Далеко в горах, среди величавых и суровых гор Рутульского района, расположилось второе по своей величине, уникальное по архитектуре село Ихрек. Оно заметно еще на расстоянии, когда подъезжаешь к селу, подобно орлиному гнезду, прилипшему к большой недоступной скале, а ночью светящиеся лампочки сливаются со звездами в небе. К селу, по рассказам старейшин, по разным обстоятельствам присоединились близлежащие маленькие поселения, ибо село Ихрек по своей расположенности являлось более защищенным как от стихийных бедствий, так и вторжений извне.

Итак, село образовалось из семи аулов, говорящих на одном диалекте рутульского языка. Ныне в селе проживают 3 тыс. человек (100 лет назад население составляло 370 человек).

В то же время Ихрек - самое крайнее село, в котором проживают рутульцы по Кара-Самурской долине, а дальше соседствуют азербайджанцы и лакцы.

Здесь растет почти все, что растет в тайге и даже в тундре. Только такая красивая природа может породить таких красивых душой и внешностью людей, как ихрекцы.

Удивительна судьба ихрекцев. История, говорят, не повторяется, но в природе существует что-то свое особенное. Если сотни лет назад из хуторов образовался Ихрек, то теперь от Ихрека возникают новые аулы. Это ли не чудо? Четыре новых села основали ихрекцы, одно из которых - село Аран - получило свой официальный статус.

Ихрекцы в районе славятся своим трудолюбием. Мальчик пяти лет уже хороший помощник отцу в хозяйстве. В каждом взрослом ихрекце можно найти и каменщика, и плотника, и столяра. Поэтому, если из других сел молодежь выезжает, здесь же она строится и обосновывается.

Построить дом для ихрекца, когда есть местные стройматериалы, не составляет труда, ибо дом строится всем джамаатом. День закладывания фундамента дома - праздник: режется скот, варится в больших казанах пища, кипят самовары, и каждый пришедший старается внести в строительство свою лепту. За день строится один этаж дома. Когда уже накрывается крыша, приходят на помощь люди, звучит зурна, а по завершении работы устраивается большое веселье.

Суровость наших гор, тяжелые условия жизни и стремление при этом выжить, вырабатывают в человеке свой характер. Ихрекцы-мужчины суровы и мужественны, умны и мудры, а от женщин исходят свет и тепло, перед чем не в состоянии устоять и самые твердые в выражениях своих чувств мужчины. В районе, да и в Юждаге, Ихрек - единственное село, где до сих пор похищают девушек. Хотя обычай не одобряется, но в нем раскрывается особенность характера народа. А женщины, действительно, красивы, изумительна их речь. Рутульский язык на ихрекском диалекте становится красивым и мелодичным, когда говорит женщина. Красоту своей души она вкладывает в узоры ковров, которые ткутся ее руками, в загадочные орнаменты джурабов, которые ею вяжутся.

Основные отрасли хозяйства – скотоводство и животноводство. В Ихреке выращивают самый лучший сорт картошки. Мясомолочный скот составляет основную доходную часть экономики ихрекца. Здесь ткут ворсовые ковры, делают сумахи. Обидно, что много трудолюбивых рук ихрекцев осталось без работы. Аллах одарил жителей села поэтическим даром. Ашугское творчество - одно из древних искусств ихрекцев, которое с первой половины 18 века связано с именем поэта и ашуга Раджаба из Ихрека или же, как его называют в народе, Кюр Раджаба, т.е. Слепого Раджаба, ибо, по преданиям старожилов села, ашуг был слепым от рождения. Первое упоминание о нем можно найти в книге «Тошмы» (Баку, 1938 г.), в которой говорится, что Раджаб из села Ихрек Самурского округа широко популярен в народе и известен как «гьакь ашукь» -правдивый, справедливый, т.е. состоявшийся ашуг.

В одном из очерков об ашуге рассказывается, как Раджаб приехал со своим писарем Гаджи-маллой в город Гянджа на состязание с известным ашугом Дуни. Дуни привел с собой еще 7-х певцов. Состязание длилось очень долго. Когда оно дошло до кульминационного момента, Гаджи-малла напомнил Раджабу стихотворение, сложенное на семи языках: русском, азербайджанском, фарси, рутульском, лезгинском, армянском, арабском. И когда он спел ее на всех языках, Дуни и его ашуги признали поражение и отдали Раджабу свои чунгуры. Еще один случай из жизни ашуга. Из Азербайджана в Ихрек приехал ашуг на состязание с Раджабом, однако не застал его дома: Раджаб был в отъезде. Огорчился гость и решил уехать. Но сестра Раджаба Шахбаджи остановила ашуга, взяла в руки чунгур, вышла сама на состязание и выиграла его.

Раджаб был не единственным ашугом в Ихреке. Их целая плеяда: Уста Курбан, Гаджимирза Гаджимирзоев, Тагри, Зейнала-бид Султанмагомедов, Абдула-зиз Имамалиев, Абдулазим Ка-диров, Гюльпери, Айзанат и другие.

Ихрек - родина поистине выдающихся людей, устаров - мастеров слова и дела. С большой теплотой ихрекцы вспоминают и чтят память учителей села, которые выучили и выпустили сотни учащихся. Первый учитель, первый директор Ихрекекой школы, участник Великой Отечественной войны, много лет подряд работавший председателем колхоза и парторгом, отдал много сил и энергии для повышения уровня жизни населения - Асадулла Мамутаев. Плечом к плечу с ним вместе проработали Абдурашид Исмаилов, Муталиб Гафаров, Исмаил Рамазанов и др.

В этой плеяде славных наших сельчан нельзя не упомянуть Ф.Баширову и К.Эфендиеву - первых учительниц села, Э.Идрисову и К.Мамутаеву - первых женщин села, получивших среднее специальное и высшее образование.

Добрую память хранят ихрекцы о Р.Яхъяеве, Т.Баширове, Г.Юсуфове, К.Махмудове, Г.Ибрагимове, Ш.Гаджиабакарове, Р.Камалове, Абдулмеджиде и Абдулжалиле Абдулжалиловых, о   мудром   аксакале И.Касумове и о многих других; о лучших мастерах, которые своими руками  воздвигнули себе памятники - уникальные мосты, родники и дома - И.Муслимове, Ибрагиме и Магомеде   Магомедовых, Г.Идрисове, И.Абдуладиеве, А.Меджидове и др.

С гордостью ихрекцы говорят о Тагире Исмаилове, Камале Джамалове, о неоднократном чемпионе России, Европы и мира - Кавказе Султанмагомедове и многих других молодых ихрекцах, работающих в разных уголках нашей страны и за ее пределами.

В основном семьи ихрекцев многодетные: около 10 и более детей. А в семье Ибрагимовых мать Ибрагимова Галимат родила и вырастила 14 детей. Каждый из них занял достойное место в обществе и завоевал большой авторитет среди населения. Самый старший сын в семье Дженгил Гусейнович - работник ФСБ России, ныне в отставке, Ибрагим - народный депутат РД, Абдул -учитель, Эскендер - врач и т.д. У немногословной и мудрой Галимат Камаловны (внучка шейха Курбана) ныне более 100 внуков и правнуков. Своей сплоченностью и порядочностью род Ибрагимовых служит примером для подражания, пользуется большим уважением в районе. Подобных семей в селе много.

В Новом году и новом тысячелетии моим землякам и всем дагестанцам хочу пожелать здоровья, тепла и света, счастья и удачи, а самое главное - мира и спокойствия в родном Дагестане, в нашей стране, да и во всем мире.

Интизар Маммутаева

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля