СОГРАТЛЬ – «РОДНИК УЧЁНЫХ»

«Селение Согратль – родник учёных, благочестивых, поклоняющихся, смельчаков, ювелиров, потомственных кузнецов. В Дагестане во всех этих делах нет селения равного ему» - так писал о селении Согратль известный дагестанский учёный  Абдурахман из Газикумуха в своей  «Книге воспоминаний»[1].

Научный интерес к данному селению был вызван тем, что оно известно как центр организации отпора нашествию иранских полчищ Надир-шаха и место их поражения, а также как один из центров образованности в Дагестане[2].

О происхождении названия селения у согратлинцев наиболее распространена следующая версия: «Сел» на местном диалекте означает крутое, овражистое, малодоступное место, отсюда и первоначальное название их селения – «Салукъ»[3]. Труднодоступное место было избрано первопоселенцами Согратля не случайно: времена были неспокойные, и люди в полной мере ощущали тяжесть феодальных междоусобиц и раздробленности.

Раньше на данной территории было около трёх десятков хуторов и селений. Большинство из них в настоящее время представляют собой развалины. Однако некоторые селения существуют поныне. К таким относятся: Пиридулмахи («Хутор молнии»), Обоноб (от названия растения), Гургул-Раала (по одним объяснениям – «Вершина ветра», по другим – «Вершина Георгия»), Рухти-раала, Хурутль («Урожайное место»), Карзада, Асунав, Цукоб, Кудаб-нухала («Большая пещера»), Хициб, Безело, Рухи-чудала[4]. Для безопасности часть хуторов объединилась в один аул, расположенный в труднодоступном укреплённом месте.

Существует предание, что в период объединения этих хуторов в единый аул Салукъ (нынешний Согратль) его жители исповедовали христианство грузинского толка. Называют даже имя грузина-феодала Митли, который жил на окраине селения (отсюда и название этой территории – «Митлиб»)[5].

Первого проповедника ислама в Согратль, по преданию, прислал из Кумуха сам легендарный Абумуслим. Согратлинцы, однако, убили этого посланца. Но через некоторое время они всё же были вынуждены принять ислам. Якобы из-за того, что они приняли ислам добровольно, Абумуслим не поставил над ними «хана» - таким путём Согратлинское общество сохранило независимость[6].

Позднее Согратль стал крупнейшим центром арабоязычной культуры в Дагестане. Здесь был сформирован крупный учебно-научный центр с несколькими медресе, богатейшей библиотекой, переплетной мастерской.

Здесь совершенствовали свои знания выходцы из многих краев Кавказа. Прошедшие здесь обучение получали право на продолжение учёбы в общемусульманском центре образования в Каирском университете Ал-Азхар.

В этом селении было несколько медресе, пользовавшихся большой популярностью в Дагестане. Среди них выделялись медресе Шафи-Хаджи, окончившего самое почетное в мусульманском мире учебное заведение Ал-Азхар в Египте, медресе Махди-Мухаммада и Абдурахмана-хаджи. В них обучались в среднем по 150-200 человек в год. Туда приезжали со всех концов Дагестана, главным образом для совершенствования мусульманского образования[7].

В Согратлинском школьном музее собрана крупная рукописная коллекция (около 600 единиц), которая включает в себя сочинения, имевшие хождение в XVII-XIX вв. в Дагестане известных арабских и дагестанских авторов, таких как: ал-Газали, Салих ал-Йамани, ан-Навави, Ибн Хаджар ал-Хайтами, Абдаррахман ал-Казвини, аз-Занджани, Халид ал-Азхари, ат-Тафтазани, Юсуф ал-Ардабили, Джалалуддин ас-Суйути, Хасан ал-Кудали, Абубукар ал-Аймаки, Ша‘банилав ас-Сугури, Мухаммад Мирза ал-Аймаки, Татилав ал-Карати, Дауд ал-Усиши, Ибрахим ал-Уради, Мухаммад-Тахир ал-Карахи, Мухаммад ал-Йараги, Муртада‘али ал-Уради, Шу‘айб ал-Ури, Хаджи Хасан ал-Гумуки, Махди Мухаммад ас-Сугури, Абдурахман-хаджи ас-Сугури, Мухаммад ас-Сугури, Наджмуддин ал-Хуци, Абдаллах ас-Сугури и др.[8]

В коллекции имеется ранее неизвестное произведение Абдурахмана-хаджи ас-Сугури – «Маса’ил сугурийа» (Вопросы и ответы по мусульманскому праву) и стихотворение, посвящённое событиям эпохи Шамиля.

Коллекция очень богата по своему тематическому содержанию: грамматика арабского языка, мусульманское право, поэзия, логика, суфизм, комментарии к Корану, хадисы, теология, астрономия и т.д. Хронологически сочинения охватывают XVII-XX вв.

В коллекции несколько сочинений по грамматике арабского языка: «Ал-Фава’ид ад-Дийа’ийа» («Дийааддиновы полезности») – одно из самых популярных в мусульманском мире учебных пособий по арабской грамматике для медресе. Автор трактата – ‘Абдурахман Джами (1414-1492) – учёный, мистик, поэт – посвятил его своему сыну Дийаддину. Другое, не менее популярное сочинение в Дагестане «Унмузадж» («Образец синтаксиса») известного богослова, законоведа, филолога XII в. аз-Замахшари (1083-1144) – одного из основоположников арабской грамматической школы, который долгое время жил и работал в Хорезме[9]. Среди комментариев на «Унмузадж» особой популярностью пользовался труд, составленный Мухаммадом ал-Ардабили (ум. 1626).

Имеется грамматическое сочинение – «Изхар ал-асрар» - учебник по синтаксису арабского языка Мухаммада Ибн Пир ‘Али Мухйиддина ал-Биркави (ум. 1573)., «Ми’ат ‘амил» («Сто управляющих частиц») – сочинение Абу Бакра ‘Абдалкахира ибн ‘Абдаррахмана ал-Джурджани (ум. 1087) по синтаксису арабского языка[10]; «Шарх тасриф ал-максуд» Мухаммадтахира ал-Карахи (1809-1880) – толкование в стихах грамматического сочинения «Тасриф ал-‘Иззи» ‘Изаддина аз-Занджани; «Марах ал-арвах» -  Ахмада ибн Али ибн Мас‘уда (начало XV в.)[11]; имеется комментарий, популярный в Дагестане, написанный ат-Тафтазани на «Талхис ал-Мифтах» под названием «Аш-Шарх ал-Мухтасар»; сочинение известного арабского учёного, жившего и работавшего в Багдаде - ‘Изаддина Абу-л-Фада’ила ‘Абдалваххаба аз-Занджани под названием «Дийа ал-кулуб ли ман назара ‘ила джилаи кулуби». Сочинение переписано в 1249/1833-34 г. Переписчик Мухаммад б. Кади Мухаммад ас-Сугури.

В коллекции имеются также сочинения по логике, такие как: «Шарх ал-Исагуджи», составленный Хисамаддином ал-Кати (ум. 1359) – это комментарий на «Китаб ал-Исагуджи» - трактат по логике философа и астронома Асир ад-Дина ал-Абхари (ум. 1265).

Поэзия, адаб представлена комментарием Ибн Хаджара ал-Хайтами (ум. 1565) под названием «Ал-минах ал-маккийа» («Мекканские дары») на поэму знаменитого египетского поэта XIII в. ал-Бусири (ум. 1294). «Ал-касыда ал-хамзийа», посвящённая восхвалению достоинств Пророка[12]. Имеется сборник стихов Наджмуддина ал-Хуци (Гоцинского). Дата составления сборника 1345/1926-27 г. Имеется работа по стихосложению Махди Мухаммада ас-Сугури. Дата переписки – 1282/1865-66 г.

Астрономия представлена сочинением «Таквима мухталифа» ‘Абдаллаха ас-Сугури.

По мусульманскому праву имеются следующие сочинения: «Китаб минхадж ал-фикх» или «Минхадж ат-талибин». Автор – Абу Закарийа Йахйа ибн Шараф Мухйиддин ан-Навави (1233-1278) – знаменитый арабский правовед, хадисовед и биограф, который принадлежал к числу лиц, знающих наизусть Коран и являлся также автором трудов в различных областях знаний[13]; комментарий на сочинение Йусуфа ал-Ардабили (ум. в конце XV в.) «Ал-анвар ли а‘мал ал-абрар» («Лучи для деяний праведных») или просто «Анвар». В сочинении даётся обобщение данных крупнейших представителей шафиитского толка; «Китаб ал-анвафи фикх» - автор Йусуф Ардабили.

Характерной особенностью всех дагестанских частных и общественных коллекций является наличие в них коранической литературы. Не исключение и согратлинская коллекция. В ней имеется несколько Коранов, тафсиров (комментариев к Корану), а также сборников хадисов.

Суфийская тематика представлена трактатом «Даф‘ ал-саил би асхали ал-васаил» Хаджи Абдаллаха шайха ас-Сугури. Рукопись переписана в 1325/1907-08 г.

Особо следует отметить высказывания дагестанских учёных по многим областям знаний (мусульманское, семейное, земельное право, догматика и т.д.), которые реализованы в виде ответов на вопросы интересующихся лиц. В данной коллекции вопросы-ответы такого рода связаны с именами Татилава ал-Карати, Дауда ал-Усиши, Ибрахима ал-Уради, Мухаммадаали ал-Чухи, Мухаммадтахира ал-Карахи, Мухаммада ал-Йараги, Наби-эфенди ал-Хачмази.

В своё время в Согратле учились учёный из учёных Мухаммад ал-Кудуки (1652-1717), Мухаммад ал-Йараги (1770/71-1838), Джамалуддин ал-Газикумуки (1788-1869), Абусуфьян Акаев (1872-1931), Мухаммад-Мирза Мавраев (1878-1964 ) и десятки других выдающихся людей Дагестана, Чечни и Северного Кавказа.

Аул Согратль – один из центров распространения арабоязычных наук в Дагестане в позднем средневековье. Из этого аула вышли такие учёные как Али Риза, Шафи Гаджи, Махди Мухаммад, Шайтан Абдулла, шайх Мустафа, Мухаммад бен Сатмар и Хаджар Сатмар, шайх Ахмад Будалав, Кудав Кади, Тинав Кади и др.[14]

Махди Мухаммад и Шайтан Абдулла были учениками Махада из Чоха, который получил образование в медресе Абубакара из Аймаки. Махад был знатоком арабо-мусульманской культуры и естественных наук. С целью совершенствования знаний он посетил Карабах, Иран, Египет. По возвращении в Дагестан он открывает медресе в родном селении, где обучает молодежь наукам. Большое внимание здесь уделялось изучению астрономии и математики.

Шайтан Абдулла – одарённый ученик Махада, приобрел известность как астроном и математик. Он обладал способностью предсказывать некоторые природные явления, в частности время солнечного и лунного затмений. За эти способности суеверный народ наградил его прозвищем «шайтан» (чёрт).

Абдулле приписывают предсказание таких событий, как сожжение селения Согратль, постройка шоссе на Казикумух, час убийства второго имама Дагестана Гамзат-бека и т.д.[15]

Одним из высокообразованных учёных и мыслителей Дагестана был Махди Мухаммад из Согратля (ум. в 1837 г.). По словам Али Каяева он «самый крупный из дагестанских муаллимов и самый упорный среди них»[16]. Наиболее сильной стороной его творческой деятельности была философия, в частности древнегреческая, распространителем которой он был в Дагестане. Он оставил после себя также обширное наследие по логике, в частности «Рисалат фи-л-мантик» («Послание по логике») и «Рисалат ат-тахлис фи шараф ал-мантик» («Послание исследования о достоинствах логики»)[17] 


[1]Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / Перевод с арабского М.-С. Саидова. Редакция перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А.Р. Шихсаидова и Х.А. Омарова. Предисловие А.Р. Шихсаидова. Махачкала,1997. С.82.
[2]Магомедов Р.М. По аулам Дагестана. Махачкала, 1997. С.36.
[3]Магомедов Р.М. Указ.соч. С.37.
[4]Магомедов Р.М. Указ.соч.С.37.
[5]Там же. С. 38.
[6]Там же.
[7]Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана-Хаджи и его родословная. Махачкала, 1998. С.18.
[8]Материал предоставлен археографической экспедицией 2002 г., проведённой под руководством А.Р. Шихсаидова. В приложении №2 дан обзор части рукописей.
[9]Шихсаидов А.Р., Шихсаидова Н.А. Библиотека Шамиля (Коллекция принстонского университета США) // Вестник Дагестанского научного центра. № 10.2001. С.99.
[10]GAL I. 287. №5. SB I, 503.
[11]Тагирова Н.А. Арабская грамматическая литература в коллекции фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН // Вестник дагестанского научного центра. № 7. 2000. С. 90-99.
[12]Шихсаидов А.Р.и др. Указ. соч. С.193.
[13]Там же.С. 157.
[14]Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке. Махачкала, 1965  // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.3. Оп.1. Инв.№ 3560.Л.68
[15]Абдуллаев М.А. Указ. соч. С.20.
[16]Каяев А. Биографии дагестанских ученых-арабистов. (На турецком языке) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН.Ф.25. Д.1678. Л.44.
[17]Алхасова Д.М. Дауд-хаджжи ал-Усиши: жизнь и творческое наследие / Диссертация канд. ист. наук. Махачкала, 2004. С. 172.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля