У истоков древней истории Чоха. Десять тысяч лет тому назад…

0

Поделиться

25 Окт 2018 г.

Благодатные природно-климатические условия обусловили весьма раннее, уже в каменном веке, освоение человеком Горного Дагестана. Но еще относительно недавно о каменном веке в Дагестане можно было судить только по случайным находкам. В настоящее время этот важнейший в истории человечества период (особенно его поздние этапы – средний и новый каменный век, т.е. мезолит и неолит) основательно изучен на материалах Чохского поселения, расположенного на Турчидагском плато, в местности Маардад. Чохское поселение (прежде оно называлось Чохской стоянкой), разбитое у подножия обращённой на юг отвесной скалы, занимает небольшую площадь надпойменной террасы речки Бакдакули, притока Аварское Койсу.

История Чоха – за вершинами Маарда-ад…

В 1954 г. молодой археолог Р.М. Мунчаев (ныне – член-корреспондент РАН, известный в мире специалист в области древней археологии Кавказа и Переднего Востока) проводил разведки в горном Дагестане и, будучи в сел. Чох, увидел, как один из стариков, сидя у старой мельницы, стругает палочку острой кремневой пластинкой. Опытный взгляд археолога сразу определил, что в руках у сельчанина древнее орудие – ножевидная пластина. Старик рассказал, что в том месте, где он нашел эту пластинку, когда пас овец, встречается много кремневых осколков, и затем показал археологам это место,– в 3-х км от Чоха, у отвесной скалы горы Турчидаг на правом берегу речки Бакдакули. Археологи осмотрели это место и определили, что в глубокой древности здесь располагалось маленькое поселение.

Первоначально поселение исследовалось археологом В.Г. Котовичем в 1954-1957 гг. Им тогда было выделено на поселении два мезолитических и четыре верхнепалеолитических слоя. Новые исследования Чохского поселения, последовавшие в 1974, 1980-1982 гг. под руководством Х.А. Амирханова (ныне – член-корреспондент РАН, директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН), наряду с комплексным изучением материалов раскопок поселения – с использованием данных естественных наук (геоморфологии, палеозоологии, палеоботаники, климатологии), привели к пересмотру периодизации и датировки Чохского поселения. В результате, им были выделены три слоя, из которых два относятся к мезолиту (VIII-VII тыс.до н.э.), один – к неолиту (VI тыс. до н.э.).

За все время своего существования (приблизительно два-два с половиной тысячелетия) Чохское поселение переживает два важных этапа развития – от мезолита к неолиту. Как наиболее яркий памятник, характеризующий период зарождения и становления производящего хозяйства в горной зоне Кавказа, поселение дало название «чохской» всей археологической культуре горного Дагестана поры мезолита и неолита. Территория ее распространения еще окончательно не установлена, но для исследователей уже очевидно, что мезолитические и неолитические памятники предгорий и равнинной полосы резко отличаются от комплексов чохской культуры.  Чохское поселение является единственным памятником на Кавказе и юге России, отражающим процесс вызревания неолитической культуры с производящей экономикой, основанной на местной мезолитической базе.

Одной из самых сложных и трудноразрешимых проблем для исследователей является проблема происхождения той или иной археологической культуры. По материалам Чохского поселения было отчетливо прослежено, что местный мезолит обнаруживает очень близкое сходство с мезолитом Южного и Юго-Восточного Прикаспия. Это позволило исследователям объединить их в культурную общность, названную южнокаспийской и определить наиболее вероятную территорию формирования этой культуры между горами Эльбрус и Каспийским морем на севере современного Ирана, где находятся наиболее ранние памятники данной общности (пещеры Хоту и Гари-Камарбанд). Таким образом, люди с культурой, сходной с мезолитической культурой Южного Каспия, заселили горный Дагестан около 10 тыс. лет назад.

Люди, заселившие горный Дагестан в послеледниковый период, в мезолите (около 10 тыс. лет тому назад), на первом этапе своего существования, охватывающем примерно VIII-VII тыс. до н.э., на протяжении двух тысячелетий развивались в рамках традиционных форм присваивающего хозяйства – охоты, преимущественно на беозаровых козлов и муфлонообразных баранов, и собирательства, в том числе дикорастущих злаков. Судя по расположению двух поселений, Чохского и Козьма-нохо (в окрестностях сел. Ругуджа), люди чохской археологической культуры жили на близком расстоянии друг от друга (около 20-25 км), небольшими группами, представлявшими собой раннеродовые общины охотников и собирателей. Для своих поселений они выбирали укромные, хорошо защищённые места, как правило, на солнечной стороне гор, у реки и, по возможности, вблизи от охотничьих угодий.

На рубеже VII-VI тыс. до н.э., т.е. в раннем неолите, люди чохской культуры перешли от присваивающего хозяйства, основанного на собирательстве и охоте, к производящему, характеризующемуся становлением и развитием земледелия и скотоводства. Это величайшее событие в истории человечества, как известно, получило наименование неолитической революции. На поселении были обнаружены зерна окультуренных злаков (пшеницы двузернянки, пшеницы-однозернянки, пшеницы мягкой карликовой, ячменя голозерного, ячменя пленчатого). Были выявлены неизвестные в мезолите орудия труда, связанные с земледелием: прямолезвийные серпы с кремневыми вкладышами из микропластин и геометрических микролитов, зернотёрки, камни-терочники, мотыжки для разрыхления почвы. Эти находки подтвердили предположение академика Н.И. Вавилова, который еще в 1920-х годах, основываясь на геоботанических данных, отнес Дагестан к числу горных районов, являющихся очагами первоначальной земледельческой культуры. Многочисленные палеозоологические материалы определили наличие у обитателей Чохского поселения поры неолита также и одомашненных животных, бесспорным отмечается существование домашних овцы, козы.

В ходе раскопок на поселении Х.А. Амирхановым были обнаружены два каменных крупных жилища, как бы прислонённых к отвесной нависающей скале, под которой расположено поселение. Одно из жилищ – в виде неправильного полукруга, края которого упирались в скалу. Площадь его составляла приблизительно 40 кв. м. Стены его были сложены из плотно подогнанных глыб известняка и возвышались до одного метра. Вход выложен двумя рядами крупных, вертикально поставленных плит. Внутри помещения найдены два кострища и круглый, слегка углубленный очаг. Жилье могло иметь несколько наклонную плоскую кровлю, которая опиралась на скалу и наружную стену. Эта постройка является самым древним памятником архитектуры Дагестана.

Рядом находилось другое жилище, довольно хорошо сохранившееся. Оно состояло из двух взаимосвязанных частей – входного коридора и жилого помещения. Коридор (длиной 4,8 м и шириной 0,80 м) обращён входом на юг и образован двумя прямыми параллельными стенами, сложенными из крупных каменных блоков. Жилое помещение, овальной формы площадью около 60 кв. м., было образовано дугообразной каменной стеной, концы которой упирались в скальный выступ. В центре жилища располагался углублённый в пол круглый очаг диаметром 40 см и глубиной 8-10 см, на который ставились дисковидные сланцевые плитки. Обломки подобных плиток находились внутри очага (подобные сланцевые плиты къоно в Дагестане до недавнего времени использовались для выпечки лепёшек). Предположительно жилище имело плоскую кровлю из дерева с земляным покрытием, опирающуюся на скалу, стены и продольную балку, подпираемую центральным столбом.

Исходя из размеров жилищ и этнографических параллелей, принято считать, что чохские жилища занимали несколько парных семей, ведших совместное хозяйство. Специальные подсчеты позволили вычислить и вероятное количество парных семей – приблизительно 6 (одна семья на 10 кв. м. площади) и общее количество большесемейной общины, в которую были объединены парные семьи числом приблизительно в 24 человека. Предположительно в жилищах Чохского поселения могли обитать две большие семьи, объединённые в небольшую родовую общину численностью населения около 50 человек.

Это поселение уже не временная стоянка бродячих охотников. Это – постоянное поселение с прочными каменными домами, рассчитанными на длительное обживание. Правда, нужно иметь в виду, что это древнейшее поселение не имеет прямого отношения к современному Чоху, за исключением того, что находится в его окрестностях.

Чохскую археологическую культуру принято рассматривать в качестве некоей протокультуры, на базе которой сложилась культура энеолита (меднокаменного века) горного Дагестана, а ее носителей – как далеких предков энеолитических племен. В этот период (V-IV тыс. до н.э.) раннеземледельческое общество горного Дагестана продолжает развиваться на основе хозяйственных и культурных достижений населения Чохской культуры.

В 1954 г., неподалеку от Чохского поселения, в местности Нохола-ада, археологом Р.М. Мунчаевым был обнаружен древний могильник со склепами прямоугольной и овальной формы, глубиной до 2 м и засыпанные поверх перекрытия насыпью. Гробницы оказались коллективными усыпальницами; в них, судя по черепам, покоилось до 15 человек. Здесь имел место преимущественно обряд так называемых вторичных захоронений. Для того чтобы построить такой склеп, рыли яму соответствующей формы, глубиной до 2 м и изнутри облицовывали сухой кладкой в 9-12 рядов. В длину сооружения имели до 1,5 м. В стенах одного склепа были сделаны ниши, вероятно служившие для помещения погребального инвентаря. Он состоял из обломков орнаментированной керамики с элементами декора, изделий из бронзы (тонкая височная подвеска, колпачок и свернутый в спираль браслет), сердоликовых и пастовых бус, костяной пластинки с отверстием.

Р.М. Мунчаев датировал склепы рубежом II-I тыс. до н.э., а позже, с появлением новых материалов, Чохский могильник был поставлен хронологически в один ряд с памятниками Кавказа эпохи средней бронзы (конец III – середина II тыс. до н.э.).

Именно в этот период, по археологическим наблюдениям, по мере роста населения усиливается процесс дробления родовых общин. Выделяющиеся семьи, поселившись на новых местах, собственным трудом начинают создавать для себя искусственные пахотные участки-террасы. Их начало было положено распашкой более или менее пологих склонов, приведших к появлению террас с межевыми откосами и подпорными стенами. Как было отмечено В.Г. Котовичем, именно на таких, застроенных еще в эпоху бронзы искусственных земледельческих террасах, располагались склепы эпохи средней бронзы и, в частности, у с. Чох.

Предположительно, в этот период, пахотные земли в горном Дагестане постепенно переходят в частную собственность отдельных больших семей. Далее, отделившиеся семьи, не будучи связанными с материнскими общинами отношениями земельной собственности, постепенно утрачивают с ними родственные связи, сохранив, однако, все остальные связи. Но и эти ячейки общественной и хозяйственной жизни постепенно разрастаются. По мере их роста возникает необходимость в расширении пахотных земель. Последнее требовало усилий всех членов большой семьи, что приводило к сплочению небольших родственных коллективов – владельцев создаваемой их собственным трудом пахотной земли.

Постепенно в горах Дагестана возникает система небольших поселений, связанных общностью происхождения, причем население каждого селения в отдельности состояло из группы близких родственников, в которых усматриваются столь характерные для всей последующей истории Дагестана тухумные организации . Таким образом, в окрестностях будущего сел. Чох образовалось до 12 раннесредневековых поселений.

, раздел: История

Автор: П.И.Тахнаева, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН (г. Москва), кандидат исторических наук
0

Поделиться

25 Окт 2018 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Дом Хихил Абдулы

    Это был прекрасный дом. Один из лучших в с. Чох. А Чох начала 20 века уже славился прекрасными добротными домами – Мамалава, Нахибашева, братьев...

    Июл 2019 г.

  • Этнодом Заура

    Я встречаюсь с Зауром в модной кофейне З&М в центре Махачкалы. Он постоянно в движении: связывается с дизайнером по поводу логотипа, отходит...

    Фев 2019 г.

  • Муи Гасанова – женщина, которая поет на аварском

    Муи Гасанова — выразительный человек. Она выразительно говорит, более чем выразительно поет, и у нее выразительный характер. В свои 77 лет...

    Янв 2019 г.

  • Одна из ярких фигур времен Кавказской войны. Закари Нахибашев

    Закари Нахибашев являлся одним из приближенных лиц имама Шамиля. С 1860 г. на российской службе, и уже в 1861 г. получает свою первую российскую...

    Ноя 2018 г.

  • Имам-Газали Газалиев. Воспоминания

    Я родился в Дагестане в ауле Чох 20 марта 1928 года. Нас было четверо — я, два старших брата и сестра. В 1935 году нас раскулачили — выселили из...

    Ноя 2018 г.

  • Малая Родина «в лицах» – (часть 2)

    Часть I Аул Чох — «Родовое Гнездо» или «Музей под открытым небом» … …что-то мне показалось что лица особо не востребованы, залью...

    Ноя 2018 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля