Согратль — один из центров арабо-мусульманской культуры в Дагестане

0

Поделиться

04 Окт 1997 г.

Ислам проник сюда позднее, без участия завоевателей из мусульманских стран, мирным путем. В роли миссионеров выступали в тот период в горных районах преимущественно дагестанцы. Были миссионеры и из мусульманских стран.

Здесь, как и всюду, с утверждением ислама открылись мечети и религиозные школы. Затем возникло несколько медресе – мусульманские школы высшего типа. Все эти очаги выполняли в тех условияx культурно-просветительские функции. Наряду с религией на уровне арабо-мусульманских традиций в медресе изучали философские, естественные и гуманитарные науки. В Согратле наибольшей популярностью пользовались медресе Шапи-Гаджи, окончившего самое почетное в мусульманском мире учебное заведение — Аль-Азхар в Египте, Махти-Мухаммеда и шейха Абдурахмама-Хаджи. По преданию, в них обучалось по 150-200 человек в год. Среди них были и такие, которые закончили у себя медресе и приезжали для усовершенствования образования, в том числе лакцы, даргинцы, лезгины.

Здесь совершенствовали свое образование такие известные ученые, как Мухаммад из Кудутля, Муртуз-али – сын Сурхай-хана, Али Каяев и другие. Многие путешественники из стран мусульманского Востока отмечали, что в этом селе было много крупных ученвх и богобоязненных людей: «Этот аул впереди дагестанских аулов в отношении благосклонности и добрых деяний».

Среди ученых Согратля наибольшую известность имели Алириза – учитель Мухаммада из Кудутля, считающегося, по словам дагестанских алимов и выдающихся отечественных востоковедов, академиков Френо, Дорна, Крачковского, Генко и других учителем дагестанских ученых, Махти-Мухаммад, Шайтан-Абдулла, Ибрагим-дибир, Абдурахман-Хаджи и его сыновья Гаджимухаммед и Ахмед.

Об Алиризе мы пока ничего существенного не знаем. Махти-Мухаммед и Шайтан-Абдулла совершенствовали свое образование у Махада из Чоха, известного как знатока мусульманских естественно-научных традиций. После окончания медресе в Дагестане он побывал в арабо-мусульманских научных центрах, открыл и по возвращении открыл медресе в родном Чохе, где многие дагестанцы совершенствовали свои знания. В работе с теми, кто приезжал к нему, Махад главное внимание уделял изучению астрономии и математики, поддерживал и популяризировал идеи великого узбекского астронома Уллугбека. Уллугбека. Подобно Улугбеку, Махад и его ученики составляли астрономические календари и таблицы «зиджи». Шайтан-Абдулла — одаренный ученик Махада, приобретший известность как астроном и математик. Гасан из Алкадары пишет в «Асари Дагестан», что Абдулла обладал большими способностями в математике и астрономии «предсказывал некоторые явления, в частности, время лунного и солнечного затмения и характеризуя Абдуллу, другой выдающийся ученый из Дагестана Али Каяев отмечал, что он «упорно занимался «зиджами» Улугбека и их комментариями… Он стал первым из учителей «зиджа» («зидж-муалим») своего времени. Своими знаниями в этих науках Абдулла достиг такой популярности в народе, что суеверные люди были уверены, что он имеет дело с нечистыми духами, и прозвали его Шайтан-Абдуллой. По преданию, его личная и семейная жизнь была неудачной: слишком увлекался спиртным, что сказалось на семейных отношениях и взаимоотношениях с родными и сельчанами.

В народе ходят невероятные легенды о его способностях, и нельзя воспринимать их без соответствующего анализа. Так, передают, что Абдулла мог превратить неживое в живое, предсказывать будущее: предсказал сожжение Согратля, постройку шоссе на Казикумух, час убийства второго имама Дагестана Гамзат Бека и т.д. Несомненно, на основе работ Улугбека он мог определить время затмения Солнца и Луны, объяснить некоторые другие «необыкновенные» явления природы, но предания о пророчествах Шайтан-Абдуллы — скорее всего мифы, созданные воображением суеверных людей.
Говоря о научной мысли в Дагестане, следует иметь в виду, что здесь, как и во всем мусульманском мире, вплоть до начала XX века во многих отношениях отмечался застой. Дагестан не мог тогда перепрыгнуть через свои объективные исторические условия. Поэтому антиисторично и необъективно подходить к оценке научных достижений Дагестана по мерке передовых европейских стран конца XIX -начала XX веков. В развитии мусульманских стран, в том числе Дагестана, имелись свои особенности, этапы и темпы, обусловленные их историческими условиями. Наоборот, в средневековье научная мысль в арабо-мусульманских странах была намного выше, чем в нынешних передовых странах Европы. Проникнув через Андалузию, она изумила Европу своими достижениями и подготовила европейский Ренессанс — Возрождение.

Одаренным ученым и мыслителем был Махти-Мухаммед из Согратля (умер в 1837 г.). Али Каяев считает его «самым крупным из дагестанских муалимов и самым упорным среди них». Он хорошо знал математические науки, в первую очередь астрономию, и имел труды по ним. Но наиболее сильной стороной его творческой деятельности была философия. Не случайно Каяев считает его наиболее выдающимся философом и знатоком греческой философии. Он был среди самых первых, кто распространял в Дагестане греческую философию, логику, астрономию и другие науки. Передают, что он перевел с греческого на арабский язык ряд работ Платона и Аристотеля. Поэтому во многом прав дагестанский алим Халим-эфенди из Караха, писавший: «Если бы не было Махти-Мухаммеда, то в Дагестане философия не оставила бы столь заметные следы».

Махти-Мухаммед был влиятельным общественным деятелем и принимал активное участие в политических событиях. Об этом свидетельствует и его продолжительная дискуссия с известным ученым, поэтом и богословом Саидом из Аракани. Последний пользовался большой популярностью как среди дагестанских ученых, так и среди представителей царской администрации. Он служил советником у крупных дагестанских феодальных властителей, поддерживал царизм и его политику в Дагестане, за что получал солидную пенсию у царя. Саид из Аракани выступал против движения горцев и имамов. Это было обусловлено либо его воззрениями, а таких среди ученых и богословов Дагестана было немало, либо тем, что был обласкан царскими властями. Выступая против Саида из Аракани в дискуссии, Махти-Мухаммед поддерживал горцев в их борьбе против феодалов и царизма.

Касаясь этой дискуссии, Али Каяев писал: «Согласно рассказам, спор в устной форме заканчивался победой Араканского, в письменной форме — Махти-Мухаммеда». Мы предполагаем, что здесь речь идет не о социальном содержании споров, а об их форме. Вращавшийся среди верующих, обладавший поэтическим и дипломатическим даром, Саид мог отличаться красноречием. Простые горцы не могли вникнуть в социальную сущность идей, возможно, такой вопрос и не стоял перед ними.

Те небольшие сведения, которыми мы располагаем, и народные предания свидетельствуют о том, что Махти-Мухаммед был незаурядным ученым и мыслителем. По словам А.Каяева, он оставил работы по различным наукам. В его капитальной рукописи «Таихид ал-улюм» («Введение к наукам») содержались определения предметов и задач наук, сведения об их достижениях, имея в виду ознакомить людей с ними. Махти-Мухаммед имел одно из лучших медресе в Согратле, некоторое время был мударисом в Акушах, Цудахаре.

Популярность Согратля как одного из важнейших центров арабо-мусульманской культуры подняла на новую ступень семья шейха Абдурахмана-Хаджи, давшая Дагестану ряд выдающихся деятелей науки и культуры: Гаджи-Мухаммеда, Ахмеда, Мухаммед-Хаджи. У шейха Абдурахмана-Хаджи обучались муталимы из многих регионов Дагестана, а также мюриды тариката. Некоторое время в его медресе работал его старший сын Гаджи-Мухаммед — выдающийся ученый, мыслитель, поэт, один из наиболее преданных сторонников движения горцев. После поражения движения он служил советником и воспитателем детей шамхала Тарковского.

Второй сын Абдурахмана-Хаджи – Мухаммед-Хаджи был объявлен имамом восставшими в 1874 году и казнен царскими властями. Он был мусульмански образованным человеком, который работал в медресе отца мударисом.

По преданию, Ахмед был наиболее одаренным сыном Абдурахмана — Хаджи. Он побывал в странах мусульманского Востока в целях совершенствования знаний и по пути домой остановился в Закаталах, где по просьбе жителей работал мударисом. И через несколько лет умер от тропической малярии. На его могиле возведен мавзолей, почитаемый закатальцами.

Педагогическую работу в разных аулах Дагестана вели братья Абдурахмана-Хаджи – Салим-дибир и Давуд-диби, его внук шейх Али. Последний продолжительное время работал в медресе Кумторкалы и был, по словам Каяева, популярным ученым.

Как видно из изложенного, Согратль сыграл большую роль, в распространении мусульманской учености и образования в Дагестане. Сложившиеся веками общественно-политические, научные и культурно-просветительские традиции села послужили основой для интеллектуального развития согратлинцев. Этот аул и сегодня остается известным очагам культуры в Дагестане. Отсюда вышли крупные общественные и государственные деятели, офицеры, ученые.

, раздел: Статьи

Автор: Магомед Абдуллаев, профессор / Источник: "Дагестанская правда"
0

Поделиться

04 Окт 1997 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля