ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
Районный центр — с. Ахты. Площадь района — 1120 кв км. Расстояние до столицы Дагестана — 250 км и 103 км — до железнодорожной станции Белиджи. Численность населения составляет 31,8 тыс. человек На территории района расположено 19 населенных пунктов, объединенных в 13 муниципальных образований.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
В районе функционируют 9 крупных сельхозпредприятий, 261 крестьянское хозяйство, более 11 тыс. личных подворий. В структуре производства продукции сельского хозяйства района 54% приходится на продукцию животноводства и 46% — на продукцию растениеводства. Район специализируется на выращивании овощей, плодов, картофеля, разведении скота. Предприятия: ОАО «Рассвет», пекарни и мельницы.
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Протекают две бурные реки — Ахты-чай и Самур. Около сс. Хрюг и Зрых расположен уникальный сосновый лес. Недалеко от сс. Джаба, Ялак, Гдынк простираются альпийские луга, где проводились известные на всю страну и ближнее зарубежье «Праздники цветов». Уникальные горячие серные источники: «Гьамамар», «Женияр», «Хкемар», лечебные грязи, минеральная вода. Огромные запасы медно-колчеданных, цинко-колчеданных руд разведаны на месторождении «Кизил-Дере» в Хновской долине.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Рекреационные комплексы, Ахтынская крепость, Джума-мечеть, в с. Ахты имеются два старинных моста, функционируют два музея (краеведческий музей, музей культуры и искусства народов южного Дагестана), Дом-музей народного поэта Дагестана Тагира Хрюгского.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Большую перспективу для района имеет строительство Ахтынской ГЭС-2, а также каскада малых электростанций на рр. Самур и Ахты-чай. Население района прилагает усилия, направленные на увеличение площадей садов, создание новых сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянско-фермерских хозяйств. Эта гостеприимная земля богата и щедра водными ресурсами, полезными ископаемыми, но главное ее богатство — это трудолюбивый и талантливый народ, чьими руками строят уникальные мосты, мечети, музеи, сажают сады.
Ахтынский район образован в 1929 году на месте бывшего Самурского округа. Расположенный в южной части горного Дагестана на границе с Азербайджаном, он занимает 1120 квадратных километров и служит надежным южным форпостом России. Здесь проживает 32 тысячи человек. Ахтынский район включает в себя 19 населенных пунктов и 13 сельских административных образований.
Ахты — административный центр и крупнейший населённый пункт Ахтынского района.
Селение Ахты лезгины называют великолепным бриллиантом в перстне Лезгистана. Что же собой представляет оправа этого бриллианта – Ахтынский район?
Ахтынский район Дагестана в настоящее время включает в себя 21 населенный пункт, 11 из которых относится к труднодоступным. Каждое село по-своему уникально и красотой природы и историческим прошлым.
Несколько веков стоял на высоком холме, среди альпийских лугов, холодных родников, глубоких ущелий и крутых скал аул Гдынк. Горный аул был свидетелем ряда исторических событий. Гдынкцы во все времена сохраняли верность родному очагу, и не переселились на равнину, в 60-е годы прошлого века. Но сейчас земли, на которых расположен аул, стремительно оползают после землетрясения 1966 г. Почти во всех жилых зданиях образовались щели, постройки постепенно рушатся. Руководство республики предлагает жителям занять покинутый аул в другом месте, но там нет пастбищ и плодородной земли. Возможно, в не желании переселяться не последнюю роль играет привязанность к родной земле. Молодежь покидает село, а старики латают трещины в домах и боятся очередного оползня.
Село Джаба расположено на высоте 3 км. над уровнем моря. Можно сказать, жители смотрят на мир с высоты птичьего полета! Село горное, тепло приходит только в середине лета. Словно по волшебству в одно утро земля, преображается словно невеста. Альпийские луга покрываются изумительной зеленью, и цветами всевозможных оттенков. Может поэтому, джабинцы в добавление к общим горским праздникам ежегодно отмечают «Праздник цветов». На праздник приезжают многочисленные гости из ближних сел и далеких городов. Общим голосованием выбирается Королева цветов, и звучит всегда молодая «Лезгинка». Амфитеатром раскинулись горы, а у подножия которых поет свою песню Самур. Природа и люди сливаются в едином порыве радости обновления.
Летом Джабу скроют райские фруктовые сады! Сочные груши, румяные яблоки, душистые персики, сладкий виноград известны на весь Дагестан.
А недалеко от аула священная гора Шалбуздаг (4142 м). Это одна из высочайших вершин в мире. По поверьям считается, что семь восхождений до самой вершины приравнивается к Хаджу. Это непросто, но вполне по силам. Воспоминаний хватит на долгие годы. В прошлом году муфтий Дагестана выступил по республиканскому телевидению с резкой критикой этого поверья: «Поклоняясь всяким горам и святыням мусульманин становится язычником» – сказал он. Но, не смотря на авторитет муфтия, ежедневно до 500 паломников стремятся дотронуться до святых камней горы Шалбуздаг.
В Дагестане, почти каждая высокая гора, по народному преданию, считается священной. Это, действительно, отголоски язычества и зороастризма, которые в Стране гор сильны до сих пор. А всё началось, согласно старинной легенде, с приезда в с. Микрах, двух братьев-праведников. Один из них неожиданно умер и был унесен стаей прилетевших белых голубей. Люди поднялись на Шалбуздаг, отыскали тело, похоронили его, прославив праведника как святого. А могила стала местом паломничества. И традиция навещать летом священную гору сохранилась до наших дней.
Едут сюда не только дагестанцы, но и жители соседних республик. И в этом есть зерно Истины. Обязательно ли смотреть диковины других стран, когда еще не все успел посмотреть на своей родине? Возможно, это и не Хадж, а поклонение родным местам, память об ушедших поколениях предков и воспитание патриотизма у молодежи. Стоя на вершине Шалбуздага, увидев величественную панораму Кавказских гор, каждый горец на мгновение затаит дыхание, перед красотой родной земли. И если человек семь раз поднимется на одну из вершин Кавказа, оглядится вокруг, испытает восторг, гордость и благодарность, за подаренную ему аллахом землю, – разве это не будет Хадж?
Жители селения Джаба гордятся своим соотечественником Хаджи-Давудом. Община приняла решение построить ему памятник. Исторические личности, которые оставили по себе добрую память и назидание потомкам, всегда привлекают к себе внимание. Люди пытаются понять ход их мыслей. На их примере учат детей, как надо любить и защищать родину. А историческое прошлое народов Дагестана богато такими примерами. Хаджи-Давуд – национальный герой, руководитель освободительного движения лезгин против иранской и турецкой экспансии в начале XVIII в.
Хаджи-Давуд – уникальная личность. Он оставил в истории неизгладимый след и как выдающийся политический деятель, и как храбрый военачальник, и как авторитетный религиозно-духовный наставник. Родившись в семье земледельца, он получил религиозное образование и пользовался огромным авторитетом, как знаток мусульманской юриспруденции. Его уважали за глубокие теологические познания, добрый нрав, справедливый характер, благородство манер и постоянное чувство сопричастности к делам общины. События того времени приобрели такой характер, что потребовалась волевая, авторитетная личность, которая в состоянии была бы направить их в нужное русло. Таким человеком оказался Хаджи-Давуд, он и возглавил освободительное движение.
Селение Хнов, находится на границе Дагестана и Азербайджана. Древнее село с богатой историей оказалось во главе движения против насильственной смены вековых устоев, ликвидации частной собственности и притеснения религии. Восстание было весной 1930 г., когда активно насаждался колхозный строй. Как известно, многие горные села Дагестана находятся в труднодоступных местах. И новости сюда доходили, сейчас в это трудно поверить, иногда через несколько лет. Даже о советской власти здесь мало, что было известно до 1924 г. Однако причин быть недовольными у хновцев было достаточно. Это – гонения на религию (хотя на Съезде народов Дагестана в ноябре 1920 г. И.Сталин, от имени Центра заявил, что отправлению религиозных обычаев и обрядов власти препятствовать не будут, как и шариатским судам). Однако вскоре и здесь стали закрывать мечети и медресе, ликвидировать шариатские суды и т.д. А затем в горы пришла коллективизация и продналог.
В середине апреля 1930 г. в Азербайджане было созвано совещание по инициативе муллы Мустафы Шейхзаде, в котором участвовали и делегаты от Дагестана. Обсуждался вопрос о присоединении дагестанцев к повстанческому движению. Вернувшись в Хнов, делегаты стали распространять слухи о скором падении советской власти и наступлении иностранных государств на Советскую Россию и приступили к сбору оружия и агитации в других селах за восстановление старого порядка.
18 мая 1930 г. в с. Хнов было поднято восстание и свергнута советская власть. Восставшие захватили в свои руки несколько окрестных селений. Руководством республики предпринимались безуспешные попытки путем мирных уговоров заставить повстанцев сложить оружие. В Хнов были посланы войска села; повстанцы, засевшие в горах отстреливались, и только через несколько дней часть повстанцев сдалась, а часть скрылась в АзССР, где присоединилась к местным повстанцам. Хнов был окружен, установлен пропускной режим, было взорвано несколько домов руководителей восстания, применено заложничество по отношению к их семьям. Приговор был суров: по делу было привлечено 350 человек, 53 человека осуждены на различные сроки концлагерей. 16 руководителей восстания, приговорены к высшей мере наказания с конфискацией имущества – за активную борьбу с советской властью с оружием в руках.
Еще одно старинное село Ахтынского района – Хрюг, которое издавна славится своими строителями и камнетесами. Именно в этом селе начиная с XVII в. в надписях на камне стало употребляется термин «уста (мастер)». В Хрюге в 1700 г построен минарет, надпись которого гласит «построен уста шейх Садом, сыном Молла Халифы Мухаммеда» В Хрюге, как и везде в «стране кинжала и Корана» свято чтят память о своих знаменитых земляках. В декабре 2008 г. в селении торжественно отметили 115-ю годовщину со дня рождения народного поэта Тагира Хрюгского. На площади перед памятником поэту собрались все жители села. Возложили венки к подножию памятника поэта и к памятнику Героя России Мамеду Гаджиеву, трагически погибшему от взрыва на подлодке «Курск».
Вот так и живет Ахтынский район, где тесно переплелись события различных эпох. Народная память бережно хранит все события, происходящие на их родной земле, легенды и предания о своих героях. И на этих славных героических примерах горцы учат любви к своей прекрасной родине подрастающее поколение.
Комментарии