Постскриптум про Дагестан

0

Поделиться

29 Ноя 2017 г.

Андрей Тутариков

Москва

Почти всю прошлую неделю я прожил в Дагестане. Местом ночевки была Махачкала, а местами работы и немного отдыха – тоже Махачкала, а еще Каспийск, Буйнакск, Гуниб, Леваши и Дербент. Естественно, командировка предполагала «тепличные» и немного искусственные условия, однако убегать из официального иногда удавалось, поэтому удавалось пообщаться с разными людьми, увидеть разные места. Поделюсь субъективными эмоциями.

Первое. Уважение истории. Во время многочисленных разговоров самые разные люди, многие из которых явно не заканчивали Ярославский или Дагестанский университет, с точностью до даты рассказывали про события из истории Дагестана. С именами и фамилиями, с причинами и следствиями, со стратегией и тактикой. Если речь шла об истории родного села, то количество деталей и подробностей увеличивалось. Много ли американцев, эстонцев или русских так внимательно и бережно знают свою историю? Это вызывает, как минимум, большое уважение.

Второе. Уважение к гостям. Несколько человек рассказали старинное дагестанское правило: если твой враг пришел к тебе с просьбой, он уже не враг, он – уважаемый гость. Но это красивая легенда, я же, действительно, встретился с повсеместным, тотальным, абсолютным гостеприимством. Чужой совсем недавно человек готов бросить все дела и отвезти меня за какой-нибудь фигней в магазин. Провести по незнакомым улицам, угостив по пути чаем, вареньем, коньяком. Сделать огромный крюк по пути, только чтобы гостю было удобно. Посадить на самое удобное место и незаметно предложить самое вкусное. Поразил один случай. Человек не успел проводить моих коллег, улетавших раньше. Сильно расстроился, попросил: первое, что я должен сделать, прилетев в Москву, позвонить им, передать свои извинения. Очень искренне. Знал он их несколько часов.

Третье. Красота. Многотысячелетний Дербент, горный Гуниб, молодая по сравнению с ними Махачкала, почти советский Каспийск очаровательны и красивы. А Дербент и Гуниб еще и естественны, в отличие от многих «заточенных» под цивилизованных туристов европейских таких же древних и горных городов. Со своим колоритом, продающимися фруктами на обочинах, разгуливающими перед машиной коровами, камнями, реками, горами. Год назад я восторгался греческими горными Метерами, позавчера – Дербентом. Если бы мне сейчас предложили на выбор – Метеоры или Дербент, выбор бы однозначно пал на Дербент. Мне кажется, теперь я понимаю, почему дагестанцы так гордятся красотой своего родного края.

Четвертое. Кухня. Для меня, проработавшего много лет во всяких ресторанных системах, но самой вкусной едой считающего кофе в Starbucks, дагестанская кухня стала самым настоящим открытием. Потрясением. Даже банальные, наверное, для дагестанцев айран, чуду и брынза вызывали кучу восторгов, когда же дело доходило до приготовленного всякими разными способами мяса, границы реальности рассыпались. И дагестанский коньяк, не тот, который в московских магазинах, а тот, который там. С которого не пьянеешь, а утром бегаешь, как будто накануне пил исключительно минеральную воду. К слову, местная минеральная вода «Рычал-Су» здесь тоже очень.

Пятое. Наше общее. Желая блеснуть знаниями, я гордо рассказывал одному человеку про летчика — дагестанца Ахмеда-Хана Султана, совершившего в годы Великой Отечественной таран в небе моего родного Ярославля. И вдруг этот человек в ответ говорит, что отец Ахмед-Хана родился в том же селе, что и он, и даже помнит, как встречал героя, будучи школьником. Или другой случай, когда другой, очень уважаемый в Дагестане человек рассказывает мне про двух местных девушек, которые играли в первом русском театре в Санкт-Петербурге. И вдруг слышит от меня в ответ, что этот первый русский театр в Санкт-Петербурге основал, по большому счету, мой ярославский земляк, сначала сделав это в Ярославле.

Дагестан, друзья, – это совсем не белые заниженные «Приоры». Это совсем не сумасшедшая лезгинка и, конечно же, не только футбольный клуб «Анжи». Это намного глубже, интереснее, мудрее и разнообразнее. Один человек мне здесь сказал, что сила государства определяется не количеством пушек, нефти и газа. Умением разговаривать друг с другом, уважать друг друга. Вроде бы банальность, очевидность, но особенно осознал я её здесь, в Дагестане. И спасибо ему за это.

И, знаете, если бы так случилось, что свою свадьбу я сыграл бы однажды в Дагестане, а рядом со мной сидели бы мои дагестанские друзья, и здесь жила бы теперь моя семья, здесь бы я работал и отдыхал… Знаете, я был бы этому рад!

, раздел: Туризм

0

Поделиться

29 Ноя 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля