Кубачи
Поделиться
01 Янв 2004 г.
Её путь к обретению индивидуальности был долгим и трудным и лежал через преодоление и постижение. Это путь поисков и экспериментов.
Манаба Магомедова родилась в с. Кубачи — древнейшем и известнейшем центре ювелирного искусства. Традиции художественной обработки металла, секреты ремесла здесь каждая семья бережно передаёт из поколения в поколение. Предки Манабы так же до 12-го колена были серебряных дел мастерами. Это трудное занятие исконно считалось мужским. Поэтому в 10 лет, когда Манаба взяла в руки резец, ей пришлось и укрощать жесткую, капризную в работе материю — металл, и преодолевать устоявшеесяв ауле мнение о том, будто «не женское это дело».
Настойчивость, упорство и целеустремленность помогают ей со временем стать первой женщиной-ювелиром, мастерски владеющей всеми видами техники.
Лучшие кубачинские мастера А. Ибрагимов, Г. Кишев, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, А. Ахмедов, А. Гаджихаликов помогали Манабе в постижении основ кубачинского искусства, обучая её техническим приёмам монтировки, гравировки, чеканки, филиграни, черни, зерни, насечки и др.
В Грузии, в тбилисской артели «Мхатвари» («Художник») под руководством замечательных мастеров А. Джикия, М. Имедадзе и А. Ванцяна Манаба осваивает традиции обработки металла, характерные для художественной культуры Закавказья. Во многом её обогатило знакомство и общение с грузинскими художниками и искусствоведами — Л. Гудиашвили, Д. Цицишвили, Р. Шмерлинг.
В Москве она проходит стажировку на кафедре художественной обработки металла в Высшем художественно-промышленном училище (бывшей Строгановке); в Государственном историческом музее, а чуть позже — в Государственном Эрмитаже и Музее этнографии народов СССР, где знакомится с богатейшими коллекциями европейского и русского ювелирного искусства. Своими учителями она называет крупнейших специалистов ювелирного мастерства – Ф.Мишукова, М.Постникову, Г. Чапелевецкую, К. Тревер, Е.Студеницкую, щедро делившихся с ней знаниями.
С благоговением говорит Манаба о учителях, под руководством которых развивалось и крепло ее мастерство. Им она посвящает свои работы: блюдо «Мои учителя» (1978), блюдо памяти Е.Ахвледиани (1977), Д.Какабадзе (1977), Л.Гудиашвили. В творчестве Манабы органично сочетаются грузинские и дагестанские традиционные формы и орнаментации. Ранние работы Манабы — декоративные объёмные предметы, восходящие к формам кубачинских котлов, мучалов, нукнусов — отличаются высоким мастерством исполнения и тесно связаны с кубачинскими художественными традициями. Ювелирные украшения этих лет по формам, декору и технике исполнения также решены в рамках традиционного дагестанского прикладного искусства. Однако именно в них прежде всего обнаруживается отход от канонов и постепенное высвобождение изделия от уз привычных и традиционных форм. Манаба отходит от многовековых дагестанских канонов, хотя и не порывает с ними окончательно. В ряде изделий из серебра в богатый Кубачинский растительный узор художница вводит стилизованные изображения животных и птиц, навеянные образами живописи Л.Гудиашвили и книжной миниатюрой Востока.
Уже в совершенстве овладев почти всеми техниками художественной обработки металла, Манаба приступает к изучению искусства эмали. И здесь, как всегда, экспериментирует, стремится к достижению особой прозрачности и глубины цвета. Удачным итогом поисков становится брошь с изображением царицы Тамары (1966 г.). Живописности, теплоты и светоносности цвета здесь она добивается за счёт нанесения эмали на золото.
В технике перегородчатой эмали Манаба создаёт несколько портретов Шота Руставели. Один из них (1961), созданный на основе фрески обнаруженной в Крестовом монастыре в Иерусалиме, по формам и цветовым сочетаниям решен в духе средневековых живописных канонов, другой – профильный – напоминает древнегреческие геммы. Выразителен и портрет Важа Пшавелы (1964), профильное изображение которого художница дает в обрамлении элементов растительного орнамента, что придает завершённый вид композиции и подчеркивает национальную принадлежность поэта. Проблема личности художника, мастера всегда занимала Манабу Магомедову. Особое видение художника его способность проникать в тайны бытия Манаба стремится передать в кольце «Глаз художника». Оно вместе с браслетом было изготовлено для выставки «Яблонец-71», проходившей в Чехословакии. Для образа всевидящего ока мастер применяет сложную технику обработки серебра — сканную эмаль, создающую эффект мерцающей глубины.
Работая реставратором в музеях Тбилиси Манаба изучает работы старых мастеров — чеканные иконы и чеканные оклады средневековых Евангелий. Этот опыт претворился в создании нескольких вариантов обложек книг к поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Позднее в 70-х годах появляются переплёты книг Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат», Р. Гамзатова «Письмена», А. Абу-Бакара «На Гудикане», в декорировании которых она мастерски сочетает техники чеканки, гравировки, эмали, филиграни с использованием цветных камней сапфира, бирюзы.
Человек тонко чувствующий творчески мыслящий, она средствами ювелирного искусства выражает свое понимание мира, свое представление о вершинах мирового искусства в портретах А. Дюрера и Л. Толстого. В этих работах Манаба словно пытается раздвинуть тесные рамки выразительных возможностей художественного металла и вывести на новый уровень.
Художник постоянно находится в состоянии поиска, эксперимента. Всё, что трогает сердце, волнует ее душу, обретает образное воплощение. Так, музыка Баха даёт толчок к размышлениям о гармонии космоса и настраивает на творческий поиск. И вновь проводит опыты — выбирает цвет эмали способный передать прозрачность и пространственность, добавляет к эмали флюс, сусальное золото, лаки. В колье «Космос» (1965 г.) и необычная форма, развивающаяся как бы по спирали, и синеватое пятно эмали выражают таинственную глубину космического пространства. Здесь Манаба выступает как новатор. Она достигает музыкального звучания в металле через формы, линейные ритмы, цвет.
В своих книгах Манаба Магомедова часто говорит о «поющем металле», о поисках такой формы и такого орнамента, которые способны сообщить изделию мелодичность поэтических строк. Излюбленный металл Манабы — серебро, по ее словам, оно мелодичнее других материалов, и, вступая с ним в диалог, мастер оживляет его, придав форму и звучание.
«Мы, поэты, доверяем нашу душу Слову» — говорит поэт и академик Ираклий Абашидзе — Манаба вызывает её в металле.
Поделиться
01 Янв 2004 г.
Похожие статьи
Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в...
Сен 2019 г.
Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару...
Авг 2019 г.
A trifling mountain settlement in Dagestan still lives on craftsmanship that has prevailed for many centuries. Russian photographer Yevgeny Kurskov visited the jurisdiction in May and took pictures of the people who keep its traditions alive. Since Russia is...
Авг 2019 г.
На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в...
Мар 2019 г.
В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...
Фев 2019 г.
В каждом селе Дагестана есть свои особенные традиции и обычаи. Кубачи – не исключение. Те, кто был в прославленном ауле златокузнецов, знают,...
Янв 2019 г.
Комментарии к статье