Фольклор – живая душа народа

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Культура, насчитывающая тысячи лет… Уникальные обряды, самобытная музыка, песни, танцы. Прикасаться ко всему этому уже радостно и волнительно, а быть своего рода сотворцом, вживаясь в старинный быт и уклад жизни своих пращуров, — великое счастье. Мы, дагестанцы, порой сами не ведаем, какой бесценный дар оставило нам наше далекое прошлое. Этот дар — наше нематериальное духовное наследие — фольклор.

Сегодня мы редко поем народные песни; танцы наши утратили былую стать, величавость и достоинство; не носим платья наших бабушек и прабабушек, не наряжаем детей в черкески и габалаи. Но тем не менее народная музыка, песни и танцы, национальный костюм — это тот бездонный источник, из которого будут черпать и черпать вдохновение художники, музыканты, певцы, хореографы.
В Дагестане более 100 языков, из них около 30 коренных, удивительное многоцветье красок и орнаментов национальных костюмов, мелодика песен, музыки чарующие звуки и разнообразие народных инструментов: тар, чагана, пандур, агач-кумуз, зурна, барабан, саз, свирель и многие другие; уникальная пластика самобытных танцев, изделия народных мастеров восхищают весь мир и по сей день. И все это на небольшой территории в 50 тыс.кв.км!

Сотни лет Дагестан был предметом интереса и восхищения. Как появилось, уживается и развивается на небольшой территории такое смешение языков и культур? Сегодня вопрос в другом: что мы делаем для того, чтобы сберечь это наследие?

Картины милой старины далекой всегда загадочны, привлекательны. Это наша история и любить ее и беречь — наш святой долг и обязанность.

Республиканский Дом народного творчества около 70 лет осуществляет государственную политику в области народного творчества и фольклора. За эти годы взгляды государственных чиновников на проблемы этнокультуры менялись порой кардинально. Начиная с 1992 деятельность РДНТ прошла несколько этапов: от некоторого скептицизма и безразличия до понимания того, что народная культура едва ли не главное звено в оздоровлении духовно-нравственного климата общества.

Для этого мы привлекли самый действенный рычаг воздействия — СМИ. Это республиканские каналы ТВ, радио, газеты и журналы, в том числе и на 12 национальных языках. В 1996 г. распоряжением Председателя ГТРК «Дагестан» было создано совместное с Домом творчества творческое объединение «Наследие». С этого времени в эфир регулярно выходят телепередачи о фольклорных коллективах, народных праздниках, людях-хранителях культуры.

За эти годы собран уникальный видеоматериал, касающийся культуры и самодеятельного творчества всех народов Дагестана. С 2003г. проходит республиканский конкурс видеопрограмм о народном творчестве «Радуга», где представлены более 100 программ профессиональных, муниципальных и частных студий. Видеопередачи и видеофильмы, снятые РДНТ, получают признание на международных и всероссийских конкурсах.

К своей работе мы привлекаем профессиональных историков-этнографов, музыкантов, композиторов, хореографов. Экспертная комиссия в таком составе просмотрела творческие программы более 40 базовых фольклорных ансамблей на майданах традиционной культуры и народного творчества с целью не только определения их творческого статуса: аутентичность или стилизация, но и были сделаны замечания и пожелания в отношении национальных костюмов, музыкальных инструментов, репертуара каждого коллектива. Интересные оформительские проекты мы осуществляем с известными в республике художниками. По эскизу профессиональной художницы Жанны Колесниковой изготовлен художественный занавес Дома творчества. В подготовке афиш и другой рекламной продукции международных фестивалей приняли участие Ибрагим Супьянов, Абдулзагир Мусаев, Лена Гафурова. Таких примеров множество.

Мы сумели сделать своими союзниками и наладить творческие отношения со многими главами районных муниципальных образований. В тесном сотрудничестве с ними проводятся республиканские праздники: встреча весны «Навруз», «Широкая масленица», фестивали народных театров «Маска», семейного творчества «Семья Дагестана», циркового искусства «Пехлеваны», народных музыкальных инструментов «Играй, душа», хорового искусства, конкурсы юных дарований «Перепелочка», «Поет село родное» и мн. др.

В последние годы наметилась практика закрепления многих традиционных творческих проектов за конкретным районом или городом. Республиканские фестивали «Навруз», «Масленица» проводятся вместе с администрацией г. Махачкалы. Республиканский фестиваль народных театров «Маска» вот уже 5 лет мы проводим с администрацией г. Избербаша, приглашая профессиональных режиссеров, художников, актеров. Театральный фестиваль своего рода творческая лаборатория для народных театров, которых в республике около 30. Это живые коллективы, ставящие постановки на 12 языках народов Дагестана. В Левашинском районе есть село Мекеги, где живут очень практичные, далекие от творчества люди. Так мы думали. И вдруг в селе появляется театральный коллектив с разновозрастными актерами, которые ставят спектакли на местном материале, обыгрывая свои обычаи и традиции. Это не может не радовать.

Республиканский праздник семейных ансамблей «Семья Дагестана» мы проводим совместно с администрацией Сергокалинского района. И это тоже не случайно. В районе 30 семейных ансамблей. А всего в республике таких творческих семейных союзов около 100. К примеру, семьи Гаммадовых из Акушинского, Гасановых из Шамильского, Апаевых из Бабаюртовского районов были участниками и всероссийских праздников. Таким образом, мы с опережением в несколько лет начали реализацию национального проекта укрепления и поддержки российской семьи, озвученного лишь недавно.
Республиканский праздник циркового искусства «Пехлеваны» нашел прописку в г. Дагестанские Огни. Сюда съезжаются из районов и городов силачи, акробаты, иллюзионисты, канатоходцы. Хождение по канату — один из самых распространенных жанров циркового искусства в республике. Обойти такой факт было нельзя. В высокогорном селе Цовкра-1 Кулинского района мы провели конкурс канатоходцев и зурначей. Цовкра — центр канатоходства в республике, где мастерству хождения по канату учатся с малолетства вот уже несколько сотен лет.

У каждого народа нашей республики есть присущие только ему национальные инструменты. Как мы уже упоминали, наиболее распространены: зурна, бубен, барабан, агач-кумуз, пандур, чагана, свирель, национальная гармонь; у народов южного Дагестана — тар, саз, кларнет, тафтар. Естественно, что в республике стал традицией праздник народных музыкальных инструментов «Играй, душа!».
Столица республики город Махачкала представляет Дагестан в миниатюре. Поэтому отчетные концерты творческих коллективов, районов всегда интересны горожанам. На выступления своих земляков обычно приходят семьями. Отчетные концерты становятся своеобразной школой преемственности живых традиций, где молодое поколение может прикоснуться к живым истокам своей национальной культуры, услышать родную речь, песню, музыку; увидеть народные танцы. И это важно сегодня: век инновационных технологий не предполагает места традициям, народной культуре. Поэтому наша задача -вовлечение детей в орбиту художественной народной культуры, реализация и поддержка детских талантов, детских фольклорных коллективов, которых в республике более 50.
Дом творчества пропагандирует опыт работы районов, где развито детское фольклорное движение. Наиболее показательны в этом отношении Ахвахский, Кулинский, Шамильский и некоторые другие районы, здесь ежегодно проходят детские районные фольклорные праздники. Почти 15 лет мы проводим Республиканский конкурс юных дарований «Перепелочка». Конкурс проходит по нескольким номинациям: хореография, музыка, вокал, поэты и чтецы, конферанс, «воображалы», в котором участвуют победители зональных конкурсов «Перепелочка». А завершает все республиканский гала-концерт победителей конкурса.

В Дагестане более 100 фольклорных коллективов, представляющих культуру народов республики. У каждого ансамбля своя неповторимая пластика, уникальный национальный костюм, музыкальные инструменты. Эти ансамбли выступали на всероссийских, международных фестивалях и праздниках: в Москве, В.Новгороде, Таганроге, Иванове, Новосибирске, Сочи, Элисте, Владикавказе, Нальчике, Рязани, Астрахани, Чебоксарах, Ростове-на-Дону. В странах зарубежья: Польше, Испании, Украине, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Турции.

В республике наметилась тенденция выработки целенаправленной государственной политики в области культуры. Главным достижением постперестроечного периода мы считаем то, что совместными усилиями сохранили статус единой дагестанской культуры. Не только сохранялась, но и развивалась сеть клубных учреждений — основа существования любительского творчества.

За последнее десятилетие руководством республики было принято несколько постановлений, которые наглядно подтверждают государственную поддержку народной культуры. В рамках реализации целевой программы «Культура России (2001 -2005 гг.)» было принято постановление Правительства РД о проведении Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы» раз в 2 года. Сегодня этот фестиваль занимает свою строчку в календаре приоритетных международных и всероссийских фестивалей, конкурсов, выставок народного творчества, утвержденном Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ. И мы надеемся, что 2006 год тоже станет фестивальным, потому что подобные форумы — своего рода витрина самобытной культуры и искусства дагестанских народов. Решено также раз в 2 года по частной инициативе проводить Международный фестиваль традиционной культуры ногайцев «Ногай Эл». В 2001 г. РДНТ получил президентский грант на проведение региональной выставки-ярмарки декоративно-прикладного искусства и народных ремесел «Кавказский базар».

Деятельность РДНТ была высоко оценена Правительством и Государственным Советом РД в специальном постановлении «Вопросы Дома народного творчества Министерства культуры РД». Были выделены из бюджета средства на капитальный ремонт, приобретение оргтехники для Дома творчества, на содержание базовых коллективов: хора русской песни «Волна», фольклорно-этнографического ансамбля «Наследие», детского хореографического ансамбля «Поколение».

Да, это все у нас есть, но тревога по поводу будущего нашей многонациональной культуры присутствует. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поднял немало проблем. К сожалению, из-за неправильной трактовки главами сельских администраций положений федерального и республиканского законодательства, нехватки бюджетных средств, недостаточного понимания ими необходимости передачи полномочий в области культуры на уровень муниципального района возникают проблемы с сохранением учреждений культуры, клубных любительских формирований, творческих коллективов на селе.

Сегодня решается судьба культуры вообще и учреждений культуры на селе в частности. Есть большая вероятность потери лучших кадров, наработанного за многие годы опыта культурно-досуговой работы, сети учреждений культуры на селе, клубных любительских формирований, в том числе фольклорных коллективов, и как следствие — своей самобытности, уникальности.
Именно село остается хранителем самобытности, языка, живых традиций. Основным условием их сохранения является деятельность учреждений культуры. Поэтому в первую очередь необходимо поддержать сельского работника культуры. Было бы целесообразно проведение республиканского форума работников культуры села с участием представителей муниципальных, исполнительных и законодательных органов, обсуждение в комплексе и решение накопившихся проблем культуры современного села. Фольклор и народное творчество — своего рода фундамент, на котором зиждется духовная культура любого народа. Культура — материальная и нематериальная — вышла из фольклора и имеет корни. К сожалению, эти народные корни со временем высыхают и могут совсем отмереть, если их вовремя не подпитывать.

Изучение фольклора и интерес к народным корням культуры сегодня — мировая тенденция и причем растет интерес не только к своему культурному наследию, но и к художественной культуре других народов. Недавно в Доме творчества прошла интересная встреча с ведущей популярного турецкого телеканала ТРТ Баху Авар. Отец ее, уроженец села Гимры Шамильского района, так и умер, не осуществив своего заветного желания: побывать на родине. И она, исполняя его волю, приехала на землю своих предков. Удивительна была ее реакция на видеозаписи наших фольклорных коллективов, народных праздников. Госпожа Авар, взрослая, видевшая мир женщина, заплакала. Это были слезы искреннего восхищения нашей народной культурой. Баху Авар заметила, что мы до конца не осознаем, каким богатством владеем, потому что у нас пока еще есть счастливая возможность видеть эту красоту.

По этому поводу вспомнились слова другой гостьи — бельгийки Жанет, которая также с изумлением и восторгом открывала для себя культуру чужой далекой страны. Она заметила: жаль, что каких-то 10 лет — и вашу этнокультуру также поглотят новые технологии, Интернет, как это произошло на Западе. Не оказались бы эти слова пророческими. К сожалению, это мировая тенденция, которая имеет звучное название «глобализация». Под ее молотом в первую очередь оказывается все самое хрупкое и уязвимое — язык, песня, музыка, нацинальный костюм — словом, все то, что принято называть нематериальной духовной культурой, хотя мы бы назвали это по-другому: национальным достоянием народа фольклорное наследие дагестанских народов равноценно природным богатствам нашей республики.

Художественное народное творчество — генофонд духовной жизни, который оберегает любой этнос от вырождения, от мутации. Мир, в котором мы живем, за последние десятилетия очень изменился. Сегодня сплошь и рядом мы сталкиваемся с явлениями, сфабрикованными по некоему стереотипу. Моду на культуру диктует «телевизионный ящик». Для неискушенного зрителя, а это в первую очередь наши дети, существует опасность подмены подлинных ценностей мнимыми. Одно из противоядий этому — сохранение национальных особенностей нашей многонациональной республики. Дети наши должны учиться на лучших традициях и живых примерах дагестанской истории и культуры, а не на чуждых нам стереотипах. От того, как по мере взросления ребенок будет соотносить себя с культурой своего народа, зависит очень многое. Интернет не может заменить ребенку живое общение с культурой и ее реальными носителями. Если дети наши вырастут истинными патриотами своей республики — это наша заслуга, если — Иванами, не помнящими родства, — это наша вина. В любом случае за конечный результат мы, взрослые, должны нести полную ответственность.

Сегодня назрела необходимость координировать и обеспечивать деятельность сети культурных учреждений, базовых фольклорных коллективов как носителей живой нематериальной культуры народов Дагестана. На Республиканском уровне должны решаться и вопросы их финансирования, обновления костюмов и т.д. Фольклор — живая душа народа. Нужна большая работа по популяризации народной культуры. Этим направлением культурной политики нужно заниматься всерьез на государственном уровне. В перспективе нужна республиканская программа по сохранению народной национальной культуры, созданию золотого видеофонда живой нематериальной культуры малочисленных народов, коими являются дагестанские народы.

Идентификация своего этноса среди других цивилизаций и культур — это прежде всего сознательная выработка положительного образа родины, способного воспитать высокогуманного и духовного гражданина. Приоритетными в деятельности Министерства культуры и туризма, Республиканского Дома народного творчества должны быть вопросы сохранения традиционной художественной культуры дагестанцев, обрядов и обычаев, праздников, фольклорных коллективов, национального костюма, музыкальных инструментов, языка, письменности. Для этого необходимо выработать концепцию государственной республиканской политики.

Сегодня Министерство культуры и туризма возглавляет Сулейманова Зумруд Запировна, с которой работники сельских учреждений культуры, артисты и руководители фольклорных коллективов и других любительских творческих формирований связывают большие надежды: Зумруд Запировна воспитывалась на лучших примерах народной культуры, на живых традициях. Она с детства усвоила уроки народной культуры, понимает и знает истинную цену народной песне, музыке, прекрасно танцует наши дагестанские танцы. Ее мать — Загидат Магомедова — завотделом культуры Акушинского района, прекрасный организатор, в свое время открыла не только дагестанцам, но и всему бывшему Союзу и миру традиционную культуру акушинцев: организовала фольклорные коллективы в районе. Один из них — сводный ансамбль «Акуша» — почти полвека назад привез из Польши «Золотой топорик» — главную награду международного фольклорного фестиваля.

На прошедшей недавно коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «О государственной поддержке, сохранении и развитии традиционной народной культуры» высокую оценку министерства и коллег из Государственного Российского Дома народного творчества, Роскультуры, российских центров народного творчества получил опыт деятельности РДНТ МКиТ РД.

Республика Дагестан — созвездие разных культур, где каждая звезда светит по-своему ярко и неповторимо. Сохранить в многонациональном доме уникальность и своеобразие каждой этнической группы, создать в нем атмосферу настоящей дружбы и духовности — долг каждого из нас. Приоритет культуры в республике именно сегодня неоспорим, тому подтверждение слова Президента Дагестана М. Г. Алиева: «Одной из причин ослабления духовной связи поколений, распространения апатии в нашем обществе, а также экстремистской идеологии является то, что реформы последних лет оттеснили в сторону единство, которое отражается в культуре народа. Нам всем надо понять это, принять меры к развитию культуры, поддержке подлинного искусства, обладающего безграничными возможностями для формирования самосознания личности».

Автор: М. Мугадова, директор РДНТ МКиТ, засл. деятель искусств РФ, канд. филолог. наук, журнал «Народы Дагестана», №6, 2006г.

0

Поделиться

15 Ноя 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: