Поделиться
15 Дек 2017 г.
В Табасаран я попал в августе 1962 г. по приглашению писателя Муталиба Митарова, бывшего в то время секретарем райкома партии. Вместе с ним я посетил селения Дарваг, Хучни, Куваг, Гасик, Хустиль, Аркит, Цанак, Рушуль и Лидже.
На меня произвело сильное впечатление плодородие этих мест, их богатая природа. Здесь не увидишь голой земли — буквально все покрыто растительностью. Люди живут в достатке.
Вместе с тем хочу отметить, что, хотя из письменных источников нам известно о древности Табасара-на, о более чем тысячелетних .связях его с Дербентом и Закавказьем, тем не менее вся эта древность не чувствуется в быту, в архитектуре жилищ, вообще в материальной культуре. Здесь нет архаических черточек, которые столь заметны в укладе большинства других дагестанских селений. Эта своего рода «современность» жизни табасаранцев гармонично сочетается с традиционной приветливостью, мягкостью, дружелюбием в отношениях местных жителей друг к другу и к приезжим.
Все новое, к счастью, не вытеснило из памяти жителей преданий об их истории, о прошлом. В этом я наглядно убедился в с. Дарваг, лежащем у Дербентской оборонительной стены, пересекающей весь Нижний Табасаран вплоть до с. Хустиль.
Остатки крепостной стены в окрестностях Дарвага все еще сохранились в 1962 г., хотя не представляли сплошной линии. Вблизи Дарвага наиболее ясно прослеживались развалины шести небольших фортов, входивших в оборонительную систему стены.
Из письменных источников известно, что Дарваг— ровесник стены, что издавна он фигурирует в истории под названием Баб-Вакк, что основу его населения всегда составляли потомки воинов арабских гарнизонов и арабский язык сохранялся р, Дарваге вплоть до XIX в.
В этой связи я счел любопытным представления и предания жителей об историческом прошлом селения и записал их.
По рассказу Ашура Хантемирова (82 года), арабиста-самоучки, любите-ля истории, сохранилось два объяснения происхождения названия аула. По одному из них, название Дарваг происходит от арабского «Дар-уль-Вукаяе» — «оборонительная башня» (буквально «место караула»). Косвенной опорой такого объяснения являются и остатки фортов в Дарваге.
По другому объяснению, «Дарваг» происходит от азербайджанских «дур, бах» («встань, посмотри!»). В этом Ашур видит лишнее доказательство того, что жители Дарвага, как и Зидьяна, Рукала и других аулов, являются выходцами из Южного Азербайджана, тем более, что и ныне весь Нижний Табасаран пользуется азербайджанским языком (на самом деле, конечно, такое объяснение названия аула является не чем иным, как примером так называемой «народной этимологии»).
Добавлю, что именно Ашур сообщил нам о могильниках с кувшинами, захороненными в долине р. Рубас.
* * *
Упомянутые выше форты на территории Дарвага расположены по линии стены метрах в 700—800 один от другого. Каждый из них в плане приближается к квадрату, по углам видны остатки круглых башен, внутри — остатки построек (возможно, жилых помещений). Кладка стен ничем не отличается от прослеживаемой в крепостных стенах Дербента. Очевидно, такие форты тянулись вдоль всей стены. Учитывая это, перестаешь удивляться сообщениям арабских авторов о том, что Дербентская стена содержит «360 крепостей с воротами».
* * *
Ашур Хантемиров обратил наше внимание на надпись на камне о сооружении дарвагского минарета. Он любезно скопировал ее в мой дневник и дал следующий приблизительный ее перевод:
«Завершено строительство этого минарета в святой месяц рамазан, в эпоху Джамал ибн Куса-Али в 184 г. хиджры. Я, Ашур, сын Хантемира Дарвагского, записал за него».
Ашур Хантемиров любезно представил нам также запись на полях принадлежащей ему рукописи о выступлении раятов в конце XIX в.
«В 1316 г. хиджры (1897—1898 гг.) раяты Северного Табасарана, находящиеся под властью эмиров, вышли из повиновения и отказались платить своим эмирам подати, .начиная с указанного года, перестали служить им. Перестав соблюдать священное предписание шариата Мухаммеда, они стали захватывать мюльки умерших, не оставивших наследника мужского пола (сына); К наследству не допускали представительниц потомства женского пола, оставшихся без отца, ссылаясь на отсутствие прав у них на получение наследства (речь, по-видимому, идет о наследницах «эмиров», т. е. местных мелких феодалов — Р. М.). Адат ‘лишает их доли, но шариат допускает половинную долю наследования.
Переписал Молла Ибрахим, и это взято из книги Молл а Ибрахима».
По преданию, когда еще Дарваг был сторожевым постом (дар-улъ-вукая), в нем, а также в Бильгади и Зиле жили арабы; в Дарваге жил и кади.
* * *
Позже в Дарваге жил бек. Дом бека был расположен на стене форта. Все жители Дарвага считались его рантами. Дарвагские беки принадлежали к дому табасаранского кадия (а не к Майсумскому роду).
Дербентская стена, ее форты вызывают удивление и восхищение. Наиболее сохранившийся форт я видел в окрестностях Дарвага. Длина его около 50 м, ширина примерно вдвое меньше, а высота стен достигала 15 м. Неплохо сохранились и круглые башни по углам.
Однако, к огромному нашему огорчению, большая часть стены ныне разрушена — едва видны лишь остатки внутренней забутовки (известь, перемешанная с балластным необработанным камнем). Ширина этих остатков колеблется от 1 до 2 м (при ширине стены около 3 м). Во многих местах уцелевшие остатки стены занесены землей и скрыты лесом, но и здесь кто-то расчищает, а затем растаскивает их. В чем же дело? Что губит этот уникальный исторический памятник? Отнюдь не время и не стихийные силы — им стена могла бы противостоять не одну тысячу лет. Здесь происходит то, что я уже отмечал в Дербенте, — стена, не дрогнувшая перед гуннами, хазарами, арабами, кипчаками, не выдержала натиска современных индивидуальных застройщиков, к тому же «вооруженных» современной техникой. Для них не являются препятствием ни тяжесть, ни громадные размеры камней. Еще хуже то, что самая сильная защита — сознание исторической и научной ценности стены, уважение к прошлому народов Дагестана не может здесь помочь, столкнувшись с невежеством «обыкновенного частника».
Видимо, чтобы спасти этот уникальный памятник, надо не только усилить разъяснительную работу среди населения Табасаранского района, но и запретить тракторам и бульдозерам приближаться к стене. Это вполне можно проконтролировать — ведь грузовики, трактора, бульдозеры, краны находятся в ведении государственных организаций и колхозов.
Селение Хучни — центр Табасаранского района. По общему мнению его жителей, значение его в прошлом было очень велико, этим он обязан своей роли «ворот» из Нижнего в Верхний Табасаран, из внутреннего Табасарана к Дербенту. По словам моих информаторов Мирзабека Багичева, Ю. Гюльмагомедова, М. Митарова, путь в Дербент издревле шел через Ма-рага, Митаги, Мугарты к последней преграде перед древним городом — крепости Джалган-даг. Немаловажным пунктом на пути в Дербент было с. Хучни, которое было невозможно миновать: дорога проходила вдоль крепостной стены, ходили по ней и лошади, и арбы.
Нижний Табасаран принял ислам едва ли не вторым в Дагестане (после Дербента). Тем любопытнее, что в табасаранской речи до сих пор уцелело проклятье: «Пусть тебя накажет умчар». «Умчар» выступает здесь как некое сверхчеловеческое существо. Современные табасаранцы не могут объяснить этого слова, как заверил меня М. Митаров, сообщивший мне этот факт. Видимо, «умчар» — имя или обозначение одного из доисламских языческих божеств.
* * *
Табасаранский язык сохранил и древнее местное название Дербента — «Цалии» (в смысле «стена»). Это удивительно, ибо уже четырнадцать веков стена пере секает табасаранские земли и временами играла заметную роль в исторической жизни Табасарана.
* * *
Любопытным показалось мне и проклятие, бытующее в Табасаране, но употребляемое не по мелким поводам, а в отношении измены, предательства, подлости: «Двадцать тысяч проклятий тебе!». Такая его гиперболическая форма, в моем представлении, связана с исключительно большим (даже по дагестанским меркам) количеством невзгод, обрушивавшихся на этот уголок Дагестана. Ведь почти ни один завоеватель не миновал Нижнего Табасарана. Гунны, сасани-ды, арабы, сельджуки, монголы, турки, персы — все побывали здесь; любопытно в связи с этим бытующее в Хучни, в Ерси и некоторых других аулах Нижнего Табасарана поверье, что аул сгорал (разрушался) до тла семь раз — и семь раз вновь возрождался на том же месте. В этой фразе лаконично изложен, как мне кажется, весь смысл истории Табасарана. К слову сказать, проклятья — это целый жанр дагестанского фольклора, заслуживающий изучения и не лишенный исторического интереса.
На расстоянии 3—4 км от Хучни, на возвышенности, сохранились остатки крепости, известной под названием Крепость Семи братьев. О крепости существует легенда, известная в нескольких вариантах, некоторые из них приводились и в литературе. Мое внимание, однако, привлекли именно отличительные детали вариантов легенды: сообщая подробности и взаимно дополняя друг друга, они могут содержать и элементы исторической реальности, не сохранившиеся в источниках других видов. Поэтому приведу здесь различные варианты этой легенды.
Все предания говорят о том,- что в крепости некогда жили 7 братьев и их красавица сестра. Подчеркивая ее красоту, некоторые предания утверждают: ее косы были настолько длинны, что она, желая достать воду, привязывала кувшин к косам, спускала его в реку, а затем вытягивала кувшин с водой с помощью кос наверх в крепость.
По некоторым вариантам предания, братья поселились в крепости по приглашению жителей близлежащих селений для их защиты, ибо братья были признанными богатырями и умелыми, опытными воинами. Население содержало братьев.
Братья успешно защищали окрестные села, неоднократно выдерживали осады. Сестра готовила им пищу и выполняла домашнюю работу.
Однако во время одной из неприятельских осад сестра влюбилась в одного из воинов (по другим вариантам—в начальника) вражеской армии. Далее расхождения между вариантами предания усиливаются.
Один из вариантов именует врагов иранцами. Братья обороняли от них проход в Верхний Табасаран. Однако иранский воин — возлюбленный сестры — уговорил ее тайно налить соленой воды в дула ружей и в ножны шашек братьев. Она сделала это, после чего попыталась убежать к врагам, но братья вовремя заметили ее бегство, схватили ее и совершили над ней ритуальное убийство камнями (т. н. «даш-къалагъ» — «побиение камнями»). Однако, видя, что оружие их приведено в негодность, они поспешно покинули крепость, успев все же сделать завещание своего имущества окрестным жителям: земельные участки — селениям Ханаг и Ругудж, книги — селению Гасик, домашнее имущество — жителям Хили-Пенджика.
По другому варианту предания, вражеский военачальник попросту подкупил сестру, она собралась перебежать к врагам. Но тут один из братьев поднялся на стену крепости и увидел удаляющуюся сестру. Сразу догадавшись, в чем дело, он бросил ей вслед камень. Тотчас это сделали и остальные братья, которые тем временем тоже поднялись на стену. Братья бросали в нее камни до тех пор, пока она не погибла под целым каменным холмом. С тех пор в знак проклятья до самого недавнего времени каждый прохожий плевал на холм камней — могилу предательницы и швырял туда камень. Холм этот действительно существует и лоныне. Я его осматривал вместе с моими попутчиками.
По третьему варианту предания, военачальник врагов — иранец, возлюбленный сестры, предложил ей испортить оружие братьев соленой водой. После того как братья погибли, враг ворвался в крепость и двинулся в Верхний Табасаран, причем была казнена и сообщница-сестра. Враги рассудили, что женщина, предавшая братьев, не может быть верной и кому-либо другому, а потому заслуживает смерти. Труп ее был оплеван табасаранцами и забросан грудой камней.
По четвертому варианту предания, сестра была скорее излишне доверчивой, нежели подлой. Она решилась испортить оружие своих братьев соленой водой по наущению вражеского воина — ее возлюбленного— лишь после того, как враги пообещали, ей, что братья ее останутся живыми и будут назначены старшинами в 7 больших селениях Табасарана. Однако, захватив фактически безоружных защитников крепости, враги нарушили данное слово — они начали казнить братьев одного за другим. Так были казнены пятеро. Двоим каким-то образом удалось вскочить на быстроногих, летящих как ветер лошадей и спастись от врагов. (Один из этих братьев — Касум — прожил долгую Жизнь и основал селение Касумкент).
Между тем, поднялись жители всех окрестных сел, выступили против врагов, не пустили их в Верхний Табарасан, и в конце концов* враги вынуждены были уйти восвояси. А изменницу-сестру победившие табасаранцы казнили избиением камнями.
И, наконец, в Лидже мне удалось записать еще один, очень краткий вариант предания, где врагами табасаранцев, противниками братьев названы монголы («мугал» — ?). Сестру же, по здешнему преданию, убили сами братья: узнав о ее измене, они сбросили ее со скалы.
Я вполне допускаю, что в Табасаране существуют и иные варианты этого предания. Существование его во многих вариантах кажется мне весьма любопытным, даже поучительным. Хорошо прослеживаются постепенно наслаивающиеся исторические детали. В качестве противника выступают то монголы, то иранцы, то безымянные «враги», хотя, конечно, в реальной истории едва ли совместимы монголы времен Чингис-хана (другое дело татары Золотой Орды) и огнестрельное оружие. В некоторых вариантах вводятся фантастические детали, характерные для сказки (невиданные косы красавицы сестры). Глухо звучат какие-то социальные моменты (братьев, оказывается, содержали окрестные сельчане). Наконец, в разных вариантах сталкиваются различные этические подходы — от безусловного следования родственному и общественному долгу до стремления выставить в качестве смягчающих обстоятельств неподвластные человеку факторы (сильные чувства, рок и т. д.), даже робкое стремление как-то указать на личные права сестры. Но, во всяком случае, следует отметить безусловно положительное отношение народа к братьям — защитникам родины и, безусловно, отрицательное отношение к врагам во всех вариантах предания.
Позже я осмотрел крепость у с. Хучни, с которой связано изложенное выше предание. Она очень напоминает по размеру и планировке форты Дербентского оборонительного комплекса. Мне приходилось видеть в горах немало крепостных сооружений, башен и т. п., но крепость с. Хучни выгодно отличается от них. Прежде всего, в горах оборонительные сооружения построены либо из огромных, почти необработанных глыб, либо из небольших тесаных камней (иногда оба способа ба сочетаются) без применения цементного или известкового раствора. А кладка стен хучнинской крепости сделана на связующем растворе. Камень местный— это не вызывает сомнений — подобран один к одному. Кладка сделана правильными рядами. Длина стены крепости, обращенная в сторону Хучни, примерно 50 м, ширина обеих боковых ее стен около 25 м, толщина их около 2—2,5 м.
По четырем углам крепости выстроены угловые башни. Они сплошь заполнены землей. В северной стене находится единственный вход в крепость. Проход в рост человека. Интересно, что по сторонам его — массивные вертикальные выступы четырехугольного сечения. В стенах прохода сохранились вертикальные пазы, по-видимому, для подъемной двери, некогда скользившей по ним вверх и вниз.
Хучнинская крепость — двухэтажная, но нижний ярус заполнен землей наполовину, поэтому высота стен изнутри несколько меньше, снаружи она достигает в среднем 7 м. Стены до сих пор в хорошей сохранности, крепки, имеют бойницы. В общем хучнин-ская крепость походит скорее на феодальный средневековый замок, нежели на укрепленный населенный пункт типа средневекового городища.
Крепость расположена на выступе горы, у самого ущелья. Со стороны Хучни крутой обрыв, здесь доступа к крепости нет. Подойти к ней можно только с севера, но эта сторона хорошо просматривалась и простреливалась. Впрочем, из крепости во все стороны хороший, далекий обзор. Расположена она так, что контролирует пути в Верхний Табасаран, в Кайтаг и стратегически связана с конечным отрезком Дербентского оборонительного комплекса.
По склонам ниже крепости, • по-видимому, когда-то было расположено поселение: до сих пор там сохраняются следы кладбища и строений. Скорее всего, оно было связано хронологически с функционированием крепости.
Целый цикл хучнинских преданий связан с борьбой против Надир-шаха. Вот некоторые из них. Население аулов Кулик, Ряхжнг, Цуриг, Гариг, Джатри, Журдаг, Дирчи избрало предводителем в борьбе против Надир-шаха некоего Мажвада. Однако Мажвад вместе с «сыновьями Джюга» перебежал на сторону врага.
Другой руководитель горцев — Навруз из Кулика героически погиб при обороне Куликовской крепости от иранцев. Иранцы долго осаждали ее. Наконец, когда защитники были изнурены осадой, иранцы смогли захватить крепость. Однако вскоре об этом узнали гу-нинцы — жители Верхнего Табасарана. В ту же ночь они прибыли к Кулику, напали на иранцев, находившихся в крепости, и истребили их полностью.
Около с. Хустиль до сих пор есть местность, называемая Гюни-Раццар — «кровавые токи», в память о «молотьбе шаха», особом виде казни, производившемся войсками Надир-шаха во многих селениях Дагестана: связанных людей укладывали сплошным слоем на ровном месте и затем гоняли по ним упряжки лошадей с молотильными досками до тех пор, пока все’не погибали.
Если человек приезжает в. селение, где живет его кунак, но почему-либо вынужден остановиться у другого, он должен сразу же по приезде в аул прежде всего явиться к своему старому кунаку, поставить его этим в известность, что он здесь, и выразить ему свое уважение, только тогда идти в тот дом, где он должен остановиться.
В Хучни мне передали пословицу дерчинцев: «Для чего я живу на свете, если ко мне не приходит гость!»
В Хучни я записал предание, относящееся к с. Ру-гудж. Здесь, т. е. в Ругудже, якобы некогда поселились неизвестные никому окрест люди. Жили они на этой территории несколько~»лет, потом в силу каких-то причин местные жители напали на них и полностью перебили. Борьбой против пришельцев руководил известный своей храбростью сельчанин по имени Ганчаб.
В Хучни мне сообщили о некоторых интересных деталях обычаев, труда и быта хучнинцев и их соседей. . , —
Так, в Верхнем Табасаране было принято, идя на работу, брать с собой продукты, в том числе кислое молоко. При наступлении обеденного перерыва крестьяне, как правило, располагались у дороги или у родника. Прохожие приветствовали сидящих, и все, кто бы в это время ни проходил мимо, приглашались к еде. Продукты всегда делились поровну. Сложнее было с кислым молоком: было принято разбавлять его водой в таком количестве, чтобы каждому присутствующему доставалась достаточная порция. Но так как молоко нельзя разбавлять бесконечно, то был установлен и предел: разбавлять можно до тех пор, пока по цвету молоко не сравняется с голубизной неба. •
Обычное приветствие в Табасаране, как и везде, — салам. Однако человека, занятого работой, приветствуют особой фразой: «Пусть удесятерятся твои силы», у аварцев и даргинцев —«Не уставай!» или «Пусть твоя рука голодает по работе!».Общеизвестно, что в Табасаране издавна развито ковроделие. Давность и самостоятельность развития этого промысла привели к созданию чисто местных ковровых узоров: «сафар-чечне», «турар-чечне», «вар-тар-чечне», «сюбяг-чечне» и др. Долгое время табасаранские мастерицы обходились чисто местными красителями: кореньями марены, корой орехового дуба, барбариса, травами (например, сары-гел).
В 1928 г. в с. Хучни было создано товаршцесгво по совместному изготовлению ковров. Артель объединил ч ковровщиц из Хучни и соседних аулов, причем шерсть мастерицы получали от артели, но каждая работала дома. Лишь в 1930 г. была построена ковровая мастерская на 30 станков. Это улучшило условия работы ковровщиц, позволило более интересно организовать их досуг.
Когда старейшую ковровщицу Хучни Кистаман-баджи спросили, как она работала раньше и как теперь, она показала свою комнату со слуховым окном и сказала: «Вот здесь я ткала ковры в старое время. Ткала я их без радости, без души. Нечему было радоваться, и сердце стало огрубелым. Ведь мы были подобны рабыням».
Затем Кистаман-баджи показала свой нынешний станок в просторной мастерской. Показывая изготовленный ее руками удивительно красивый ковер, она сказала: «Так мы теперь живем и работаем, и такие же веселые наши ковры».
В 1958 г. на, базе хучнинской артели была создана ковровая фабрика. Ее цеха созданы в’ аулах Курках, Хурик и Джульдаг.
В Хучни я узнал и о новой традиции, родившейся в Табасаране в последние годы. В 1960 г. лиджик-цы оказали хучнинцам, помощь в уборке урожая, так как сами они закончили уборку своего урожая еще раньше. Сами они назвали это «коммунистическим субботником».
Подобное же явление отмечалось в табасаранском с. Пилиг. Там колхозники, полностью закончив уборку своего урожая, узнали, что у их товарищей, колхозников кайтагского с. Пиляги, урожай с одного поля остался неубранным. Рано утром все трудоспособные пилигцы дружно приступили к уборке урожая. Когда пришли хозяева, уборка уже приближалась к концу.
Точно так же поступили колхозники с. Ниграс с уборкой урожая с. Куярки. . •
Похожую историю мне рассказывали иве. Аркит. Аркитцы не успели справиться с уборкой урожая, и колхозники с. Рушуль, уже закончившие свои уборочные работы, -вызвались’ им помочь. Аркитцы устроили им торжественный прием, с музыкой, после чего все вместе быстро справились с уборкой урожая.
Примечательно во всех этих примерах тесное, органическое переплетение древних традиций взаимопомощи с новым, коммунистическим отношением к труду.
* * *
В Хучни мне пришлось побывать на митинге, а позже — на пленуме РК КПСС, где я тоже выступал. И там, и здесь я заметил, что почти все выступавшие говорили по-азербайджански, хотя большинство присутствующих были табасаранцами, да и Хучни — табасаранское селение, райцентр Табасаранского района. На мой вопрос об этом мне ответили, что и на митинге, и на пленуме присутствовали представители нескольких нижнетабасаранских сел, где говорят по-азербайджански и не понимают табасаранского языка. Выступая на азербайджанском языке, ораторы-табасаранцы как бы выражали свое уважение братьям по труду — колхозникам-азербайджанцам. Эта, на мой взгляд, выразительная деталь — реальное проявление сплоченности и взаимного уважения, выработавшихся у трудящихся всех национальностей нашей страны за годы Советской власти.
Жители этого селения сообщили мне, что во время ремонта дороги была случайно вскрыта могила. Я не преминул обследовать погребение. Рядом с останками человека находились остатки железных боевых доспехов, железная сабля, железный щит с острыми зубцами и с медными деталями, часть цепи из железных и медных звеньев, глиняная миска. К сожалению, погребение было повреждено. Все же меня удивила относительно хорошая сохранность металла.
По преданию, селение основано переселенцами из с. Хурик. Первыми поселились на этом месте тухумы Сардар и Устияр, вскоре прибыли и тухумы Касияр и Камхияр. Тухумы эти существуют и сейчас, кроме того, называя имя человека, в Хустиле часто указывают и на его тухумную принадлежность, чтобы точнее определить, о ком идет речь.
Земли, на которых поселились тухумы Сардар, Устияр и др., принадлежали жителям с. Дюбек. Около полувека поселенцы платили ежегодную дань коноплей жителям Дюбека. Однако в конце концов они стали уклоняться от уплаты. На этой почве произошло несколько стычек с дюбекцами, в результате которыххустильцы отстояли свое право не платить никакой дани.
* * *
Любопытен один свадебный обычай, наблюдавшийся в Хустиле. Ночью накануне свадьбы у невесты собираются девушки и приносят ей очески шерсти для набивки матраца, кур, яйца, кисеты и т. п. для подарка жениху. Весь этот обряд в ночь накануне свадьбы называется «кизляр геже» (т. е. «девичья ночь»).
Самая большая достопримечательность Хустиля — пещера Дюрк. Что означает это слово — не знает никто. Пещера издавна считается священной. В литературе уже высказывалось мнение, что, по-видимому, именно ее имел в виду арабский путешественник XII в. Абу-Хамид ал-Гарнати, когда писал о священной пещере в Табасаране. Он связывал ее с Масламой — арабским наместником Дербента.
Однако, по местному преданию, первым, кто провозгласил святость пещеры, был некий Меген-Шейх из Верхнего Дагестана. С тех пор пещера превратилась в популярную зиярат-хана. Примечательно, что жители окрестных сел совершают туда паломничества довольно редко. Зато бывают паломники, из других мест. Кроме чтения молитв, паломники режут жертвенных баранов, раздают садакъа, жертвуют зиярату паласы и ковры.
Пещера представляет собой два довольно просторных зала, сильно заглубленных, соединенных друг с другом и с внешним миром узкими лазами (внутренний расширен). Образовалась она, по-видимому, вследствие оседания части горных пород, •— что указывает на постоянно грозящую опасность обвала. Кроме того, оба лаза выводят на довольно высокие обрывающиеся вниз стены (сейчас посетители проникают туда только по приставным лестницам) — все это, на мой взгляд, делает маловероятным предположение об использовании пещеры для обитания первобытными людьми в древности.
Полу пещеры грубой подтеской придана горизонтальность, стены тоже кое-где выровнены, зато своды «потолка» нависают многотонными глыбами, грозя вот-вот обвалиться. А ведь в пещере бывают посетители, иной раз даже ночуют…
Стены пещеры на высоту роста человека недавно были грубо обмазаны цементом; этот «ремонт», возможно, навсегда скрыл от человеческого взора эпиграфику, т. е. надписи, накопившиеся за 800 лет (ведь такие надписи не редкость в подобных местах).
Мне передавали, что сейчас в пещере соблюдается элементарный порядок — в момент же моего посещения (август 1962 г.) она имела довольно запущенный вид.
Кое-кто, используя темноту паломников, извлекает определенную прибыль.
Что же делать с пещерой Дюрк? За восемь веков она превратилась в своеобразный памятник, да и как явление природы она представляет интерес. С другой стороны, нельзя безучастно относиться к спекуляции на темноте и отсталости некоторых наших граждан и, наконец, к угрозе обвала.
На мой взгляд, разумнее всего было бы сохранить пещеру Дюрк, но взять ее под общественный контроль. Превратили же в Ленинграде Казанский собор из «крепости православия» в Музей религии и атеизма и интересный архитектурный памятник!
Пусть же верующих паломников заменят туристы, а подозрительных религиозных «активистов» — инструкторы по туризму, гиды и представители молодежных организаций! А за сохранностью пещеры могут наблюдать органы местной власти.
Первое, что бросилось мне в глаза в Арките, — это необычная языковая ситуация. Везде звучали, смешиваясь, табасаранский и азербайджанский языки (кроме того, и лезгинский, и русский языки). Жители считают себя табасаранцами и неплохо понимают своих соседей из табасаранских аулов Бурганкент и Хуряг. Однако в обиходе, дома они пользуются азербайджанским языком, в школе обучение также ведется на азербайджанском. Вообще чувствуется здесь тяга к овладению этим языком. Смешанные браки тоже способствуют этому: например, если один из молодоженов (безразлично – жених или невеста) азербайджанец, то и на свадьбе, и в возникшей семье чаще говорят на азербайджанском языке.
Впрочем, считать бытующий в Арките язык азербайджанским можно лишь с определенной натяжкой: он сплошь пересыпан табасаранскими словами и оборотами. Такое «смешенье языков» буквально в каждой сказанной фразе весьма нетипично: обычно в многоязычных аулах любой диалог идет на каком-то одном языке, и если участники разговора переходят постепенно на другой язык, то делают это полностью (без смешения слов).
На вопрос о причине смешения языков определенного ответа я не получил. Было высказано мнение, что это началось со времен бека Бейбалы, который пренебрегал табасаранским языком и принуждал аркитцев говорить по-азербайджански.
Бейбала (или Бекбала) — наиболее запомнившийся аркитцам феодальный владетель. Сельчанам запомнился произвол, который он чинил в Арките. Зависимые от него крестьяне несли различные повинности вплоть до обработки бекской земли. До сих пор в Арките сохранилось предание, что за плохо обработанную землю бек заставлял крестьянина ложиться на нее и наносил до ста ударов шашкой плашмя.
В отношении же независимых тухумов бек также чинил произвол. По другому преданию, в тяжбе за землю он одержал верх над тухумом Саидовых, выселил их, а в их жилищах устроил конюшни.
Как это нередко случалось, в старом Дагестане ар-китцы часто вели междоусобную борьбу с соседями из-за спорных земель. Особенно памятны междоусобные стычки с с. Ушнуг. Как считали аркитцы, ушнуг-цы ежегодно отрезали по небольшому клочку от их земель. Каждый раз это приводило к кровавым схваткам.
О местности Сенгер сохранились глухие предания: ее связывают со сражением здесь против иноземцев, однако подробностей выяснить не удалось. Здесь же находится камень, на котором, по преданию, остался след коня пророка Мухаммеда (весьма распространенный сюжет, бытующий и в Средней Азии, и на Ближнем, и Среднем Востоке).
Предание о возникновении аула Аркит повествует, что основан он выходцами из других селений: Аб-дуллой из с. Гасик, Айдемиром из с. Хурик, Расулом из с. Рукат, Гаджимурадом из с. Цалак и др. Последние два селения ныне не существуют. Вокруг Аркита находятся также развалины селений Хангер, Гумгит, Даграрик, Мехлерих. Причиной оставления всех названных селений предание называет нашествие змей, которые якобы даже падали с неба, как дождь. Это предание очень распространено в Табасаране и в некоторых других частях Дагестана. Возможно, оно и содержит какое-то зерно исторической истины. Отметим попутно, что в Арките оно легло в основу фантастической сказки о легендарной змее, за один день отравившей все население брошенных аулов (!).
Основание селения аркитское предание относит ко времени около четырех веков тому назад. Один из информаторов (кадыр) утверждает, что на месте нынешнего Аркита прежде, по преданию, жили армяне.
По-табасарански селение называется Рушвил. Его основали переселенцы из аулов Вечрик, Куркак, Хву-га-раццар и Мяхляр. Два последних аула ныне заброшены, причиной этого предание считает нашествие змей.
Существует предание, якобы девушки Хвуга-рац-цар ни в чем не уступали мужчинам: были очень трудолюбивы и неутомимы, а в моменты военной опасности выступали на защиту села наравне с мужчинами.
* * *
Население Рушуля делилось на тухумы Махмудар (выходцы из Куркака), Моллияр (выходцы из Вечри-ка), Ненияр, Гатнар и Генияр. Последние два тухума считались наиболее влиятельными.
Рушульцы были зависимы от аркитского бека Бейбалы. По преданию, когда Бейбала появлялся в Ру-шуле, никто не имел права стоять на улице и тем более заговаривать с беком — бекские люди сейчас же бросались бить таких сельчан.
Селение это называют также Цанаг, Чанаг, находится оно в котловине, отсюда и его название («чанаг»—ковш). По преданию, Цанаг основан переселенцами из-под Дербента около трехсот лет тому назад, и население его искони говорило по-азербайджански.
В двух с половиной километрах к востоку от Ца-нага находятся остатки крепости, расположенные на площади в полгектара; называется она «Кала». Местные краеведы, основываясь на преданиях и на характере керамики, считают, что она была населена около пятисот— шестисот лет тому назад. Крепость’контролирует пути в селения Цанаг, Ружник, Фиргиль, Аркит, Ушниг. Кому она принадлежала, выяснить не удалось.
Есть другие предания. Они говорят о битве между местным населением и татарами в местности Малаш-кур.
Местами битв население считает местности Маш-хур, Гаратиком, Секер, однако предание не называет сражавшихся сторон.
Население Цанага делилось на раятов и свободных крестьян. Последние составляли тухум «шахов» (35—40 хозяйств), кроме того, были тухумы Чанга, Миллети и др. Расселялись тухумы отдельными кварталами.
Селение было зависимо от аркитских беков. Представителями бекской власти непосредственно в Цана-ге были кавхи. Предание помнит совместное правление двух кавхов—аркитского Бейбала-бека-Сефербея и Мазака. Примечательно, что эта должность стала наследственной.
Поделиться
15 Дек 2017 г.
Деревянный мост в Джули
Мар 2019 г.
Крепость семи братьев и одной сестры
Мар 2019 г.
Перед этим: Дагестанские водители. Холодный Избербаш. Каспийское море и Самурский лес. #1 В планах на сегодня было добраться до селения...
Янв 2019 г.
Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является Хучни Одним из древних не только табасаранских, но и...
Окт 2018 г.
Чудеса территориальные Как я уже писал, Дагестан – это обитель множества народов. Республика говорит на примерно тридцати (!) разных языках...
Окт 2018 г.
У табасаранцев обряд вызова дождя отличался многовариантностью. Р.И. Сефербеков в книге «Аграрные культы табасаранцев» привел сводку 47...
Дек 2017 г.
Комментарии к статье