Поделиться
07 Сен 2018 г.
Ночной Кубачи – как фестиваль светлячков на синем полотнище. Только утром поняла, что сотни огоньков светились не из окошек саклей аула, а из окон больших и высоких домов. И я подумала, что никогда не постареет аул, пока возводят в нем новые жилища, рождаются и растут здесь дети, приезжают сюда гости. С раннего утра по его улицам расхаживают туристы из разных уголков мира, щелкают затворами фотоаппаратов.
Мой уркарахский друг Хасбулат, везя нас в Кубачи, обещал «танцы до упаду»!
«Что он говорит! Я сюда не за танцами еду…», – думала я, разглядывая свой далеко не танцевальный наряд, но не решалась возражать Хасбулату: когда кто-то хочет тебя удивить, надо терпеливо ждать. А вдруг…
Это вдруг стало исполняться в доме-музее Гаджи Кадиалиева. Тут я заметалась от изобилия женских нарядов и раздумий: какое же кубачинское платье выбрать! Это голубенькое или вот это розовенькое?! Выбрала красненькое – на нем золота больше.
— Ну, пожалуйста, быстрее! Мне надо успеть на свадьбу, а то магьровы ворота закроются без меня (о них чуть позже), – торопила я жену Гаджи Айшу, украшавшую мою голову кубачинским платком. – Его еще надо уметь правильно положить на голову – объясняет мне попутно Айша – уметь закрепить и носить как полагается.
— Понимаешь, говорит она, – кубачинка может быть в платье от Dior, иметь сумку от Марка Джейкобса (или не иметь ничего этого, потому что это не важно), но голову ее обязательно должен покрывать каз – белоснежный платок, украшенный собственноручной вышивкой золотыми нитями.
Он все равно что сари для индианки, килт – для шотландца, пончо – для индейцев. Не просто одежда, а опознавательный знак. Да, что и говорить, даже на само село часто бывает накинут каз из густого тумана.
Собираясь на свадьбу, стали мы с Айшей делиться знаниями о знаменитых платках. Мне тоже кое-что о них известно. Я уже писала о них в нашей газете. О том, что раньше девушки древнего аула не носили казов из дорогих тканей и с золотой вышивкой. Независимо от достатка платок шился из ситца или кисеи.
— Казов должно быть не меньше двух: на каждый день и для особых случаев, – говорит Айша. А у самой их пять, и все в золоте!
— Современные золотые узоры красивы, ничего не скажешь, – соглашается со мной хозяйка, – они и делаются для красоты. Старинные же были со смыслом, несли информацию: откуда ты, из какого рода-племени, замужем или нет. Но до сих пор рисунки на платках у замужней женщины отличаются от тех, что предназначены для незамужней. В первом случае они крупные, во втором – мелкие. На казе у незамужней и теперь бахрома узкая. Если женщина в трауре, она носит просто белую ткань. Бахрома снимается на сорок дней и даже на год в зависимости от близости родства с умершим.
Да, в Кубачи приезжает много туристов. Кто-то интересуется историей, кто-то старинными изделиями из серебра, антикварной посудой. И я спросила у Айши, покупают ли туристы казы. Оказывается, что очень редко. Говорят, дорого. 25-30 тыс. рублей за каз. Только фотографируются в них. За это денег с гостей не берут. Я видела на снимках африканку в белоснежном платке, расшитом къялкъуcом, итальянку, марокканку. Но, знаете, только дагестанским девушкам он к лицу.
А вот она в зеркале новая я — в шелках и в золоте! Кручусь, верчусь, своим глазам не верю. Платье и каз – только часть национального образа, по-настоящему он заиграл с мучалом на плече. Мучалы — это кувшины для воды. Пустой весит около 10 кг. Эти самые мучалы защитили Кубачи в июне 1844 года. Генерал Моисей Аргутинский-Долгорукий во главе русских войск подошел к аулу, чтобы присоединить его к Российской империи. Один из старцев приказал жителям положить на крыши своих домов мучалы горлышками к дороге. Если мучал опрокинуть набок, то издали его можно принять за пушку, по крайней мере так говорится в легенде. И увидев эти «пушки» Аргутинский-Долгорукий отвел солдат назад. Правда, через некоторое время кубачинцы послали в расположение русских войск делегатов, которые от имени всего аула принесли присягу на верность России.
И вот, вся из себя кубачинка, я понеслась на свадьбу, но не увидела привычное: жениха с невестой, накрытых столов. И не сыпали на танцующих денежные купюры. На площадке в центре села гремела музыка. Молодежь танцевала, аксакалы наблюдали. Старики называют свадебный обряд «магьар», молодежь – тусой. Как не называй, смысл один и тот же – на свадьбах в Кубачах женихи выбирают невест. Это своего рода древнейший обычай – смотрины, и на них приезжают кубачинки и кубачинцы, живущие в городе. Там девушки могут ходить без каза, но в Кубачи ни в коем случае. И здесь на танцах все были в белых платках с золотыми узорами, словно ромашки в поле. Не то, что женихи в скучной одежде и даже не в костюмах…
И все было хорошо до того момента, пока не пришлось станцевать и мне. Я встала посреди площадки, не зная куда мне двигаться, как перебирать ногами, как правильно сложить руки. Ведь кубачинский танец не похож на привычную лезгинку. Когда стало ясно, что никакая я не кубачинка, пусть и в платье с казом, стали мне показывать и учить, как надо танцевать. Вскоре я устала и присела на лавочку к аксакалам. Они рассказали, что умеют хранить традиции и обычаи предков, что в Кубачи свадьбу празднуют три дня и три ночи. Утром первого дня в доме невесты собираются многочисленные родственники. Каждый переходящий порог дома желает: «Ахсаат бухаб» (что значит «в добрый час»). Весь этот день готовят свадебную еду, при этом поют, шутят. Мужчины собираются во дворе. Невеста с подружками наряжаются. Готовятся к торжеству и в доме жениха. Затем в условное время родственники со стороны жениха и невесты встречаются у дома бракосочетания. После регистрации обычно идут на поляну Бим-бар и здесь устраивают пляски. По обычаю танцы заводят подружки невесты, затем к ним присоединяются молодые люди. Раздают угощения. Когда возвращаются с поляны домой, ближайшая родственница жениха несёт вазу для невесты, доверху наполненную рисом, и золотые украшения. И потом снова танцы.
В доме жениха в больших котлах готовят праздничную еду, играет живая музыка, во дворе гостей ждут пышно накрытые столы, туда-сюда бегают дети, хозяева жизни… Нет здесь обычая сажать молодых за один стол, невеста и вовсе сидит в родительском доме.
А поздним вечером начались танцы на площадке, танцы, которые мне обещали, которым учили и которым я хлопала от души. Подружки невесты все танцуют и танцуют, говорят, что после танцев друзья жениха должны сделать им денежный магарыч.
Потом была ночь, в Кубачи лил сильный дождь. А это значит, согласно приметам, баракатная будет свадьба.
Поделиться
07 Сен 2018 г.
Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в...
Сен 2019 г.
Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару...
Авг 2019 г.
A trifling mountain settlement in Dagestan still lives on craftsmanship that has prevailed for many centuries. Russian photographer Yevgeny Kurskov visited the jurisdiction in May and took pictures of the people who keep its traditions alive. Since Russia is...
Авг 2019 г.
На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в...
Мар 2019 г.
В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...
Фев 2019 г.
В каждом селе Дагестана есть свои особенные традиции и обычаи. Кубачи – не исключение. Те, кто был в прославленном ауле златокузнецов, знают,...
Янв 2019 г.
Комментарии к статье