Каучсерфинг по-дагестански

0

Поделиться

09 Сен 2015 г.

ochendaje

Представьте себе ситуацию, что руководитель вашего города готов приглашать туристов пожить у себя дома, лишь бы люди увидели его родные места. Бесплатно. В России. Возможно такое? Тут пока нет толковых гостиниц, и оттого особенно диковинно выглядит глава администрации Расул Куртаев, регистрирующийся на каучсерфинге, чтоб туристы, знали, что здесь их ждут. В доме, среди древних стен прекрасного горного поселка. Это Кубачи, Дагестан.

 

Здесь закладывает уши, сюда нет отдельного транспорта, но если вы захотите увидеть эти красоты, вам помогут и с организацией трансфера, и обязательно поселят в одном из нескольких сотен домов, разбросанных по горным склонам.

Село Кубачи расположено в 180 км от Махачкалы, в 70 км к западу от Дербента в Дахадаевском районе Республики Дагестан на высоте 1750 м над уровнем моря. Единственный городской населённый пункт республики, расположенный в горной части. Образует Кубачинское городское поселение.

Один из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. С раннего Средневековья известен изготовлением кольчуг и оружия.

Самое знаменитое ремесло кубачинцев — производство художественных изделий из металла: от оружия и военных доспехов до украшений и предметов домашнего обихода.

С давних времен горцы украшают серебром одежду, оружие. В изделиях кубачинских мастеров прослеживается искусство целых поколений, из рук выходят совершенные образцы народного искусства, где каждая деталь орнамента любовно отделана . Днем рождения кубачинца считается день, когда он берет в руки резец . В Кубачи наряду со средним образованием, выпускники школы получают звание златокузнеца.

Изделия кубачинских умельцев и сейчас знают далеко за пределами нашей Родины. На всемирных выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Брюсселе, Оклахоме, Осако ,Стамбуле их называют дагестанским чудом. Ежегодно увеличивается количество новых видов, расширяется их ассортимент, выпускаются изделия из серебра посудной группы и ювелирные украшения с применением гравировки, черни, золочения.

Хорошо, образно сказала о кубачинских мастерах народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева:

Изделья кубачинских ювелиров
Повсюду без ошибки узнают.
В Москве, в любой другой столице мира
По почерку им славу воздают.

Возьмем хотя бы малое колечко,
Неповторимый разглядев узор,
Все скажут: Кубачинское, конечно!
И восхищенья полон каждый взор.

Только кубачинские ювелиры умеют имитировать в серебре сияние бриллиантов.

По легенде,когда-то персидские златокузнецы прислали в аул тончайшую проволоку,сопроводив запиской : «Попробуйте вытянуть такую же — и пришлите ее нам «. В скором в ответ они получили ..ту же самую проволоку, но просверленную изнутри! «Мы из такой проволоки трубы делаем «, пояснили кубачинцы.

А любящие бабушки, сидя перед домом на лавочках, с удовольствием своим внучатам вяжут теплые, чудесные, этнические полушерстяные носки ручной вязки (джурабки, чешки). Эти кубачинские носки невероятно теплые, потому что для их вязания мастерицы используют очень толстую пряжу из овечьей шерсти, которая обрабатывается специальным образом. Толщина ниток обеспечивает удивительную износостойкость, благодаря чему вы сможете носить джурабки долгие годы и радоваться тому, что они абсолютно не протираются и сохраняют прежний внешний вид.

Нынешнее название села имеет турецкое происхождение (XVI в.), а до того оно было известно под персидским названием «Зирехиран», что в переводе означает «кольчугоделатель». Первые упоминания о нем относятся к IX веку н. э. Арабский историк Аль Масуди (XI в.) писал: «Где-то в глубине Кавказских гор затерялось вольное общество «Зирехиран» и оно платит дань городам Дербенту и Баку».

Однако до сих пор нет достоверных данных, когда все-таки возникло это поселение, известно лишь то, что территория нынешних Кубачей входила в состав давно исчезнувшей Кавказской Албании, следы которой остались в виде «албанских» медных котлов да в орнаментах каменных надгробий.

Несмотря на малочисленность населения, село не слилось с окружающей этнической средой. Ассимиляции препятствовал ряд причин, в том числе и строго соблюдавшаяся эндогамия — кубачинок не выдавали замуж за некубачинцев, а также то, что в культурно-экономическом отношении кубачинское население находилось на более высоком уровне по сравнению с соседними селами. В те далекие времена здешние народы, по свидетельству Страбона, почитали Солнце, Зевса и Луну. Сменялись завоеватели, сменялись религии — язычество, христианство, ислам, не менялось лишь ремесло.

В XII веке н. э. арабский историк Абу-Хамид Андалузи писал: «Зирехиранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашенки садов, но они живут зажиточно и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы».

Исламизация Кубачей проходила длительное время. Кубачинцы упорно сопротивлялись, показательно, что даже разные части села приняли ислам с интервалом около 100 лет. Видимо, это было связано с тем, что дорога в село и по селу шла снизу вверх. Мусульманство насаждалось военными методами из крепости Калакорейш, находившейся в 8 км от Кубачей на вершине неприступной горы, добраться до которой можно было только по одной единственной тропинке.

В крепости стоял арабский гарнизон, который и совершал опустошительные набеги на окружающие села. Кубачи долго и довольно успешно противились исламизации. Их форпостом в борьбе с арабами было село Амузги. Однако силы были неравными и в конечном итоге кубачинцам пришлось принять ислам в XIV веке. Как отголосок тех времен сохранилось кладбище в юго-западной части села, где, по преданиям, похоронены 40 молодых богатырей-кубачинцев, погибших в столкновении с калакорейшцами. Хоронили их тайно, ночью, в местечке, которое потом назвали Калаку (поле, где растет редиска). Так оно стало называться потому, что в месте захоронения посеяли редиску, чтобы скрыть следы этой трагедии. Родителям погибших Совет старейшин сообщал о постигшем их горе с интервалом в неделю, чтобы семья могла подготовиться и провести траурные мероприятия.


«Акайкала калльа» до и после ремонта.

До середины XVII века Кубачи окружала высокая крепостная стена. В этой стене было четыре входа: два — с восточной стороны, один — с западной, один — с северной. Стену венчали 7 башен с бойницами. В настоящее время сохранились остатки трех башен: «Кунакла калльа», «Акайкала калльа»— в верхней части села и «Хьяжемурадкалла калльа» — в нижней части села.

Заглянем в «Акайкала калльа»? Башня восстановлена и, по договоренности, можно попасть внутрь. Верхняя площадка башни идеально подходит, чтоб послушать легенду о Надир-Шахе.

Согласно этой истории, жители Кубачей напугали персидскую армию, изобразив с помощью перевернутых кувшинов, что у них есть арсенал пушек. 15 тысяч воиннов испугались дыма гашенной извести.

Аул Кубачи похож на широкую многоступенчатую лестницу, поднимающуюся от подножья горы и стремительно уходящую в небо. Или он подобен каменному каскаду, падающему вниз по каменным уступам в открытую чашу широкого ущелья. Дома ступенями вырастают друг над другом. Они связаны между собой стенами, и плоская крыша одного дома является террасой для другого.

Окружающие аул со всех сторон горы с весны покрываются высокой густой травой и яркими ароматными цветами. Здесь и огромные нежно голубые или кремовые скабиозы, и душистый горошек, и разнообразные колокольчики, и еще бог весть какие цветы. Их запах доносится до аула свежим горным ветром.

Можно многое рассказывать про Кубачи, но все таки трудно передать словами те чувства, те эмоции которые испытываешь при соприкосновении со столь прекрасным местом. Еще раз хочется повторить, что если есть желание попасть сюда, но что-то непонятно, всегда можно задать вопрос в фейсбуке главе местной администрации Расулу Куртаеву.

Здесь живут прекрасные, гостеприимные люди!19-го сентября Дагестан отмечает 2000-летие Дербента. Это уникальное событие и счастливы те, кто смогут именно так познакомиться с этим местом. Наш пост еще впереди, а пока можно почитать о том, как увидел этот древнейший город Артур popados

, раздел: Статьи

Автор: Теплый крафтовый блог / Источник: http://ochendaje.livejournal.com/655722.html
0

Поделиться

09 Сен 2015 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля