Поделиться
02 Окт 2018 г.
Одной из самых ожидаемых точек дагестанского путешествия был город Каспийск. И главным образом – цех № 8 завода «Дагдизель».
Завод этот был основан в 1932 году для производства дизельных двигателей и морских торпед. Он же положил начало посёлку Двигательстрой, ставшему впоследствии городом Каспийском.
Двигательстрой! Похоже не на название посёлка, а на лагерную команду. Особенно если рявкнуть покрепче и приставить в конце что-нибудь уничижительное. Вот умеют, умеют наши придумать название городу! В пекло Касабланки, Барселоны, Флоренции и прочие Филадельфии! К чёрту Екатеринодар и Петербург! Даёшь Советск взамен Тильзита! И плевать, что он уже третий с таким именем в стране… Но Двигательстрой мог стать не Каспийском, а Сталин-Юртом, как предлагалось в 30-х годах. Да Боженька смилостивился.
Так вот, спустя несколько лет с момента строительства на берегу Каспийского моря завода и рабочего посёлка вокруг него, в двух километрах к востоку был построен цех № 8. Я не оговорился, именно к востоку. В море! Такое расположение корпуса было обусловлено, видимо, необходимостью испытания торпед. В цехе имелись какие-то производственные мощности, испытательное оборудование и даже кубрики с бытовой инфраструктурой для вахтовиков.
Так близко и так далеко,
Так сложно и так легко.
В душе угасает последняя искра,
В ней не было смысла…
Эх, был бы этот «Форт Бойяр» где-нибудь на черноморском побережье Кубани или Крыма, местные мигом наладили бы туда паромную переправу или загатили настил. На дронах бы возили – только денежки плати! Но здесь туристов почти не бывает, и содрать с тебя несколько тысяч за час работы Хароном – некому… Ну, хвала Всевышнему, хоть бинокли на набережной платные. Осталось облизнуться с берега, протереть глаза от скупых слёз и припасть к окулярам. Тогда же появилась и моментально укоренилась мысль: я сюда вернусь.
Ещё одна интереснейшая диковинка Каспийска – экраноплан «Лунь». Ещё совсем недавно на ударный экраноплан-ракетоносец можно было свободно посмотреть в каспийских доках. Это помесь огромного самолёта с катером, на спине которого расположились пусковые ракетные установки. Короче, полулетящая, полуглиссирующая гигантская Катюша. Красавец! Но в связи с переводом базы Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск, всю военную инфраструктуру начали приводить в порядок и доступ к Луню закрыли. Быстренько, не задерживаясь, сфотографировал его сквозь колючку (за которую фокус и зацепился) и ретировался от греха. И тут облом!
Каспийск произвёл впечатление курортного городка с громадным туристическим потенциалом. Но лишь с потенциалом. Им бы почистить Каспий, обеспечить уверенность туристов в безопасности, развить туриндустрию, научиться делать магнитики и чурчхелу… И стало бы каспийское побережье с близлежащими окрестностями пусть не Сочи, но уж Геленджиком точно.
А ещё Каспийск поразил числом очень дорогих автомобилей на единицу населения. Такое количество новеньких Лексусов LX одновременно я, пожалуй, не видел даже в Москве. В дагестанских городах вообще довольно много крутых машин, начиная с Гелендвагенов 90-х годов, заканчивая свежими X5. Запохаживается мне, добрую часть этих машин до сих пор ищут в той же Москве…
Оно же самое лукавое море на планете. Геологически Каспий является озером, так как не имеет главной морской характеристики – связи с Мировым океаном. Это крупнейшее как по площади, так и по объёму воды озеро в мире. Конечно, дагестанцы и слышать не хотят ни про какое озеро. Только море! Потому что озеро, пусть даже и самое большое, звучит не круто, а море – это статус! А это для среднего жителя Дагестана, судя по культу красивых автомобильных номеров, отнюдь не пустой звук. Хорошо, пусть будет море. И я мочил там ноги! Ожидания пляжного тюленства, правда, не сбылись: даже после десятисекундного пребывания по щиколотку в набегающих волнах в ушах начинало что-то звенеть. Какие там купания! Несмотря на то, что Каспийск находится на широте абхазского Сухума, май там – сезон не пляжный.
Мы продолжали ехать на юг. В середине XIX века этой же дорогой путешествовал по Дагестану французский писатель Александр Дюма. Проезжая в районе современного Избербаша, он высунул своё большое лицо в окошко кареты и, указывая на гору, воскликнул: «Ох, ё! Так это ж Саша!» Только по-французски. Знаменитый драматург имел в виду русского поэта Александра Пушкина, профиль которого ему привиделся в очертаниях горы. И в самом деле, склон горы удивительно смахивает на пушкинский автопортрет. А к самой горе так и приклеилось – Пушкин-Тау.
Едем, вокруг равнина, справа видны горы, слева Каспий, людей – никого, и тут — бац! – отель с колоннами, атлантами и римскими орлами! Мне иногда кажется, что пафос придумали в Дагестане…
Наконец, мы добрались до Дербента, последнего пункта «цивильной» части нашей солнечной одиссеи. Опознать в этом населённом пункте российский город чрезвычайно сложно. Дербент похож одновременно на Баку и на Одессу, хотя, признаться, ни в одном из этих городов я лично не бывал.
До недавнего времени Дербент считался древнейшим городом страны. Он слепит желтоватым песчаником своих построек! На улицах беспорядочная вакханалия из людей, машин, стихийных продуктовых развалов прямо на тротуарах. Много ничего не делающих молодых мужчин, без толку сидящих в теньке на лавочках. Достаточно их и в чайханах, но в пивнушках ни души, как, впрочем, и самих пивнушек. Торговцы в тюбетейках, азербайджанская речь, навьюченные ослы… Я ощущал себя где-нибудь в ближневосточной провинции.
Но даже в этом древнейшем городе Северного Кавказа есть «старый город». И вот там-то реально Пакистан! Но о нём чуть позже. А пока мы с Леной неспешно шли от побережья, где сняли квартиру, на самый верх, к крепости Нарын-Кала.
На одном из перекрёстков — рыночек. Овощи, фрукты, всякие яства. Прямо на земле коврик, весы, бабушки в платочках, дедушки в круглых шапочках. У одного такого дедушки в пакете какие-то зелёные костянки. Диалог:
— Ас-саляму алейкум! А что это у вас?
— Алыча.
— Хм. А она спелая?
— Ну, конечно, спелый!
— А почему она зелёная, а не жёлтая?
— Э-э-э, так она жёлтый когда ещё будет! В августе!
— То есть всё-таки не спелая?
— Спелый, спелый! Бери, кушай!
Мы купили жменьку на пробу. Не спелая! Потом я узнал, почему алычу продают зелёной. Из неё ткемали делают. А мы так поели. Пронесло. В смысле обошлось.
По пути к крепости много старинных двориков. Проходишь под арочкой, а там — крохотный анклав, свой мирок! По периметру три-четыре дома-квартиры, с самодельными надстройками, выполняющими роль вторых и даже третьих этажей, а в центре мощёный пятачок. Лесенки, колонка, виноград. Страсть как уютно! Одесские такие дворики. Люди доброжелательные, каждый интересуется, откуда мы прибыли, и норовит накормить или пригласить на ночлег.
А ещё в Дагестане какое-то потрясающее количество кошек! При почти полном отсутствии собак (за исключением чабанских алабаев). Вообще, собака там – страшное ругательство. Не в почёте она, а вот кошек – сколько хошь! Им даже в мечеть заходить можно! Так вот дагестанские кошки (уж простите за объёмные ретардации, но всякое путешествие делают детали), все как одна – длинномордые! Все! Как у льва харя!
Другие публикации автора из поездки по Дагестану:
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть I/XII: Первое знакомство
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть II/XII: Сарыкум и Махачкала
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть V/XII: Самый южный город России
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть VII/XII: Даргистан. Кала-Корейш
Одиссея «Солнечный Дагестан». Часть VIII/XII: Даргистан. Кубачи
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-x-xii-dorogami-avaristana/
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/gamsutl/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-xi-xii-gorod-prizrakov/
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/odisseya-solnechnyj-dagestan-chast-xii-xii-obnyat-neobyatnoe/
Поделиться
02 Окт 2018 г.
Единственный удав, голова которого включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на курортах Северного Кавказа. Угадаете, о чем...
Апр 2019 г.
Дербентский базар в любое время года — своеобразная цветотерапия и момент, когда можно запастись витаминами. Наш гид по Дербенту Таиса...
Мар 2019 г.
Цитадель Нарын-кала
Мар 2019 г.
Дербентская Джума-мечеть
Мар 2019 г.
Попытавшись сфотографировать Джума-мечеть — самую старую мечеть на территории бывшей Российской империи и одну из важнейших...
Мар 2019 г.
“Они называли себя “Царями царей”, – рассказывал мой друг-историк Саша после своего путешествия по Дагестану. Я еще запомнил тогда странное...
Фев 2019 г.
Комментарии к статье