Праздник весны – новый год наших предков
Поделиться
22 Мар 2019 г.
Зима, хоть и не очень снежная и морозная, отступила, уступив дорогу весне. А это значит, что народы Дагестана по сложившейся более 5 тысяч лет назад традиции вступают в череду празднеств, посвященных весне, обновлению природы и началу новой жизни. Для дагестанцев этот день едва ли не самый важный в году – он знаменует начало полевых работ. Согласно преданию, как его отметишь, таким и будет урожай, а следовательно, благополучие и достаток в домах.
В нашу редакцию практически ежедневно поступают сообщения о праздниках, проходящих в разных районах нашей республики. Так, с размахом Навруз-байрам отметили в Дербенте и Дербентском районе, Яран-сувар – в Магарамкентском, Хьидин уьш – в Агульском, Эбелцан – в Табасаранском районах. Народные гуляния, связанные с праздником весны, продолжатся до конца месяца.
Пока дагестанцы отмечают один из своих любимых и традиционных праздников, давайте немного узнаем об истории этого дошедшего до нас из глубины веков обряда, о традициях, обычаях и своеобразных ритуалах, связанных с ним. Поможет нам в этом ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук Руслан Сефербеков.
На протяжении тысячелетий
– Праздник весны, который у разных народов Страны гор имеет свое название, на протяжении многих тысячелетий является одним из самых ожидаемых у народов Дагестана, – рассказывает этнограф. – Более того, именно с этого дня, раньше наши народы начинали отсчет нового года.
По оценке двух наших авторитетных этнографов Мамайхана Агларова и Ангары Булатовой, праздники весеннего равноденствия и первой борозды символизируют переход человечества от мотыжного земледелия к плужному. Произошло это более 5 тысяч лет назад, в эпоху бронзы.
У каждого народа Дагестана сложились свои обряды, традиции и обычаи, связанные с этим днем, но везде принято отмечать праздник весело, ярко, с накрытыми столами.
У некоторых народов, в большей части в Южном Дагестане, этот день отмечается как праздник весны и сопровождается различными народными гуляньями. А вот в горных районах с большим размахом проводят дни первой борозды. Это обусловлено тем, что в горах люди были привязаны к земле и зависели от урожайности своих полей. Именно поэтому, встречая весну, они первым делом берутся за плуг и обращаются к ритуалам и обрядам, связанным с земледелием.
Ровная борозда – богатый урожай
Обряд первой борозды с размахом проводится во многих селах Дагестана и по сей день. Какими же ритуалами он сопровождается?
Главная фигура в этом деле – пахарь. Выбирался он всем селом из числа крепких мужчин, обязательно семейных и имеющих детей. Одинокие и вдовцы, грубо говоря, отбраковывались сразу, так как не могли, по поверью, передать земле свою плодовитую энергию.
Пахарь по обычаю всегда наряжается в овчинную шубу, вывернутую наизнанку. Шерсть шубы, по преданию, символизировала будущие густые всходы на полях. Под звуки зурны он ведет к полю наряженных к этому дню быков. Местом проведения ритуальной вспашки обычно выбирается небольшой участок пашни на краю села. Прибыв туда, пахарь запрягал быков в плуг, а мулла читал в это время молитвы. Как только пахарь начинал пахать, детвора приступала к забрасыванию его комьями снега, земли, могут мазать его лицо грязью, сыпать на него муку. Пахарь не должен ни на что обижаться, его цель – провести ровную борозду. Осыпание пахаря – это магический ритуал, благодаря которому, как верили наши предки, земля должна подарить им хороший урожай. Чем обильнее осыпаешь пахаря, тем лучше будет урожай.
Проведя первую борозду, пахарь должен был передать плуг другому уважаемому жителю села. У многих народов Страны гор старались, чтобы в этот день за плуг обязательно встали те мужчины, в семьях которых в промежутке между прошлым весенним праздником и нынешним родились дети. Считалось, что по магии подобия энергия новой жизни в семье этих людей должна была передаться и земле.
Еда не простая, а магическая
Какой же праздник без угощений!? Встречали весну жители Дагестана особой пищей. Каждое блюдо имело свой сакральный смысл.
В Южном Дагестане к началу весны обязательно проращиваются зерна, что символизирует начало новой жизни. В горах готовят немного иную пищу.
У большинства народов обязательным блюдом к празднику весны и первой борозды является варево из смеси бобов и злаков. У всех народов эта каша имела свое название.
Издревле народы Дагестана придавали хлебу большое значение, и поэтому ни одно важное событие не обходилось без него. Поэтому и в праздники весны и первой борозды обязательно пекут (и по сей день) хлеб. Это хлеб особый, у некоторых народов он просто круглой формы или в виде большого бублика, у других принято печь его в виде фигурок, напоминающих животных, птиц и людей. В готовую фигурку из теста вставляют грецкие орехи, изюм, курагу, а вместо глаз и рта – абрикосовые косточки и черные бобы.
Обязательным угощением издревле были и вареные яйца. Яйцо символизировало новую жизнь. Оно связывалось с магическими представлениями о возрождении жизни.
Ну и, конечно же, какой праздничный стол без традиционного напитка наших предков – бузы. В горных районах ее варят на все праздники, и сколько аулов – столько и рецептов.
На ряженого обижаться нельзя
Важной составляющей весеннего праздника обязательно были и есть различные соревнования. По традиции это бег, скачки, метание камня, борьба. У некоторых народов нашей республики по сей день устраиваются бои быков.
Кроме соревнований, обязательной частью были народные гулянья. У каждого народа проходят они по-своему, но практически у всех главными героями праздничного действа являются ряженые. К слову, они принимали участие в большинстве календарных, аграрных, семейно-бытовых и общественно-бытовых праздниках и обрядах.
Обычно ряженый надевал на голову лохматую папаху, а на лицо – тряпичную или войлочную маску с прорезями для глаз, рта и носа. Наряжались зачастую в козла, волка или медведя. В некоторых случаях лицо ряженого чернилось сажей. Он был одет в шубу, вывернутую мехом наружу. Сзади к одежде пришивали хвост. Обязательными атрибутами ряженого были палка и привешенные к поясу мешочки с мукой и золой, которыми они бросали в детей.
Основная задача ряженого – поддержание веселья. Он может вести себя непристойно, позволять себе вольности, неприличные шутки, переходящие иногда всякие границы дозволенного, что совершенно исключено в обыденное время. Впрочем, на период проведения ритуальных действ на поведение ряженого не принято обижаться.
Трансформация по нормам ислама
Праздник встречи весны и день первой борозды зародились в Дагестане, как было уже отмечено, много тысячелетий назад. Поэтому, безусловно, корни этого обряда уходят в язычество. Но надо понимать, что в наши дни под влиянием ислама праздник претерпел многие изменения. Сегодня в этот день не принято поклоняться многочисленным богам, а, напротив, важно проводить все традиционные ритуалы, вознося молитву Всевышнему.
Несмотря на языческие корни, праздник по сей день с радостью отмечают в большинстве сёл Дагестана. Оно и понятно, ведь из генетической памяти народа трудно вытравить существующий тысячелетиями обычай, тем более связанный с землей-кормилицей.
Мадина Ахмедова, «Дагестанская правда»
Поделиться
22 Мар 2019 г.
Комментарии к статье