0

Поделиться

11 Дек 2017 г.

Самое невероятное здание советского авангарда расположено в Каспийском море, в 2,7 километра от берега. В 1930-е, возле Каспийска, начали стройку секретного машиностроительного завода № 182, который должен был выпускать подводное оружие и дизельные двигатели для судов и техники. Один из гигантских пристрелочных (испытательных) цехов, предложено было впервые в отечественной истории расположить прямо в море.

Руководил проектированием инженер Александр Дезорцев, получивший образование в Европе и успевший к тому времени построить в СССР крупнейшие гидротехнические сооружения, плотины и электростанции.

Техническое решение здания не имело аналогов. На берегу, в вырытом котловане на брусчатом настиле в опалубке, был залит массив цеха, «понтон», который затем был выведен в море и установлен на заранее подготовленное основание — искусственный остров, который был дополнительно углублен на дне моря (высота подводной «постели» цеха — 19 метров) и разравнивался водолазами несколько месяцев.

Стройка шла с невероятными сложностями и запаздыванием — начиная с того, что гигантский котлован начинали рыть всего 35 человек с двумя лошадьми и трактором, и заканчивая тем, что работать вслепую в мутной воде было невозможно. Тем не менее в 1939 году цех-гигант площадью 5185 метров был достроен. Помимо промышленных помещений, он вмещал кабинеты, гостиницу, кафе, библиотеку (все с паркетными полами), спортивный зал в подвале и 42-метровую башню с лифтом и четырьмя смотровыми площадками. Авторы надводной части — Ахенштейн, Матевосян и Парфенов — уделили архитектуре проекта особое внимание.

Эффектный силуэт цеха с высокой башней и мощным выступом смотровой площадки стал символом города и помещен на герб Каспийска. Детально продуманные фасады с закругленными выступами, «капитанскими мостиками», вертикальными ленточными окнами позволяют говорить о том, что авторы были хорошо знакомы с европейским ар-деко. С 1966 года цех перестал отвечать требованиям к испытаниям торпед новых поколений и был заброшен; уже столько лет служит памятником советской гигантомании.

Отзывы туристов

https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/kaspijsk/kaspijskij-fort-bajyar/

8-й цех завода Дагдизель на карте:

скрыть карту
0

Поделиться

11 Дек 2017 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие объекты

  • Джума-мечеть с минаретом XVII века

    Джума-мечеть с 18-метровым минаретом, построенная в XVII веке и отреставрированная в начале XIX века сыном Гаджи-Гамзата Ахмедом. Внутренняя...

  • Дулдугский мост

    Мост проложен над речкой Кушанцу. Длина составляет порядка шестидесяти метров, а ширина около восьми метров.

  • Орта-капы

    «Орта-капы» – третьи ворота южной стены (в переводе с тюркского Средние ворота)

  • Сторожевая башня

    Сторожевая башня напоминает полуразрушенный минарет. Однако она находится на краю аула, над ущельем, далеко от мечети и поэтому едва ли она...

  • Магалы старого Дербента

    Магал — это старая часть древнего Дербента, которая делится на восемь частей. Здесь расположены одни из самых известных туристических...

  • Башня Магдилава

    В двух километрах к северо-востоку от села Тантари расположена прекрасно сохранившаяся 3-х этажная башня, называемая башней Магдилава с...

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля