Поделиться
26 Авг 2014 г.
«Глобальной деревня» не оставляет возможности исследования чего-то нового, неизведанного, первобытного, именно поэтому жадные путешественники, найдя что-то малоизвестное, об этом никому не расскажут. Для большинства ценителей настоящий рай — место, в которое нет доступа чужим, где можно жить, забыв обо всех проблемах и цивилизации, место для настоящих ценителей путешествий, а не просто туристов, шествующих толпами по проложенным англоговорящими гидами маршрутам.
Так вот, те, кто говорит, что надо успеть поехать в Бирму, пока она не стала еще одним Тайландом или Вануату, всем им я отвечаю — Дагестан. Это поразительное место – часть России. Даже сам на секудну замешкался, стоит ли писать об этом в своем блоге ))))
Дагестан – это удивительно красивый, дружелюбный, необычный регион, который во многом напомнил мне Индию. Но в отличие от Индии и множества других прекрасных мест, Дагестан имеет важное преимущество – русский язык. Ведь язык – это не только средство коммуникации, но и система культурных кодов и ментальных паттернов, понятных только носителям этого языка. Набоков писал, что даже если вы блестяще говорите на другом языке, вы можете выразить только 70% своей индивидуальности. То же самое можно сказать и про путешествия – возможность пообщаться с местными жителями, говорящими на одном с тобой языке, дает более глубокое понимание культуры этих мест. И, как и в Индии, меня поразило, помимо аутентичности, религиозности, энергетики, смешения несмешаемого, такое явление, как поселения мастеров, или в больших городах вроде Дели — улицы мастеров.
Во время нашего путешествия по Северному Кавказу мы посетили особенное место, о котором я хочу отдельно рассказать – высокогорную деревню Кубачи.
Кубачи – это бывший аул, расположенный в Дахадаевском районе, самый высокогорный городской населенный пункт Дагестана. Кубачи имеет древнюю историю и славится на всю Россию как центр художественной обработки серебра. Местные жители говорят, что в Средневековье Кубачи были известны далеко за пределами своего аула благодаря искусному мастерству изготовления кольчуг и оружия. Первые задокументированные упоминания о Кубачах встречаются в персидских летописях – в 9 веке село было известно под названием Зерихгеран, что переводится как «кольчужники», а еще Кубачи называли «унбун» — гибель людей, так как здесь делали превосходное оружие. Говорят, что Александр Македонский и Александр Невский пользовались оружием местных мастеров.
Сегодня в Кубачах местные «златокузнецы» изготавливают предметы домашнего обихода, холодное оружие, украшения, используя в основном серебро.
На протяжении всего нашего пребывания в Кубачах там были туманы, которые накрывали горы серо-белыми шапками. Казалось, что мы находимся в месте, не доступном другим людям — ведь оно отделено от мира не только горами, но и пеленой туманов, которые как будто оставляют за своими пределами всю суету, шум и волнения большого мира…
В Дагестане нам не встретился ни один турист, что и понятно – здесь был военный конфликт и до сих пор работает стереотип, что это опасный край. Большинство россиян, наверное, ассоциируют Дагестан с войной, в лучшем случае — вспомнят поэта Расула Гамзатова.Каждый раз, когда мы задавали местным жителям вопрос о туристах, они неизменно отвечали: «Да-да! Мноооого туристов! Вот в прошлом месяце приезжал из Москвы, а в позапрошлом – два человека, из Питера!»
При этом Дагестан – очень доброжелательное место (как и на всём Кавказе, вам будут всегда и везде рады: в Грузии, Армении, Азербайджане…). Повсюду мы были свидетелями того, как на улочках сидят старые мужчины, разговаривают, обмениваются новостями и сплетнями, играют в шахматы, нарды, читают газеты. Рядом всегда вертятся дети и молодёжь постарше. С кем бы мы ни заговаривали на улице, все обязательно звали нас в гости на хинкал или хотя бы на чай.
Настоящий тандыр! Вообще прогулки по улицам Кубачей местами напоминают музей, только в нем по-настоящему живут люди.
Большинство каменных домов, выстроенных по склонам гор, производят впечатление добротных, старых и уютных. Легко можно представить, как из поколения в поколение семьи мастеров живут здесь, передавая свое уникальное умение по наследству. Говорят, что тонкости мастерства не открывают даже друзьям и соседям! Каждая семья хранит свои секреты, и если в семье нет наследников, то искусство умирает вместе с мастером. А ведь каждая семья, как говорят старожилы, имеет свой неповторимый орнамент и узор: в исламе запрещено изображение людей и живых существ (сегодня эта традиция, насколько я знаю, сохранилась только в наиболее жёстких режимах, например, талибы уничтожили все журналы и книги на территории Афганистана, в которых были изображения людей!) – так вот, именно поэтому местные умельцы использовали всю свою фантазию и придумывали что-то красивое и необычное – природу, растения, абстрактные рисунки.
В каждом доме есть собственный музей, ювелирная мастерская, место для общения (после ювелирной, мастерской и музея — самое важное место в доме!), место для еды, спальня, ванная. Нам удалось побывать у двух кубачинских мастеров и посмотреть на их дом и работу.
Гаджи-Али делает серебряные заготовки — основу, которая потом переходит к другими мастерами для дальнейшей обработки. Кубачинская техника известна своим разнообразием – здесь есть мастера по гравировке, чернению, работе со штихелем, канфарению.
Основной заработок приносят мужчины, а женщины занимаются хозяйством. Пока мы были в доме Гаджи-Али, его жена постоянно что-то вязала и перед уходом подарила всем нам по паре красивых теплых шерстяных носков.
А это дом Абдусалама Куртаева, у которого мы были гостями. Он специализируется на украшениях, и в частности — на филиграни.
Когда основа украшения готова, его начинают раскрашивать
А это тот самый музей, который есть в каждом доме. Здесь семья хранит самые ценные предметы, передающиеся из поколения в поколения по наследству.
Говорят, что 90-ые годы и война достаточно сильно отразились на процветающем селе – рынок сбыта в 90-ые был разрушен, Кубачинский художественный комбинат чуть не закрылся, хотя до этого на нем работало почти 1000 человек. Сегодня Кубачи постепенно возвращают славу и потерянные позиции.
Как любое место на Кавказе, Кубачи помнит и любит множество легенд — как древних, так и достаточно современных. Из древних мне запомнилась одна: как-то персидские мастера прислали в Кубачи тончайшую золотую проволоку и сказали, что никому в мире не удавалось сделать такую же. После чего кубачинские мастера прислали им их же проволоку, просверленную изнутри!
Ну а мы тем временем едем дальше — на настоящую дагестанскую деревенскую свадьбу, о которой будет следующий рассказ.
Спасибо за внимание.
Поделиться
26 Авг 2014 г.
Говорят, что Кубачи в переводе означает «кольчужники». Кала-корейшцы тоже хотели получить это название, но не смогли превзойти соседей в...
Сен 2019 г.
Дорога в горный Дагестан – сплошная череда крутых серпантинов. Сначала местность кажется довольно пустынной. Но стоит перевалить пару...
Авг 2019 г.
A trifling mountain settlement in Dagestan still lives on craftsmanship that has prevailed for many centuries. Russian photographer Yevgeny Kurskov visited the jurisdiction in May and took pictures of the people who keep its traditions alive. Since Russia is...
Авг 2019 г.
На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в...
Мар 2019 г.
В Дахадаевский район туристы приезжают и летом, и зимой. Здесь есть всё, что нужно любознательному путешественнику: древности, реликвии,...
Фев 2019 г.
В каждом селе Дагестана есть свои особенные традиции и обычаи. Кубачи – не исключение. Те, кто был в прославленном ауле златокузнецов, знают,...
Янв 2019 г.
Комментарии к статье