Танцующие Кубачи

0

Поделиться

07 Сен 2018 г.

Как проходят свадьбы в селе ювелиров

Ночной Кубачи – как фестиваль светлячков на синем полотнище. Только утром поняла, что сотни огоньков светились не из окошек саклей аула, а из окон больших и высоких домов. И я подумала, что никогда не постареет аул, пока возводят в нем новые жилища, рождаются и растут здесь дети, приезжают сюда гости. С раннего утра по его улицам расхаживают туристы из разных уголков мира, щелкают затворами фотоаппаратов.

Мой уркарахский друг Хасбулат, везя нас в Кубачи, обещал «танцы до упаду»!

«Что он говорит! Я сюда не за танцами еду…», – думала я, разглядывая свой далеко не танцевальный наряд, но не решалась возражать Хасбулату: когда кто-то хочет тебя удивить, надо терпеливо ждать. А вдруг…

Каз из тумана

Это вдруг стало исполняться в доме-музее Гаджи Кадиалиева. Тут я заметалась от изобилия женских нарядов и раздумий: какое же кубачинское платье выбрать! Это голубенькое или вот это розовенькое?! Выбрала красненькое – на нем золота больше.

— Ну, пожалуйста, быстрее! Мне надо успеть на свадьбу, а то магьровы ворота закроются без меня (о них чуть позже), – торопила я жену Гаджи Айшу, украшавшую мою голову кубачинским платком. – Его еще надо уметь правильно положить на голову – объясняет мне попутно Айша – уметь закрепить и носить как полагается.

— Понимаешь, говорит она, – кубачинка может быть в платье от Dior, иметь сумку от Марка Джейкобса (или не иметь ничего этого, потому что это не важно), но голову ее обязательно должен покрывать каз – белоснежный платок, украшенный собственноручной вышивкой золотыми нитями.

Он все равно что сари для индианки, килт – для шотландца, пончо – для индейцев. Не просто одежда, а опознавательный знак. Да, что и говорить, даже на само село часто бывает накинут каз из густого тумана.

Собираясь на свадьбу, стали мы с Айшей делиться знаниями о знаменитых платках. Мне тоже кое-что о них известно. Я уже писала о них в нашей газете. О том, что раньше девушки древнего аула не носили казов из дорогих тканей и с золотой вышивкой. Независимо от достатка платок шился из ситца или кисеи.

— Казов должно быть не меньше двух: на каждый день и для особых случаев, – говорит Айша. А у самой их пять, и все в золоте!

— Современные золотые узоры красивы, ничего не скажешь, – соглашается со мной хозяйка, – они и делаются для красоты. Старинные же были со смыслом, несли информацию: откуда ты, из какого рода-племени, замужем или нет. Но до сих пор рисунки на платках у замужней женщины отличаются от тех, что предназначены для незамужней. В первом случае они крупные, во втором – мелкие. На казе у незамужней и теперь бахрома узкая. Если женщина в трауре, она носит просто белую ткань. Бахрома снимается на сорок дней и даже на год в зависимости от близости родства с умершим.

История с мучалами

Да, в Кубачи приезжает много туристов. Кто-то интересуется историей, кто-то старинными изделиями из серебра, антикварной посудой. И я спросила у Айши, покупают ли туристы казы. Оказывается, что очень редко. Говорят, дорого. 25-30 тыс. рублей за каз. Только фотографируются в них. За это денег с гостей не берут. Я видела на снимках африканку в белоснежном платке, расшитом къялкъуcом, итальянку, марокканку. Но, знаете, только дагестанским девушкам он к лицу.

А вот она в зеркале новая я — в шелках и в золоте! Кручусь, верчусь, своим глазам не верю. Платье и каз – только часть национального образа, по-настоящему он заиграл с мучалом на плече. Мучалы — это кувшины для воды. Пустой весит около 10 кг. Эти самые мучалы защитили Кубачи в июне 1844 года. Генерал Моисей Аргутинский-Долгорукий во главе русских войск подошел к аулу, чтобы присоединить его к Российской империи. Один из старцев приказал жителям положить на крыши своих домов мучалы горлышками к дороге. Если мучал опрокинуть набок, то издали его можно принять за пушку, по крайней мере так говорится в легенде. И увидев эти «пушки» Аргутинский-Долгорукий отвел солдат назад. Правда, через некоторое время кубачинцы послали в расположение русских войск делегатов, которые от имени всего аула принесли присягу на верность России.

Танцы до утра

И вот, вся из себя кубачинка, я понеслась на свадьбу, но не увидела привычное: жениха с невестой, накрытых столов. И не сыпали на танцующих денежные купюры. На площадке в центре села гремела музыка. Молодежь танцевала, аксакалы наблюдали. Старики называют свадебный обряд «магьар», молодежь – тусой. Как не называй, смысл один и тот же – на свадьбах в Кубачах женихи выбирают невест. Это своего рода древнейший обычай – смотрины, и на них приезжают кубачинки и кубачинцы, живущие в городе. Там девушки могут ходить без каза, но в Кубачи ни в коем случае. И здесь на танцах все были в белых платках с золотыми узорами, словно ромашки в поле. Не то, что женихи в скучной одежде и даже не в костюмах…

И все было хорошо до того момента, пока не пришлось станцевать и мне. Я встала посреди площадки, не зная куда мне двигаться, как перебирать ногами, как правильно сложить руки. Ведь кубачинский танец не похож на привычную лезгинку. Когда стало ясно, что никакая я не кубачинка, пусть и в платье с казом, стали мне показывать и учить, как надо танцевать. Вскоре я устала и присела на лавочку к аксакалам. Они рассказали, что умеют хранить традиции и обычаи предков, что в Кубачи свадьбу празднуют три дня и три ночи. Утром первого дня в доме невесты собираются многочисленные родственники. Каждый переходящий порог дома желает: «Ахсаат бухаб» (что значит «в добрый час»). Весь этот день готовят свадебную еду, при этом поют, шутят. Мужчины собираются во дворе. Невеста с подружками наряжаются. Готовятся к торжеству и в доме жениха. Затем в условное время родственники со стороны жениха и невесты встречаются у дома бракосочетания. После регистрации обычно идут на поляну Бим-бар и здесь устраивают пляски. По обычаю танцы заводят подружки невесты, затем к ним присоединяются молодые люди. Раздают угощения. Когда возвращаются с поляны домой, ближайшая родственница жениха несёт вазу для невесты, доверху наполненную рисом, и золотые украшения. И потом снова танцы.

В доме жениха в больших котлах готовят праздничную еду, играет живая музыка, во дворе гостей ждут пышно накрытые столы, туда-сюда бегают дети, хозяева жизни… Нет здесь обычая сажать молодых за один стол, невеста и вовсе сидит в родительском доме.

А поздним вечером начались танцы на площадке, танцы, которые мне обещали, которым учили и которым я хлопала от души. Подружки невесты все танцуют и танцуют, говорят, что после танцев друзья жениха должны сделать им денежный магарыч.

Потом была ночь, в Кубачи лил сильный дождь. А это значит, согласно приметам, баракатная будет свадьба.


Автор: Малика Курбанова / Источник: «Дагестанская правда»
0

Поделиться

07 Сен 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля