Поделиться
25 Окт 2018 г.
Ранняя история рутулов связана с государственным образованием Кавказская Албания, в котором территория расселения народов Южного Дагестана, в том числе рутулов, была известна как страна гелов. В 16 в. на территории рутулов существовал союз сельских общин Рутульский магал, который управлялся рутульскими беками. В 18 в. Рутульский магал объединял не только рутульские, но и ряд лезгинских селений, плативших ему повинности. Два рутульских селения — Борч и Хнов — входили в состав Ахтыпаринского магала, населённого лезгинами. В 1812 рутульцы были присоединены к России и образовали общество Рутул-чай, объединявшее 18 селений и входившее в Самурскую провинцию. С 60-х гг. 19 в. территорией рутульцев управлял наиб, назначавшийся из беков и подчинённый начальнику Самурского окр. В 1921 Рутул вошел в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан).
Быт, обряды и обычаи, одежда рутульцев мало отличаются от своих соседей, народностей лезгинской подгруппы: лезгин, цахурцев, агулов. Основная пища рутульцев мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Мясо использовалось в свежем и вяленом виде. Наиболее распространённые блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная каша табаг, толоконная каша харегвай, пироги с различными начинками. Напитком на свадьбах был слабохмельной хьян — род общедагестанской бузы, получаемый самоброжением разведённой в кипяченой воде смеси толокна и солода. Рутульцы единственный народ из принадлежащих к легинской группе, относящийся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказской расы. Письменность на основе кириллицы создана в 1990 году. Официальной религией рутульцев является ислам суннитского толка, который начал распространяться среди рутульцев с 10 века. (Однако, недавно при реставрации мечети в селении Мюхрек были обнаружены надписи датированные 71 годом по хиджре, то есть 693 годом от Р.Х, следовательно, ислам проник на территорию рутульцев намного раньше, чем это принято считать.) Но и по сегодняшний день в религиозных верованиях, в культуре, в национальных праздниках рутульцев прослеживаются отголоски домусульманских верований и традиций.
У рутульцев развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия. Наряду с официальной религией — ислам суннитского толка, который распространился к 10-11 вв. и по сегодняшний день бытуют элементы древних религиозных воззрений, связанных с магическими обрядами в семейной жизни. Существует вера в загробную жизнь и в духов. Доисламские верования переплелись с мусульманскими обрядами. Среди национальных праздников самый большой годовой праздник — Эр, который знаменует начало весны и календарного года, отмечался приготовлением особых кушаний и раздачей их в селении, раскачиванием девушек на качелях, установлением на сельской площади украшенного яблоками, орехами, крашеными яйцами дерева и играми вокруг него. Сегодня определенно точно не возможно установить чьим был этот праздник: исламским, христианским, зороастрийским или языческим. Время превратило Эр в уникальный сплав религиозных праздников: христианской пасхи, зороастрийского праздника огня, мусульманского нового года. По мусульманскому календарю, это праздник называется Навруз. И отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия. Неотъемлемым яством праздничного стола в Навруз является сумалак, сваренный из проросших ростков пшеницы. Однако корнями Эр уходит дальше. «…ранним утром 21-го дня весеннего месяца нисана жители Древней Месопотамии отмечали наступление нового года по солнечному календарю, совпадавшее с днем весеннего равноденствия. Под жаркими лучами весеннего солнца природа пробуждалась от зимней спячки, и потому с праздником было связано множество ритуалов, прославляющих огонь и призывавших плодородие на поля. Этот языческий по сути своей праздник огнепоклонников настолько сильно прижился, что даже сейчас, по прошествии нескольких тысяч лет, весь мусульманский Восток знает и любит его под именем Новруз. Отмечают праздник 21 марта. Готовиться к Новрузу начинают еще за месяц до наступления урочной даты. Четыре недели, ей предшествующие, посвящены четырем стихиям — воде, земле, ветру и огню, все это время люди разжигают костры, посвященные Солнцу, а в последнюю среду перед праздником перепрыгнуть через костер должен каждый человек независимо от пола и возраста. На столе обязательно присутствуют пророщенные зерна пшеницы (они символизируют новый урожай), и крашеные яйца, которые, как и у христиан, слывут залогом возрождения жизни.»
Эр во многом похож на лезгинский праздник Яран Сувар, который отмечается всеми лезгинскими народами (Яран (Йаран) сувар- на лезгинском, дословно «Праздник Солнца», Эверчин, Эбелцен-табасараны, Эр-рутулы, Эвелцан-агулы). Но Эр рутульцев имеет свои, отличительные признаки и обряды. К празднику готовятся загодя. Особенно детвора. За недели две до начала Эр они лепят из глины небольшие, размером с грушу комки, гхорц по местному. В конусообразный вверх втыкается небольшой, сантиметров десять пятнадцать длиной прут. Затем эти «груши» сушатся. Вечером с 19 на 20 марта вместе с хворостом и валежником «груши» переносятся на вершину горы. (Небольшая поправка. В каждом селе есть своя дата. Кто-то проводит с 17 на 18 марта, кто-то с 18 на 19 и т.д.) Разводят костер. Поджигают прут и с помощью пращи пускают с вершины эти самые «груши». Чем больше наготовишь «грушек», тем дольше и продолжается веселье. Пока точно не установлено что символизируют собой эти «груши» гхорц.
Наутро после праздника, если верить народным поверьям, на восходе солнца можно увидеть дочерей Эра. Но увидеть такое чудо может не каждый. Для этого надо постараться проснуться раньше всех в селе. Спать допоздна в этот день не желательно. Но Эр сам, чтобы никто не подглядывал за его дочерьми, может напустить на людей сон. (И если человек спит допоздна, то говорят, что на него насел Эр, то есть усыпил его Эр.) Взрослые собираются на центральной площади села, раньше собирались возле мечети. Приносят с собой сладости: конфеты, печенье, пряники и т.д. По старинке некоторые приносят муку, рис. Все эти сладости и т.д. складывают на расстеленной на земле скатерти. Кто-нибудь из старейшин читает суру из Корана и начинает раздавать садака (в данном случае все то, что принесли с собой сельчане). Садака -это не милостыня в буквальном смысле слова, но желательно чтобы угощение доставалось в первую очередь бедным и сиротам. Отказаться от садака не имеет права никто, каким бы богатым и зажиточным не был человек. Раздача садака — один из излюбленных ритуалов праздника Эр для детворы. Взрослые, прочитав молитву — фатиха, ( это конечно противоречит канонам ислама, и не зря священнослужители считают этот праздник язычеством) раздадут сладости детям. В это день нельзя оставить голодным никого. Как гласит рутульская пословица — «попал на садака», то есть наесться до отвала. Однако, дети могут получать сладости и еду не только на «садака». С самого утра они (дети) ходят по дворам распевая песенку » Эр Эр Эрад рыш», (Эр Эр дочка Эра…) и т.д. с пожеланиями хозяевам счастливого праздника. (Обряд напоминающий колядки у христиан) Разумеется, тот, кому пожелали счастливого праздника, должен угостить детвору сладостями, а то и просто какой-нибудь едой. Не угощать тех, кто желает хозяину дома счастливого праздника, может прослыть жадиной.
И еще одна традиция праздника Эр: во дворах жгут костры, через которые надо прыгать, дабы очиститься от грехов. В домах готовят особую праздничную еду из отборной пшеницы йирисаг с добавлением вяленных бараньих или говяжьих конечностей. Существует шуточное поверье, что после того как человек съест йирисаг, его могут преследовать сороки, обиженные тем, что их не накормили пшеницей. Готовят халву: мука высшего сорта, масло и мед. Старики рассказывают, что в некоторых селах рутульского района в старину праздник Эр отмечался наряду с праздником День первой борозды. Наутро после праздника старейшина села впрягал волов и вспахивал первую борозду. Удачным, то есть урожайным считался год, когда в ночь весеннего равноденствия с 21 на 22 марта прогремит гром с первой весенней грозой.
P.S. И еще одно поверье: если в день весеннего равноденствия, то есть с 21 на 22 марта не прогремит гром, то год считается «урожайным» на змей. Считается, что в день, когда просыпается весна, то вместе с ней просыпаются и змеи от зимней спячки, и гром, якобы, убивает их.
Поделиться
25 Окт 2018 г.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Единственная семья, живущая в селе Лакун. Они осознанно вернулись назад в горы. Ни водопровода, ни электричества – Рафидин Гасанов предпочел...
Янв 2019 г.
Согласно преданию Мухаммадил Магди, Кусур раньше был небольшим аварским селом, население которого летом намного увеличивалось за счет...
Ноя 2018 г.
Общеизвестно, что Южный Дагестан не принимал активного участия в освободительной войне Шамиля. Мало того, считалось, что в целом народы...
Окт 2018 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона так объясняет значение термина тухум — по-лезгин. толпа, большое стечение народа....
Окт 2018 г.
Заброшенные села Лезгистана – это печальная страница истории народа. Были оставлены села в 1963- 67-х гг. по указу властей по программе отселения...
Авг 2018 г.
В конце прошлогодней июльской поездки по Кавказу — через Ингушетию, о которой уже писал, Грузию, уже привычную и знакомую, и Азербайджан о...
Июн 2015 г.
1. Самоназвание Рутулов — МЫХАБЫР.
2. Рутулы коренной народ «азербайджана». Так называемый «азербайджан» — это оккупированная пришлыми тюрками родина рутулов — Кавказская Албания.
3. Самоназвание села Рутул — МЫХАД.
4. Рутулы говорят на Рутульском языке, который входит в Кавказо-Албанскую языковую группу. «Лезгинская» группа языков — это ошибочное определение.
5. Диалекты Рутульского языка: Мухадский (в том числе Лучекский), Шиназский, Ихрекский, Шекинский (села Шеки, Шин и др.), Мюхрекский, Борчинско-Хновский.
6. Рутульское Вольное Общество (не магал, не бекство, а именно общество) управлялось старейшинами в селах. Власть беков была формальной. Рутульцы никогда не подчинялись другим народам или враждебными империям, никому не платили дань. В период Кавказской войны Рутульцы объединились вокруг своего предводителя Агабека аль-Рутули, который не сдавался в плен и достойно сражался до самой смерти. После поражения дагестанцев и чеченцев в Кавказской Войне и оккупации русскими всего Кавказа — Рутулы, к сожалению, потеряли свою независимость.
7. Рутульские села Хнов и Борч были независмыми от ахтыпаринского магала и не подчинялись ему. После восстания в Хнове в 1930 года, русские коммунисты административно отделили Хнов от остальных Рутульских сел и включили его в состав ахтынского района, чтобы ослабить связи между хновцами и остальными рутулами.
8. Ислам среди Рутулов начал распространяться с 7 века. Последним рутульским селом где распространился Ислам, судя по всему, был Мюхрек, так как это одно из самых отдаленных (если двигаться с юга на север) Рутульских сел, при этом возраст села относительно небольшой.
9. Праздник Эр — это языческий праздник, который проник в Рутульские села из Ирана. Этот праздник не имеет никакого отношения к Исламу. Мусульмане его не отмечают. Его отмечают только многобожники в Иране и «азербайджане».
10. Ас-саляму алейкум Рутульскому народу!
04.08.2019 в 02:33