Поделиться
15 Ноя 1997 г.
Оглядываясь на свой жизненный и творческий опыт, Цадаса говорил, что этот путь пересек рубежи двух веков, двух формаций, двух эпох. И шел поэт по жизни путем не проторенным. То была «тропа Гамзата», которую он выстрадал всем существом своего таланта, интеллекта, характера. То была тропа самозащиты и самоутверждения. А защищаться поэту доводилось от попыток привязать его имя к «чуждым средам» и уличить в мировоззренческой узости, от вульгаризации его реализма и опошления стиля, от догматизации творческого пафоса. Ложная социологизация искусства сковывала огромные возможности гамзатовской поэтики, в эстетическом и этическом арсенале которого были накоплены богатейшие резервы сатиры и юмора, иронии и смеха. Однако поэт и его стиль выстояли. Словом и делом отстоял Цадаса свой выбор и свою тропу. В этом и состояло счастье гражданской и творческой судьбы поэта.
Семьдесят четыре года прожил Цадаса и шестьдесят из них отдал делу становления и развития родной аварской поэзии и всей дагестанской литературы, В общественное сознание поэт вошел как непревзойденный мастер сатиры и юмора, талантливый баснописец и драматург, создатель эпических поэм и лирических стихов, незаурядный переводчик и исследователь национальной словесности, С его именем связано становление в национальной литературе целого ряда новых жанров, утверждение в ней принципов и традиций реалистического искусства слова. На протяжении многих десятилетий Цадаса оказывал огромное воздействие на формирование духовного облика и эстетических вкусов горского читателя.
Цадаса родился 21 августа 1877 года. Родина его – с. Цада Хунзахского участка Аварского округа. Отсюда и псевдоним поэта — Цадаса, что означает «из Цада». Родители будущего поэта — Юсупил Магома и Бегун — из рода неимущих узденей. Гамзату было 7 лет, когда умер отец. Вскоре покинула свет и тяжелобольная мать. «Среди семи платков я один носил папаху», — писал поэт, вспоминая о себе и сестренках, осиротевших вместе с ним.
Опекун определил мальчика в примечетскую школу-медресе. Двадцать лет скитался Гамзат из аула в аул, «охотясь за наукой», и накопил обширные знания по богословию, логике, этике, мусульманскому праву, по некоторым дисциплинам естествознания. Поэт преуспел в области грамматики, лексики, стилистики арабского языка, освоил законы восточного стихосложения, получил доступ к богатейшим литературным, историческим и философским сочинениям мусульманского Востока.
Не менее основательной и плодотворной была жизненная школа Цадасы. Ему довелось выезжать на отхожие заработки, работал на строительстве железной дороги в Грозном, на кирпичном заводе во Владикавказе, заготовлял лес в Тляратинских горах. Науку жизни поэт постигал в годы многолетней службы в качестве сельского дибира, шариатского судьи, муалима духовной школы. Начало творческой биографии Цадасы относится к 1891 г., когда четырнадцатилетний юноша сочинил и обнародовал первое самостоятельное стихотворение, известное под наименованием «Собака Алибека». В первом же творческом опыте будущего поэта было обнажено ироническое отношение к действительности в лучших проявлениях и приемах народной смеховой культуры. Как подтвердил весь творческий путь поэта, именно в сатире и юморе наиболее рельефно выразилась верность правде жизни. В них же – нравственный и демократический пафос творчества поэта. Принципам правды и справедливости Цадаса остался верен на всех этапах творческого пути — как до 1917 года, обозначившего начало ломки социального и духовного уклада общества, так и все советские десятилетия, когда литература жила в состоянии войны со старым миром и в напряженном созидании нового общества.
Можно без преувеличения сказать, что немного — и не только в дагестанских литературах — художников слова, которые бы с такой непримиримостью и убежденностью вели борьбу с неправдами и мерзостями реальной жизни, с предрассудками и пережитками, с невежеством и косностью, со злом в окружающем мире, как это делал Цадаса. До сих пор жив в памяти аварцев старшего поколения сборник сатирических стихов Г.Цадасы под красноречивым названием «Метла адатов» /»ГIадатазул жул, 1934/, в котором поэт проявил поразительную разборчивость в половодье традиционной национальной культуры, в подлинно народном и псевдонародном в его потоках.
Вместе с тем поэт метко подмечал и развенчивал пороки нового строя, порождения бюрократизма и комчванства, грубейшие искривления и злоупотребления, обывательщину и головотяпство. В сущности в поэзии Цадасы создавался своего рода совокупный сатирический образ новоявленного советского мещанина и приспособленца, подхалима и карьериста. Сама жизнь – по сути героическая и во многом трагическая – заставляла художника смотреть на себя, не отводя глаз от самых возвышенных и до самых низменных ее сторон. Отсюда и борьба Цадасы, и «за» и «против», что, собственно, и составляет природную основу искусства как такового.
Надо сказать, что борьба эта была предметной, действенной, она не сводилась к голому проповедничеству. Смех Цадасы всегда был очистительным и по сей день остается таким. Не случайно Цадаса называл себя лекарем. В самые переломные периоды жизни родного края национальный поэт сумел чутко прислушаться к биению пульса своего народа. Он становится не просто сторонним сочувствующим, а поэтическим глашатаем обновления в горах. Поэт сотрудничает в органах народной власти, работает членом и председателем Аварского окружного шариатского суда, председателем продовольственного комитета и комиссаром народного хозяйства Хунзахского района, секретарем и редактором областной аварской газеты «Красные горы», секретарем Хунзахского районного и окружного исполкома. И это была школа жизни высшей степени, с которой связана более содержательная и более вдохновенная полоса творческой и жизненной биографии народного поэта.
В поэзии Г, Цадасы нового времени романтика действительности и подвига соизмерялась с переделкой человеческого материала, с закалкой людей, с совершенствованием личности. В этом состояли нравственные начала гамзатовской поэзии, и особенно ярко они проявились в творчестве военных лет. Как говорится, сухим держал Цадаса свой поэтический порох. А когда настал час, поэт приравнял перо к штыку. И сражался поэт не только стихом. Ездил по воинским частям, побывал на передовой, выступал на антифашистских митингах… Цадаса отправил на фронт двух своих сыновей, и они пали смертью храбрых — один в Севастополе, другой — под Сталинградом. Поэт вел обширную переписку с фронтовиками. Он стал инициатором создания периодического печатного органа для общения фронта с тылом. «Дагестан – своим фронтовикам» – так называлась газета, ставшая в те незабываемые годы явлением неповторимым, уникальным.
Незаурядной была личность Г. Цадасы, незаурядным был его талант. Они и принесли поэту всенародное признание. В 1934г. Цадасе, «как старейшему поэту, любимому широкими массами трудящихся горцев», присваивается только что учрежденное почетное звание народного поэта Дагестана. Тогда же поэт избирается членом ДагЦИКА, членом Союза писателей СССР. Цадаса принимает участие в работе первых Вседагестанского и Всесоюзного съездов советских писателей. Имя и дела Цадасы становятся достоянием всесоюзного читателя. В 1939 г. он в числе виднейших советских писателей удостаивается ордена Трудового Красного знамени, в 1944 и 1947 гг. — орденов Ленина. В 1950 народному поэту присуждается Сталинская премия. Цадаса избирается депутатом Верховных Советов ДАССР и СССР.
Он был народным поэтом в самом глубоком, широком и истинном смысле этого понятия. «Я поэт, рожденный народом, и оружие у меня, отточенное народом. И библиотекой у меня был народ, и аудиторией у меня был народ. У народа брал, народу отдавал», — говорил поэт в 1950 г., выступая перед избирателями.
11 июня 1951 г. после тяжелой и продолжительной болезни Гамзата Цадасы не стало. С той поры истекло более 45 лет. Но жива память о нем. Имя Цадасы носят Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Аварский государственный музыкально-драматический театр, Гоцатлинский художественный комбинат, колхозы, школы, улицы. Бескрайние просторы мирового океана многие десятилетия бороздит теплоход, на борту которого начертано «Гамзат Цадаса». В маленьком аварском ауле Цада, расположенном у подножия скалистых обрывов на высокогорном Хунзахском плато, в скромной горской сакле, сложенной из простого местного камня, там, где родился и провел многие десятилетия жизни Гамзат Цадаса, вот уже пятый десяток лет функционирует Государственный литературно-мемориальный музей дагестанского поэта. А у главной площади столицы Республики Дагестан на вечном гранитном основании высится бронзовый бюст поэта. Здесь покоится его прах, здесь могила Гамзата Цадасы. Творческое бессмертие — удел истинных талантов и действительно крупных личностей. Гамзат Цадаса с нами всегда, он нам нужен и сегодня, и завтра. Он современник каждому новому поколению. И сегодняшний читатель находит в его наследии опору в борьбе за правду, справедливость, достойную жизнь.
Поделиться
15 Ноя 1997 г.
Передо мною во все стороны раскинулся аул Цада. Я стою на веранде родового гнезда Гамзатовых, и точно над вершинами гор разлетаются...
Дек 2020 г.
Стихи Расула Гамзатова на аварском языке Расул Гамзатов — Мама По-русски «мама», по-грузински «нана», А по-аварски — ласково «баба». Из...
Окт 2019 г.
Текст песни на языке оригинала Къункъраби Дида ккола, рагъда, камурал васал Кирго рукъун гьечIин, къанабакь лъечIин. Доба борхалъуда хъахIил...
Окт 2019 г.
В августе 1965 года, спустя 20 лет после завершения войны, советская делегация представителей культуры посетила памятные мероприятия в японском...
Июл 2019 г.
Гамзат Цадаса – классик дагестанской литературы, самый острый ум Аварии, баснописец, в совершенстве владевший языком Эзопа, драматург,...
Мар 2019 г.
Почему люди читают стихи? Потому что слово настоящего поэта, наполненное внутренней музыкой и гармонией способно порой сказать больше, чем...
Апр 2008 г.
Комментарии к статье