8-й цех завода Дагдизель
Поделиться
11 Дек 2017 г.
Самое невероятное здание советского авангарда расположено в Каспийском море, в 2,7 километра от берега. В 1930-е, возле Каспийска, начали стройку секретного машиностроительного завода № 182, который должен был выпускать подводное оружие и дизельные двигатели для судов и техники. Один из гигантских пристрелочных (испытательных) цехов, предложено было впервые в отечественной истории расположить прямо в море.
Руководил проектированием инженер Александр Дезорцев, получивший образование в Европе и успевший к тому времени построить в СССР крупнейшие гидротехнические сооружения, плотины и электростанции.
Техническое решение здания не имело аналогов. На берегу, в вырытом котловане на брусчатом настиле в опалубке, был залит массив цеха, «понтон», который затем был выведен в море и установлен на заранее подготовленное основание — искусственный остров, который был дополнительно углублен на дне моря (высота подводной «постели» цеха — 19 метров) и разравнивался водолазами несколько месяцев.
Стройка шла с невероятными сложностями и запаздыванием — начиная с того, что гигантский котлован начинали рыть всего 35 человек с двумя лошадьми и трактором, и заканчивая тем, что работать вслепую в мутной воде было невозможно. Тем не менее в 1939 году цех-гигант площадью 5185 метров был достроен. Помимо промышленных помещений, он вмещал кабинеты, гостиницу, кафе, библиотеку (все с паркетными полами), спортивный зал в подвале и 42-метровую башню с лифтом и четырьмя смотровыми площадками. Авторы надводной части — Ахенштейн, Матевосян и Парфенов — уделили архитектуре проекта особое внимание.
Эффектный силуэт цеха с высокой башней и мощным выступом смотровой площадки стал символом города и помещен на герб Каспийска. Детально продуманные фасады с закругленными выступами, «капитанскими мостиками», вертикальными ленточными окнами позволяют говорить о том, что авторы были хорошо знакомы с европейским ар-деко. С 1966 года цех перестал отвечать требованиям к испытаниям торпед новых поколений и был заброшен; уже столько лет служит памятником советской гигантомании.
Отзывы туристов
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/kaspijsk/kaspijskij-fort-bajyar/
8-й цех завода Дагдизель на карте:
Поделиться
11 Дек 2017 г.
-
Ханская баня
Сводчатые бани являются одной из достопримечательностей Дербента. Баня служила не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия...
-
Могила Эсфендиара
Южнее надгробий Джум-Джум, на склоне горы, сохранилась другая группа саркофагообразных захоронений. Как явствует из надписи на одном из...
-
Минарет мечети в селе Хурсатил
На восточной окраине села Хурсатил у мечети находится минарет. Он сложен из тщательно обработанных и подогнанных камней и плит на глиняном...
-
Гергебильская ГЭС
Станция является старейшей ГЭС Дагестана и одной из старейших в России. Водохранилище Гергебильской ГЭС имеет длину 4,5 км, ширину 0,38 км,...
-
Ворота Барятинского
В 1862 году начато строительство Гунибской крепости с двумя воротами. Александр II велел дать воротам названия "Ворота Шамилевския" и "Ворота...
-
Ворота Джарчи-капы
Ворота Джарчи-капы в переводе с тюркского означает «ворота вестника» – первые ворота Северной городской стены от цитадели. У этих ворот...
Комментарии к статье