Поделиться
05 Мар 2004 г.
Главное кавказское командование делало попытки еще в 1828-1829 годах во время Русско-турецкой войны использовать закавказских мусульман в этой войне. Из их числа были сформированы четыре конных полка. В 1830 году им были пожалованы знамена. Но вскоре эти полки были распущены. Однако в то же время образование конной милиции из покорных горцев Дагестана представлялось весьма заманчивым.
С конца 1840 года в Дагестане по требованию главного кавказского командования во время военных действий, обыкновенно с весны до осени, население, подчиненное русской власти, обычно выставляло 13-14 сотен пешей и 15-17 сотен конной милиции. Они обеспечивались соответствующим довольствием В подобное ополчение чохцы выставляли 2 сотни, а остальные аварцы 1 сотню.
В 1840 году Шамиль окончательно утвердил свою власть в Чечне и Дагестане и стал твердой рукой наводить здесь свои порядки. Недовольные его действиями горцы, особенно те, которые демонстрировали свою преданность русским властям, искали для себя убежище в подвластной в тот период русским Аварии.
В феврале 1842 года войска Даниял-Султана Илисуйского и других наибов Шамиля осадили богатый и крупный аул Чох, их войска подошли со стороны хутора Ходоб. С падением аула Чох сильное Андалалское вольное общество должно было безоговорочно перейти в руки Шамиля.
Чохцы защищались отчаянно, надеясь на помощь русских войск, расквартированных в Кази-Кумухском ханстве. Но, к сожалению, К. Н. Драгунский не смог им помочь: он находился в тот период в Тифлисе, а без него войска двинулись к Чоху слишком поздно. Лишь 4 марта прибыл в Кумух батальон Ширванского полка, но Чоха уже не существовало.
Войска Даниял-Султана преследовали оставшихся в живых жителей, которые скрывались в некоторых домах верхней части селения.
В этот период войска Данияла занялись повальным грабежом имущества горцев, отбирая дорогостоящие золотые и серебряные украшения, одежду и домашнюю утварь чохцев.
Затем Даниял приказал своим наибам с наступлением темноты пресечь пути к бегству тем, которые укрепились в домах верхней части селения. Но войскам Данияла и их наибам было не до этого, все они были заняты грабежом.
Судьба Чоха была ужасна. 24-25 февраля из Чоха убежало около 150 семей – 760 душ, которые нашли свое спасение в соседнем Кази-Кумухском ханстве. Они были размещены по селам и занимались различными хозяйственными работами. Мужчины, способные держать оружие (228 человек), постоянно собирались при действующих отрядах русских войск, участвовали во всех военных действиях Самурского и Дагестанского отрядов, из числа которых позже была сформирована чохская конная милиция. В их лице Шамиль имел самых непримиримых врагов. Более 75 человек из них достигли различных чинов вплоть до полковника, один стал маршалом, двое — генералами.
Позднее, спустя 12 лет после описанных событий, в июле 1857 года в бою под Буртунаем восхищенный мужеством противостоящей чохской сотни под командованием есаула Мамало Шамиль, оказывается, сказал своим наибам: "Узнаете вы их? Они наши братья, бросили нас и присоединились к русским. В этом повинны все вы».
По мере усиления состава Дагестанской конной милиции аварцами Аргутинский-Долгоруков, относившийся благожелательно к испытанным в преданности горцам, решил организовать из них полк. Но, несмотря на боевые качества горских всадников, все же они представляли собой еще толпу, не имеющую прочной организации, не скованную дисциплиной, а поэтому зачастую они приносили далеко не ту пользу, которую можно было бы извлечь из энергии и отваги этих людей, порвавших со всем своим прошлым и беззаветно преданных русской власти.
В последующем Аргутинскому удалось осуществить эту мысль, тем более что она соответствовала желаниям императора Николая I.
5 мая 1951 года Аргутинский-Долгоруков сделал соответствующее представление на имя главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом.
16 декабря 1851 года был утвержден список офицеров — горцев. Командиром полка был утвержден майор Драгунского полка Джапаридзе, штабс-капитан М. Алиханов-Аварский стал исполняющим должность помощника командира полка, штабс-капитан Мамало Мамаласул — командиром третьей сотни, шестую сотню возглавил поручик Магома Имам-Газали, подпоручик Питулав Гаджи Галбац Али был лекарем полка.
Таким образом, осуществилась давняя мечта Аргутинского-Долгорукова о создании отдельной военной части из горцев.
Поделиться
05 Мар 2004 г.
Это был прекрасный дом. Один из лучших в с. Чох. А Чох начала 20 века уже славился прекрасными добротными домами – Мамалава, Нахибашева, братьев...
Июл 2019 г.
Я встречаюсь с Зауром в модной кофейне З&М в центре Махачкалы. Он постоянно в движении: связывается с дизайнером по поводу логотипа, отходит...
Фев 2019 г.
Муи Гасанова — выразительный человек. Она выразительно говорит, более чем выразительно поет, и у нее выразительный характер. В свои 77 лет...
Янв 2019 г.
Закари Нахибашев являлся одним из приближенных лиц имама Шамиля. С 1860 г. на российской службе, и уже в 1861 г. получает свою первую российскую...
Ноя 2018 г.
Я родился в Дагестане в ауле Чох 20 марта 1928 года. Нас было четверо — я, два старших брата и сестра. В 1935 году нас раскулачили — выселили из...
Ноя 2018 г.
Часть I Аул Чох — «Родовое Гнездо» или «Музей под открытым небом» … …что-то мне показалось что лица особо не востребованы, залью...
Ноя 2018 г.
Комментарии к статье