В краю, где светел небосвод
И сладок каждый вздох,
Среди отвесных скал живет
Аул аварский Чох.

В Дагестане немало аулов, знаменитых своей историей. Но и среди них Чох выделяется своим романтическим и героическим прошлым. Как свидетельствуют археологические находки, первое поселение на территории нынешнего Чоха возникло около 10 тысяч лет назад. Это одно из древнейших человеческих поселений в Европе, известное среди археологов как Чохская стоянка.

Через земли Чоха  проходил известный издревле караванный путь, связывавший Нагорный Дагестан с Закавказьем, Южным Дагестаном, с Северным Кавказом и югом России. По предположению Исламмагомедова А.И., возникновение названия селения Чох, звучащее в разговорной речи как «ЧIух», вполне могло быть связано с его месторасположением на крупной торговой трассе: место остановки каравана и ночлега — «чIчIовух» (ав.яз.) со временем,  возможно,  несколько видоизменилось в  «ЧIух».

До образования современного аула Чох на его территории располагались двенадцать мелких поселений: Гергель, Панус, Бихних, Росдал-ада, Сандул-Кула, Ходоб и другие. Затем они объединились в один аул Чох, составив, соответственно, двенадцать основных его тухумов. Это произошла в начале VIII в., во время пребывания в нашем крае арабского полководца Абумуслим-шейха.

Немало храбрых воинов, больших ученых, замечательных деятелей культуры и просвещения дал этот аул Дагестану. Воины из Чоха, отстаивая свободу родного края, сражалась против монголо-татар, Надир-шаха, высоко несли знамя имама Шамиля. Немало чохцев сложили головы в русско-турецкой, русско-японской, первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войнах.

Бесстрашно бились чохцы в сентябре 1741г. в решающем Андалалском сражении с Надир-шахом, после чего было подорвано его владычество на всем Кавказе.

С  конца XVIII в. Чох по праву слыл одним из богатейших аулов Дагестана.  В его экономической жизни  ведущее значение приобретают овцеводство и  торговля. Чох так же являлся известным центром художественного ремесла (металлообработка, златокузнечество, оружейное дело, архитектурно-строительное мастерство, художественно-камнерезное искусство).  В  XIX в. аул Чох  был активно вовлечен в бурные события Кавказской войны.   Вынес три мощные осады – русской и шамилевской армий (1841, 1845, 1849 гг.).  Конец сорокалетней Кавказской войны и новая культурная ориентация имели далеко идущие последствия для всех горских обществ. Чох в этот период сделает своего рода «коллективную карьеру»  в рядах Дагестанского конно-иррегулярного полка, Дагестанской милиции или чинов военно-народного управления.

В период борьбы горцев за независимость под руководством Шамиля Чох неоднократно становился эпицентром крупных сражений, особенно в 1849г., когда его защитники не только мужественно оборонялись, но и вынудили царские войска генерала Аргутинского спешно покинуть его пределы. Верой и правдой служили имаму и своему народу наибы из Чоха. Имам Шамиль находился в родственных отношениях с некоторыми чохскими тухумами: старший сын имама Гази-Мухам-мед был женат на дочери известного на Кавказе оружейника Давудилова, младший сын имама Магомед-Шаффи – на дочери Инкав-хаджи.

После присоединения Дагестана к России из Чоха вышло много офицеров и полковников,  принимавших активное участие во многих военных баталиях.

Военачальниками за рубежом стали: Мухаммед-Фазил-паша – маршал Турции, его сын Гази Дагестани – генерал иракской армии, Магомед Мусаев, один из соратников Ататюрка, — генералом турецкой армии.

На протяжении сотен лет, известный как «очаг знаний и ученых» (Махад Чохский, М-А.Мавраев, Исмаил Абакаров), Чох вплоть до середины XX в. по праву удерживал за собой позиции центра арабоязычной культуры и образованности в нагорном Дагестане. Первую светскую школу в Чохе – одноклассное мужское начальное училище   откроют в 1911 г. (А-К.И. Мусаев); в 1912 г. –   одноклассное женское училище (П.М. Маликова). В Чохе взросло не одно поколение  известной светской интеллигенции, основы которой были заложены еще в начале XX в. (в настоящее время известно более 300 кандидатов и докторов наук).

В период установления Советской власти в горах краснопартизанский отряд из Чоха во главе с Магомедом Омаровым внес достойный вклад в борьбу с контрреволюционными силами, шесть человек из его отряда были награждены орденом Боевого Красного Знамени. В период коллективизации 1929-1930 гг. на землях Чохского  джамаата был создан один из крупнейших полеводческо-животноводческих колхозов Дагестана, который более полувека удерживал  за собой ведущие позиции в сельском хозяйстве республики.

В годы Советской власти многие работали на руководящих постах в советских, партийных, просветительских органах республики. Некоторые из них стали жертвами необоснованных репрессий.

В годы Великой Отечественной войны чохцы внесли достойный вклад в разгром врага. Многие удостоены боевых наград. Не вернулись с полей битв 200 чохцев.

Заметен вклад и на трудовом фронте. Колхоз им. Омара Чохского, являясь крупным многоотраслевым хозяйством республики, выдвинул целую плеяду замечательных тружеников села.

Селение гордится своими прославленными спортсменами. Среди них пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Али Алиев, мастера спорта, чемпионы и призеры первенств Дагестана, РСФСР, СССР и международных турниров Магомед Рамазанов, Имам-Газали Газалиев, Квасил-Гасан Гасанов, Клим Мусаев, братья Шахназаровы — Абдула, Абдурашид, Ахмед, отец и сын Курачевы, Митхат Даниялов, Даниял Алиев, Осман Махачев, Зайнудин Халимов и другие.

В прошлом из Чоха вышло немало ученых-арабистов, имена и труды которых получили известность не только в Дагестане, но и далеко за его пределами: Махади Чохский, Абдулхаджияв, Ахмед-дибир, Абдулатип, Магомед-Тагир аль-Чохский, Абакархаджияв, Магомед-Али Чохский.

Каждый аул Дагестана имеет традиции, которыми гордятся всегда и всюду, где бы не жили.

К сожалению, многие наши аулы растеряли былые обычаи, духовно-нравственное наследие наших предков. Уникальные архитектурные памятники, находящиеся под государственной охраной гибнут, плодородные земли заброшены, вырубаются плодоносящие деревья, прекрасные хутора и мельницы превращаются в развалины. Только неотложные меры и глубокое чувство любви к своему аулу, нас всех могут заставить хотя бы частично сохранить замечательное прошлое.

Уже написаны и пишутся книги об истории и культуре аула Чох. Наш великий земляк Халил-Бек Мусаясул написал в 1936 году в Германии на немецком языке  повесть о мире Кавказских гор под названием «Страна последних рыцарей». Эта романтическая повесть написана во время пребывания вдали от Родины, книга вышла в 1936 году в Мюнхенском издательстве К.Х.фон Бека, пользовалась большим успехом у читателей, выдержала несколько изданий и была переведена на многие европейские языки. Где бы ни творил Халил-Бек, в Нью-Йорке или Стамбуле, Мюнхене или Тегеране, он был символом свободной Дагестанской мысли, художником, писателем, философом, который не отказывался от своей культуры, от своей Родины, Дагестана. Всем своим существом он был от головы до ног олицетворением того, не очень распространенного человеческого типа, который можно назвать Дагестанским европейцем. Народ Дагестана с признанием и уважением относится к личности Халил-Бека Мусаясул и к его творчеству.

Произведения различных жанров фольклора горцев Дагестана: народные сказки, песни, придания, пословицы, поговорки – создания художественного творчества народа, в которых ярко выражены мысли и устремления, запечатлены особенности национального характера.

Богата история Чоха преданиями и легендами. Одна их них посвящена Камалил Баширу, который стал символом мужской чести и красоты в горах Дагестана. Мотив «Наказание за красоту» в его  чистом виде представлен в балладе «Камалил Башир».

Живет в ауле Чох, юноша один,
Наверно, он не Юсуп пророк,
Как же он родился такой лучезарный?

Для Чохцев характерно умение сочетать труд с приятным культурным проведением досуга, соблюдая гармонию во всем.

Большое распространение имел в Чохе «Гвай» (вечер танцев и пения), где парни и девушки энергично выполняли работу, после чего начинались танцы и пение. Особо следует отметить отношение Чохцев к музыке и песне. В Чохе распевают много фольклорных песен, таких как «Камалил Башир», «Хромой Ражбадин», «Далгатов Гаджи», «Мурилов Муслим».

Чохцы – современники, яркие представители мира исскуств, продолжают богатые традиции народного творчества, прививают молодому поколению чувство прекрасного и высоко ценят и любят свою малую родину – Чох.

Кто был в горах и в свой приезд
Смог в Чохе побывать,
Пусть будет он из дальних мест –
Заглянет к нам опять.
 
На стол поставим сыр и мед –
И будет пир не плох…
Вот так в горах у нас живет
Аул аварский Чох.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля