водохранилища Ирганайской ГЭС для наполнения до НПУ — 547,0 м»
Политкорректным словом «замечания» обозначены факты государственного вандализма:
1. Санитарная очистка ложа водохранилища завершена только на 30%, а также территории абрикосовых садов не расчищены (70 га).
2. Не завершена реконструкция двух вновь строящихся и одного реконструируемого канализационных очистных сооружений (в селах Ирганай, Майданское, Шамилькала) общей мощностью 3650 м3/сут.
3. В зоне подтопления расположено около 50 жилых строений.
4. Не выделена территория под организацию водоохранной зоны водохранилища.
5. Эффективность мероприятий по санитарной подготовке территории к затоплению не подтверждена результатами санитарно-микробиологических и химических исследований почвы.
При изучении фото и видеоархивов ирганайцев оживают в памяти кадры индонезийского цунами — люди спешно отступают под натиском стихии. В нашем случае энергетики искусственно создали такую картину.
Что же говорят жители селения Ирганай, лишенные лучших своих земель из-за строительства энергетического гиганта? Они убеждены, что их земли оккупированы олигархами-гидростроителями. И их можно понять. На каждом шагу ущемляются права. За одну сотку подтопленного сада хозяину выплачивают компенсацию в размере 10 тысяч рублей. Естественно, такая мизерная сумма никак не возместит упущенную выгоду садоводу. Многие ирганайцы отказались принять эти деньги, ждут выплат, соответствующих их убыткам.
«Зампред Правительства РД Ризван Газимагомедов нам обещал, что выше отметки 532 метра вода не поднимется, — рассказывает Саният Магомедова, проработавшая агрономом ирганайского совхоза 10 лет. — Однако чиновники нас в очередной раз развели. Водохранилище заполнили до уровня 547 метров. Мой дом, сад в 58 соток, все имущество ушло под воду. Мы остались ни с чем, как люди, выброшенные на остров при кораблекрушении. Будучи агрономом, я как следует ухаживала за садом, и он давал мне годовую прибыль в размере 200—250 тысяч рублей. Новые сады начнут плодоносить только через 10—20 лет. Мы обречены влачить жалкое существование на этот период, так как компенсационные день-ги не покрывают наши убытки. Категорически не согласна с тем, как оценивают наши сады. Но деньги мне пришлось взять, так как не было других средств к существованию».
Семья Магомедовой несколько месяцев ютилась в палатке, что наскоро разбили на склоне горы. Потом их пожалели родственники и приютили в своем доме в Старом Ирганае.
Скоро сын хозяина этого жилья женится, и Магомедовым некуда будет податься. Из пятидесяти голов скота у Магомедовой осталось лишь пять — часть из них пропала, часть продали. Как заняться скотоводством без хлева?
Также «круто» поступили и с другими пострадавшими. Летом 2008 года они развернули палаточный лагерь около села. Это брожение смахивало на майдан и акцию абрикосовой революции. Но, как было сказано ранее, «жандарм Европы» срезал на корню праведный гнев койсубулинцев с помощью дубинок и автоматов.
Правительство Дагестана старалось постфактум «сгладить свою вину перед народом», о чем свидетельствует письмо Ш. Зайналова от 16 июня 2009 года заместителю председателя правления ОАО «ГидроОГК» В. Зубакину. В нем сказано: «Однако из взятых на себя обязательств ОАО «ГидроОГК» невыполненным остается ряд мероприятий по зоне затопления водохранилища, в частности, не перечислен Отделу Правительства Дагестана по подготовке зон водохранилищ ГЭС остаток средств в сумме 17,6 млн рублей за 2007 год, предусмотренных на санитарную подготовку ложа водохранилища; не произведено авансовое внесение компанией «ГидроОГК» в бюджет РД 150,0 млн рублей (письмо от 25 апреля 2008 года № ВС/1706), в связи с чем не полностью выплачены компенсационные средства за домостроения, около 40 га трансформационных садов, не завершены строительством многие объекты социальной сферы. Нестабильное финансирование мероприятий на завершающем этапе подготовки водохранилища со стороны ОАО «ГидроОГК» вновь вызвало недовольство жителей Унцукульского района и привело к социальной напряженности. На основании вышеизложенного и в целях недопущения акций недовольства со стороны населения до устранения замечаний к акту комиссии по приемке ложа водохранилища Ирганайской ГЭС для наполнения до НПУ — 547 метров от 28 апреля 2008 года считаем необходимым приостановить наполнение водохранилища на отметке 532,5 метра».
По меткому и крепкому выражению одного из активистов вынужденных переселенцев (по сути, беженцев), «Москва опять положила на правительство РД» — что ей цацкаться с «аборигенами», когда на руках такой выгодный акт о приемке водохранилища. Как известно, Москва слезам не верит.
«Любите ущелья гор седых!», — сказал имам Шамиль. Эти слова приводит профессор ДГУ Айгум Айгумов в книге «Развитие энергетики в Дагестане», в которой научно обосновывается нецелесообразность сооружения гигантских ГЭС в Дагестане. Автор — сторонник возведения малых станций, они безопасны и не менее эффективны. Из-за строительства ИГЭС пострадали жители нескольких населенных пунктов Унцукульского района: Ирганая, Унцукуля, Майданского, Зирани, Гимры, Аракани, Хинтлимита. Под воду ушли земли и селения Кудутль, Гергебильского района. Масло в огонь подливали наглость и цинизм, с которыми действовали гидростроители. Когда работники ОАО «Ирганайская ГЭС» устанавливали высоковольтную линию электропередачи через их село в 2009 году, ирганайцы решили воспрепятствовать этому, требуя выполнения взятых обязательств. Против граждан страны снова бросили ОМОН, который бесцеремонно разогнал митингующих. Самых активных забрали в РОВД. Не уважили даже местную власть — главу села Запира Ахмедова. Туда же подогнали «БелАЗы» — чтобы прошлись по горянкам, как танки по Праге в 1968 году. Естественно, ирганайцам пришлось разойтись.
На любительском видео, снятом беженцами, зафиксировано немало трогательных моментов многолетней эпопеи койсубулинцев, защищающих свои земли. А она все сужается, как шагреневая кожа. Вот люди эвакуируют домашний скарб на плоту, собирают урожай с деревьев на лодках и надувных камерах, по озеру плывут скелеты с кладбищ…
Особо эмоционален сюжет, в котором женщина читает реквием собственного сочинения по ушедшим под воду плодородным землям и, не удержавшись, шлет проклятия гидростроителям, поддержанные другими горянками дружным «аминь».
Как же проявили себя деятели науки? В районе работала Ирганайская археологическая экспедиция Гамзата Атаева. Он вместе с коллегами А. Шихсаидовым, М. Агларовым, А. Айгумовым, М. Гаджиевым пытался защитить историческое достояние республики. В их письме, адресованном строителям ГЭС, есть такие строки: «В Ирганайской долине находится ряд уникальных археологических и этнографических памятников, которые попадают в зону затопления и подтопления водохранилища Ирганайской ГЭС. Археологических па-мятников выявлено 13, из них четыре относятся к эпохе бронзы, а деять — к раннему средневековью… Уникальность Ирганайского могильника I заключается в том, что здесь обнаружены подкурганные каменные склепы, которые являются единственными на Северном Кавказе…
Наибольший интерес представляют археологические памятники федерального значения, охраняемые государством. Это Ирганайское поселение I и Ирганайский могильник I, а также Ирганайское поселение IV и Ирганайский могильник II…
В связи с затоплением Ирганайской долины считаем необходимым:
1. Развалины старого села Ирганай сохранить для настоящих и будущих поколений как историческую память…
2. Старый Ирганай имеет богатую и интересную историю как центр, входивший в Хазарский каганат и затем в Серир; как культурный центр с известным медресе, где учились алимы, в том числе имам Шамиль; как объект старинной дагестанкой горской архитектуры. В этом качестве селение должно быть законсервировано и охраняемо…»
Далее авторы письма требуют «отодвинуть сроки дальнейшего затопления» до завершения раскопок. Но повелители «энергетической дубины», естественно, с улыбкой отбросили в сторону «бумажку» донкихотов от науки и устроили государственный потоп своим гражданам и истории.
Известно, что Гитлер обещал превратить Москву в море. ОАО «Русгидро» весьма успешно справляется с этой задачей. Только в данном случае уничтожаются дагестанские аулы-полисы.
Почти каждый житель Унцукульского района наслышан о директоре ОАО «Ирганайская ГЭС» Нурмагомеде Алиеве. Но слава эта, увы, со знаком «минус». Да, сайты российских энергетиков воздают ему хвалу, называя «эффективным менеджером». Ему в заслугу ставят и то, что «за прошедший 2008 год на ИГЭС дополнительно было введено 40 МВт мощности за счет окончания строительства плотины и наполнения водохранилища до проектной отметки в 547 метров, в результате чего план по выработке электроэнергии за 2008 год был выполнен на 125,1% и потребители получили дополнительных 244 млн кВт/ч.».
Даешь пятилетку! Стаханов отдыхает. А койсубулинские беженцы необъявленной энергетической войны — без крова над головой. В статье «Сулакский гидрокаскад: вчера, сегодня и завтра» Иван Смольянинов назвал 2008 год удачным, ибо «к середине августа гидростроители доложили о достижении уровня в 547 метров. И энергетики нового филиала «РусГидро» «Ирганайская ГЭС» уже 9 сентября дали миллиард кВт-ч, выполнив годовой план выработки менее чем за девять месяцев». Жителям Унцукульского района дорого обошлись эти рекорды.
«РусГидро» ежегодно выплачивает в бюджет Дагестана 800 миллионов рублей в виде налогов, — говорит глава МО «Унцукульский район» Магомагаджи Тагиров. — Поэтому мы — единственный район-донор в республике». Тагиров убежден, что без удовлетворения законных требований пострадавших из-за строительства ИГЭС койсубулинцев, решать другие вопросы в районе не удастся. Социально-экономическому развитию района не уделили должного внимания, и это послужило одной из причин ухода молодежи в лес, считает Тагиров. В народе же бытует совсем другое мнение про деятельность «лесных». Для простых унцукульцев они — Робины Гуды, которые появились как реакция на коррумпированную и несправедливую государственную систему страны.
Поделиться
16 Фев 2010 г.
Легенд о происхождении названия селения Унцукуль несколько. 1. Некоторые говорили, что первым здесь построил дом человек из ближайшего села...
Дек 2019 г.
Первая в Унцукульском районе светская школа была открыта в селении Гимры. Первоначально, в течение четырех лет школа функционировала в доме...
Дек 2017 г.
Многоязычие, проживание в условиях горной изоляции и многовекового противостояния внешнему миру наложили отпечаток на быт и культуру...
Дек 2017 г.
Народный промысел художественной отделки изделий из дерева, возникший еще в XVIII веке, в селении Унцукуль и по сей день остается значимой...
Июл 2017 г.
Туристов и путешественников в Дагестане много. Хотя регион до сих пор не может избавиться от имиджа «очень опасного», туда активно едут и...
Июн 2017 г.
На днях руководитель Государственного казенного учреждения (ГКУ) «Дагестанавтодор» Муртузали Муртузалиев и его советник Магомед Магомедов...
Ноя 2011 г.
Комментарии к статье