Путешествие автостопом из России в Иран. 11. Дагестан, Махачкала (день 6 и 7 «Глазами птиц»)
Поделиться
18 Фев 2018 г.
«Прекрасен в пустыне волшебный закат.
Как в мареве розовом дюны стоят.
Глотает пески красный, матовый шар,
И сполохом по небу хлещет пожар.
Но время приходит, и блекнет заря,
У краешка неба полоска одна.
Все светлые блики уносятся прочь,
Вступает в права азиатская ночь».
Владимир Чистяков
Солнце пекло, как сквозь увеличительное стекло. Молча всматриваясь в горизонт, мы видели, как в знойном вечернем мареве извиваются, будто змейки, юркие струйки песка. Рыжие космы песчаной позёмки текли и текли по склонам, полировали их, гладили и кидали к вершине тучи песка. Это был таинственный бархан, похожий издали на египетскую пирамиду! Целая гора сыпучего золотого песка! Два ветра, сшибаясь у спящих гор, навеяли эту жёлтую дюну так высоко, что вершина её, как вулкан, курилась в синее небо. Люди, издалека казавшиеся маленькими пятнышками, поднимались медленно, шаг за шагом. Казалось, что шли они по узкому коньку крутой крыши. Было даже ощущение, что песок, то странно поскрипывал под их ногами, словно скрипучий снег на морозе, то с шорохом полз из-под их ног, и ветер тогда целыми пригоршнями швырял его в глаза.
Все-таки как удивительна и многообразна природа нашей страны! Нет, это не знойный океан магрибской Сахары и не пленительные пески Каракумов, это все тот же Дагестан — разноликий и не перестающий впечатлять! Как могли поместиться на одном клочке земли и пойменные луга Прикаспийской низменности и головокружительный Сулакский гранд-каньон и заблудившийся на карте мира бархан Сары-кум? Разве может бархан находиться не в пустыне? И не двигаться под напором ветра? А если я скажу вам, что сквозь него еще и течет река? Это невероятно, но такое чудо света существует. Убедиться, что такой бархан есть, и потрогать его руками легко: два с половиной часа лёта из Москвы в Махачкалу и час езды на автомобиле. Нам же он встретился на подъезде к пригородам дагестанской столицы.
Сары-кум — крупнейшая дюна не только в России, но и на всем материке Евразии, достигающая абсолютной высоты 262 м. На этом чудеса не заканчиваются! Здесь особенный климат, отличающийся от окрестных предгорий и равнины, бархан фактически живет своей жизнью. Морозов почти нет даже зимой, хотя в округе они случаются часто. Летом температура может достигать +60. Кстати, несколько лет назад гостившие здесь французские виноделы советовали заложить рядом с Сары-кумом виноградники — говорят, здесь для этого идеальные климатические условия. У всякого, кто попадает сюда, полное ощущение, что он телепортировался в настоящую пустыню. Поперечные дюны, созданные ветром, достигают 100-метровой высоты, за ними не видно ни моря, ни соседних гор. Под ногами змеи. Этим «порталом» когда-то воспользовались при съемках фильма «Белое солнце пустыни». Да и змеями дело тут не ограничивается. И вот новое удивление – на территории России только здесь обитает средиземноморская черепаха! Как она оказалась тут, остается загадкой.
В Махачкалу мы въехали с началом первых вечерних сумерек. Строгий пост месяца Рамадан и дневная жара перевели город на ночной режим. Было заметно, как он преображается с заходом солнца. Народ повалил в парки, скверы, на море и стадионы. Проезжая мимо многочисленных кафе, мы невольно вдыхали аромат азиатской, кавказской и европейской кухни, который перемешивался с такой же многонациональной музыкой. Вся эта «нагрузка» на город сразу подчеркнула большие плюсы и минусы Махачкалы, на которых я остановлюсь немного позже. А пока мы размещались в одной из центральных гостиниц еще советской постройки с таким же советским названием — «Ленинград». Обрадовавшись тому, что местный «номер – люкс» здесь можно снять всего за 2500р. в сутки, мы без каких либо формальностей получили ключ и направились исследовать апартаменты которые, к слову, располагались на самом верхнем 17-ом этаже. Если не считать, что номер был прокурен, то в целом все было довольно-таки хорошо: уютная спальная с широкими кроватями, просторная гостиная, две лоджии с индивидуальной уличной подсветкой. Хотя сервис в гостинице практически нулевой, номер стоил того, чтобы в нем побывать – вид с балконов открывался поистине потрясающий!
Открыв дверь на лоджию, в комнату ворвался свежий ночной воздух, а вместе с ним и атмосфера по-настоящему большого шумного города. По официальным данным в Махачкале проживает свыше 600 тыс. человек, по неофициальным — город давно уже можно приравнять к «милионникам», что вероятнее всего так и есть. С учетом Каспийска – города спутника, который вплотную примкнул к столице, Махачкалу можно считать крупнейшим городом Северного Кавказа, главным экономическим центром юга России. Ночной город, освещенный блеском различных вывесок, реклам, фонарей, шумный и наполненный всеобщей суетой кому-то мог бы показаться дерзким, мне же виделся с высоты птичьего полета немного трогательным и чего-то ждущим — большим калейдоскопом из судеб и людей. Несмотря на поздний час, к перекрестку тянулись длинные вереницы автомобилей. Несколько женщин, выйдя из местного супермаркета, что-то оживленно обсуждали. У каждой было по 2-3 пакета, наполненных всевозможными покупками. Нет, это были не те обычные пакеты – майки, с которыми повсеместно ходят в магазин. Дагестан – это совсем другое, уровень вычурности здесь может настолько зашкаливать, что иногда даешься диву. Даже если хозяйка идет в ближайший магазин шаговой доступности за хлебом, она берет пакет как минимум с логотипом известных во всем мире брендов «Prada» или «Versace». Такой показатель «статусности» здесь очень популярен и видимо важен. Наверное, поэтому большинство магазинов, кафе и прочих заведений, обязательно называют с какой-то приставкой «люкс», «престиж», «VIP» и т.д. Черные платья женщин, и я был просто уверен, вечерний макияж создавали некое театральное представление, выход в свет. Закинув пакеты в такси, они вместе с остальными затерялись в многокилометровой пробке, уходившей куда-то вдаль, где на горизонте ритмично мигали красные огоньки и угадывались взлетные полосы местного аэропорта. Оттуда стройной вереницей тянулись два ряда желтых фонарей окаймляющих главную артерию города – проспект Расула Гамзатова, продолжающаяся в проспект Петра I.
Солнце без предупреждения бьёт в глаза, приятно согревает лицо, ласкает его. Как же рано оно пробуждается на юге! Я стою на балконе, пью кефир. На часах 4:30. Не помню, когда последний раз просыпался так рано. Да и зачем мне просыпаться в половину пятого? Обычно это свидетель депрессии… Но с моей «активной жизненной позицией» такой ранний подъем означает лишь одно – желание увидеть что-то интересное, захватывающее, впечатляющее, познать нечто новое, открыть его для себя! Какое это было великолепное утро: безбрежен простор, непривычно глубокая тишина. Куда делись вчерашние звуки шумного мегаполиса? Тихо, безмолвно. Разве только белая чайка подаст голос на своем чистом чаячьем языке.
Город Махачкала, вот он! Раскинулся у подножья горы Тарки-Тау, живописно прильнув к берегу Седого Каспия. Ах, Каспий! Несравним ты ни с одним из виденных мною морей! Какая широта, какие изумрудные, аквамариновые краски слились в твоей небесной глубине! Как бы хотелось растворить душу в этой лазури, озаренной лучами солнца! О, Каспий, как же сладостна была твоя песня – шум прибоя, крики чаек, гул, слышимый из раковин… Что значила та песня для меня, что значил твой кипучий простор в моей судьбе?
Сочи, Анапа, Геленджик – пожалуй, это те города, которые приходят на ум, когда речь идет о морских курортах России.
— Махачкала!
— Чтооо? Я не ослышался? Махачкала?
И действительно, если судить только по источникам из СМИ, то самая южная республика страны предстает в мрачных красках. Так, например, вспомните, что многие советские люди честно и искренне верили, что в Магадане высокая преступность, ибо там остался жить на поселениях криминальный элемент. В наше время подобным образом воспринимается Махачкала. На деле же все иначе. Махачкала – это город, вытянутый вдоль моря, или правильнее расположившийся между морем и горами, также как и раскрученный Сочи. В среднем ширина города от подножия хребта до берега составляет около 3-4 км, тогда как вытянулся он примерно на 50 км. Но вот мой совет, знакомство с Дагестаном лучше всего начинать не с Махачкалы, а с небольших курортных городков, таких как Избербаш, Дагестанские Огни или посетить старинный город Дербент, поскольку столица республики на неподготовленного посетителя произведет впечатление полного хаоса. В городе, рассчитанном примерно на полмиллиона человек, проживают вдвое больше людей со всеми вытекающими отсюда последствиями — стихийной застройкой, назойливой уличной торговлей, разбитыми дорогами, пробками и прочими «достопримечательностями», характерными для стран Востока. Неповторимый азиатский колорит города присущ даже серым панельным районам. Хотя и в этом есть своя прелесть — нигде в России такого больше нет. Часто могут встретиться дома с большими широкими балконами, где местные жители любят подолгу проводить время, сидеть и пить чай. Так вот, многие махачкалинцы, проживающие в обычных многоквартирных домах, самовольно расширили жилую площадь балконов. Конечно же, бросилась в глаза и ужасная езда по городу. Это были скорее гонки на выживание, в том числе и между сотрудниками ДПС. Иногда было не понятно, зачем вообще нужны светофоры и зебры на перекрестках. Летом в городе огромный процент приезжих из районов республики или из близлежащих регионов, а соответственно таковы и последствия — наплевательское отношение к городу и окружающей среде. Да и местные тоже особо не отличились – вплотную застраивают центр города, сужая тротуары, тем самым забирая у пешеходов возможность безопасно ходить. Когда находишься здесь, как-то забываешь, что буквально в километре от тебя шумит прибоем тот самый Седой Каспий, воспетый множеством поэтов, где можно насладиться его неописуемой красотой, а местами найти приличный и оборудованный пляж. Да, и вместе с тем, как огромный плюс, следует отметить, что Махачкала все же город зеленый с множеством парков и бульваров, а местами, я бы даже сказал, дышащий поэзией, особенно в старой припортовой части города, чем-то напоминающей Одессу. В Дагестане просто нельзя не почувствовать особое лирическое настроение. Эти места воспевались множеством поэтов, таких как Лермонтов, Пушкин, Паустовский. В стране гор жил и создавал бессмертные стихи и великий аварец, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. И никого не удивляет, что центральная улица Махачкалы носит имя этого поэта. Следует также сказать, что Махачкала богата театрами – это и Аварский, и Лакский, и Кумыкский, и Русский драматические театры, театр кукол, а также театр оперы и балета. Но вместе с тем книжные магазины здесь не пользуются спросом, мы их попросту не нашли.
В целом, если бы меня сейчас спросили, стоит ли вообще ехать в Дагестан, разумеется, я дал бы положительный ответ. И если бы меня попросили выбрать Сочи или Дагестан, несомненно, я бы отдал предпочтение второму. Люди здесь еще не испорчены массовым туризмом, который превращает отзывчивого горца в разводилу-лохотронщика. Так что здесь не Сочи уже хотя бы потому, что народ действительно простой и понятный.
Поделиться
18 Фев 2018 г.
Комментарии к статье