Культура

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Республика Дагестан — уникальное явление в мировой культуре. В Дагестане проживают более 30 коренных народов, в изобилии представлена народная культура — фольклор, хореография, этнография, художественные ремесла. Но при этом древнейшие народы мира, со своей собственной традиционной культурой, восприняли и развивают классические для современной цивилизации формы материальной и духовной культуры: театр, музыкальное искусство, живопись, литературу, архитектуру.

Современное дагестанское искусство создавалось усилиями государства на протяжении нескольких десятилетий. Для того, чтобы развивать в Дагестане новое искусство, сюда приглашали специалистов из других регионов страны. К примеру, главными режиссерами многих национальных театров раньше были русские выпускники ведущих театральных студий. Постепенно вырастали и собственные, национальные кадры творческой интеллигенции. И вот теперь в республике одиннадцать государственных профессиональных театров: Русский драматический (создан в 1925 году), Кумыкский музыкально-драматический (1930), Аварский, Лакский и Лезгинский музыкально-драматические (1935), Дагестанский театр кукол (1941), Даргинский музыкально-драматический (1961), Дагестанский государственный театр оперы и балета (1996), Азербайджанский драматический (1997), Ногайский драматический (2000), Табасаранский драматический театр (2001).

История показывает, что культурная интеллигенция долгое время действительно была лучшей частью дагестанского общества. Она чутко реагировала на современность, на культурные и социальные запросы общества, принимала участие во всех общественно значимых событиях. К примеру, показательно участие актеров дагестанских театров в Великой Отечественной войне. В 1941 году Лезгинский театр проводил половину мужского состава артистов на фронт. В Аварском театре 9 человек из состава коллектива не вернулись с фронта. В годы Великой Отечественной войны Лакский театр был закрыт из-за ухода на фронт почти всех артистов-мужчин.

Долгое время национальный театр в Дагестане был центром культурной жизни народа, хранилищем его духовности и одновременно — мостом, связывающим национальную и общемировую культуры.

Но пришло время реформ и оказалось, что в новых условиях учреждения культуры не могут выполнять «социальный заказ», а потому как бы невостребованны обществом, «бесполезны» для власти. Всего несколько лет назад казалось, что «европейская» культура может и не прижиться на дагестанской почве. Пустые залы,  мизерная зарплата актеров, текущие крыши, осыпающаяся штукатурка… Казалось, что дни «европейской» культуры в Дагестане сочтены, что она зачахнет, а государство вовсе не будет ее поддерживать.

Но вот прошло какое-то время и оказалось, что Дагестану необходимы эти «новые» формы культуры. Они органично вплелись в матрицу национальной культуры, и разрушение их равносильно теперь разрушению всего культурного ядра и чревато непредсказуемыми последствиями. И пусть национальный театр, как и прежде, не научит быть хорошим коммерсантом, пусть у его стен еще не спекулируют «лишним билетиком», пусть на его сцене идет не спектакль национального автора, а квазивосточная «Ханума» или западноевропейский Мольер – все же сам факт существования театра на национальном языке, существования национальной культурной интеллигенции очень важен для каждого из народов Дагестана.

Рыночная стихия ударила не только по «европейской» составляющей современной дагестанской культуре, она оказалась не менее безжалостной и по отношению к национальной культуре. Если бы не пропаганда фольклора и самодеятельного художественного творчества силами Республиканского дома народного творчества, время реформ нанесло бы культурному наследию Дагестана непоправимый урон. Минимальные расходы, которые несет государство, позволяют проводить популярные праздники и культурные мероприятия, которые привлекают внимание сотен тысяч дагестанцев и пользуются неизбежной популярностью.

Еще одним массовым и крайне важным сегментом культурного наследия стали библиотеки Дагестана. По числу публичных библиотек  (1098, в т. ч. — 1036 в сельской местности) Дагестан занимает 2-е место в Южном федеральном округе, по совокупному библиотечному фонду — 5-е место; по числу посещений  — 3-е место. Здесь, правда, есть все еще немало проблем. К примеру, у нас поступление новой литературы в среднем 48 изданий на одну библиотеку, в то время как по России — 467 экземпляров.

Мне кажется, что наиболее слабым звеном европейской и традиционной народной культуры стала музыкальная культура. Несмотря на наличие отдельных громких имен, таких как Готфрид Гасанов или Мурад Кажлаев, в массовом восприятии европейская музыкальная культура так и не прижилась.

Зато нынешнее время породило собственный сегмент культуры — массовую, преимущественно молодежную, ориентированную на западные шаблоны. Она-то как раз и заполнила пробелы традиционной музыкальной культуры и пробелы, образовавшиеся из-за слабой жизнеспособности европейской музыкальной культуры в условиях Дагестана. Сегодня в Дагестане десятки певцов и певиц, исполняющих самый обширный музыкальный ассортимент, пользующихся большой популярностью, часто собирающих целые залы. Коммерческая культура собирает битком забитые залы различных центров, кинотеатров и дискотек, привозит к нам самых лучших певцов и актеров России, развлекает сотни тысяч дагестанцев. Она обозначилась целой волной талантливых исполнителей всех национальностей Дагестана, позволила проявить себя и немало заработать талантливым бизнесменам, менеджерам и продюсерам. Ее, эту культуру, государство не поддерживает, а она сама поддерживает государство налоговыми сборами. Благодаря этой культуре дагестанцы отдыхают на свадьбах, корпоративных вечерах, банкетах, в кинотеатрах, дома, сидя у телевизора и т.д. Здесь не принято жаловаться, а, наоборот, принято восхвалять, восхищаться, дарить цветы и кидать деньги.

Эта культура агрессивна и напориста, не всегда выносит на поверхность что-то действительно ценное и высокое, но она отвечает представлениям людей о том, что красиво и интересно. Она ориентирована на рынок и зарабатывает, стараясь понравиться людям. А значит, пусть и косвенно, она — отражение души, современных взглядов и глубоких традиционных корней нашего народа. При этом она более интернациональна и демократична — только плати деньги, и тебе одни и те же певцы на свадьбе споют на любом языке народов Дагестана. Она заставляет людей любить свой народ и свой язык, гордясь, к примеру, красивой песней на родном языке.

В этом смысле мозаика современной культурной жизни Дагестана пополнилась и образовала «триаду» культурных влияний — традиционной горской культуры, европейской и современной массовой культуры. Это поистине уникальный сплав культур, способный оказывать и оказывающий сильное влияние на формирование культурного облика современного Дагестана.

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: