Чох – наследники Шелкового пути

0

Поделиться

09 Окт 2015 г.

…Я иду за женщиной в лохмотьях. Слушаю ее, но ничего не могу разобрать от щемящего волнения. Блики ее свечи перепрыгивают со ступени на стену, со стены на ступень, колышутся наши длинные тени, ноги путаются в полах юбки. Обрыв. Тишина мертвая, такая тишина, что, как говорится, даже в ушах звенит. Время здесь идет очень медленно, точно застыло. До рассвета еще далеко. Бесовщина какая-то…

Прочувствованное во сне спустя время я ощутила в старом–престаром доме в Чохе, что в Гунибском районе. Уже многие десятилетия здесь не звучит аварская речь. Полнейшая тишина. Стараюсь ступать аккуратно, дабы не провалиться на крышу соседней сакли, тоже одинокой, но заботливо накрытой брезентом.

Историю брошеного дома, которому явно не одно столетие, раскрывает заместитель главы села Заур Цохолов.

— Не бойтесь, не провалитесь. Конструкция надежная, несмотря на то, что дому почти 150 лет. Когда-то здесь жил зажиточный крестьянин-кулак, один из первых дагестанских купцов. Репрессировали. Его потомки безвозмездно передали жилище для уникального проекта «Гостевой этнодом». Потихоньку мы приводим его в порядок. Видите, восстановлена крыша, местами отреставрированы полы, — рассказывает Заур Цохолов.

Для полного воссоздания былой атмосферы, по его словам, недостает каких-то 500 тысяч рублей. Работа осложняется и тем, что к дому нет подъездной дороги, и все стройматериалы везут на ослах.

Проект «Этнодом» представлен на получение гранта на молодежном форуме «Машук». Ждут ответа.

IMG_3803.jpg

Вид на Чох отсюда тот самый, когда — «Ах!», в унисон панораме — муэдзин зазывает на обеденную молитву. Надеюсь, в следующий приезд удастся всецело погрузиться в атмосферу старого села, хотя с этим здесь вообще никаких проблем. Что ни дом, то памятник архитектуры. Даже не верится, что в узеньких улочках кроется многовековая история. Не замечаешь, как течет время в лабиринтах Чоха. Вот отреставрирован известный дом одного из первых офицеров-дагестанцев царской армии Мамалава, образец жилой архитектуры XIX века, охраняемый государством. А вот дом наиба имама Шамиля Андалалского округа Закари Нахибашева аж 1872 года.

Многие дома, несмотря на время, все еще крепко стоят на фундаменте и, думается, воспитают не одно поколение.

— Все дело в шуланинском камне, — уверяет житель Ахмед Амиров и приглашает взглянуть на обновленное родовое гнездо, которое в этом году встретило свой 121-й день рождения. — Я попытался сохранить все, как было еще при моих предках, планировка дома осталась в неизменном виде: бревна на потолке, балкон с арочными проемами, каменные лестницы… Предметы интерьера и те стилизованы под старину, — говорит он. — За проделанную работу получил от главы села Салима Салимова благодарность за активное участие в социальном развитии и возрождении села Чох. Такие дипломы здесь вручают каждому неравнодушному сельчанину.

— Кто отреставрирует саклю, проложит плитку, даже кто элементарно поддерживает порядок на своей территории уже достоин внимания, — подхватывает разговор глава и добавляет, что сегодня в селе ведется активная работа по развитию туризма. – Открыт гостевой двор, планируем в ближайшее время восстановить несколько домов и расширить музей, что находится в школе.

Судя по количеству памятников и мемориальных досок, установленных почти на каждом доме, чохцы хранят память о прошлом и гордятся своей историей. О ней готов поведать любой местный житель.

В историю Дагестана Чох вошел как родина многих известных личностей. Достаточно сказать, что среди них есть имена храбрых воинов, больших ученых, поэтов, шейхов, писателей, художников, замечательных деятелей культуры и просвещения, известных спортсменов. Именами знаменитых чохцев заполнится не одна газетная полоса: Али Алиев – борец вольного стиля, заслуженный мастер спорта СССР (1962), Халилбек Мусаясул – знаменитый художник, Муи Гасанова – народная певица Дагестана, Гаджи-Али – летописец имама Шамиля, Магомед-Мирза Мавраев – известный первопечатник и основатель национальной печати, Мухаммед-Фазил-паша – маршал Турции, Гази Дагестани – генерал иракской армии, Магомед Мусаев – один из соратников Ататюрка, генерал турецкой армии. Знаменитые учёные и просветители: Махад Чохский, Исмаил Абакаров, Абдулхаджияв, Ахмед-дибир, Абдулатип, Магомед-Тагир аль-Чохский, Абакархаджияв, Магомед-Али Чохский, Адил Адилов – кавалер ордена Красной Звезды, офицеры царской армии: Магома Даудилов, Али Инко-Гаджиев, Гаджияв Алиев, Сеид Галималов Шахназаров, Муртузали, Закарья Нахибашев и многие другие.

Пожалуй, Чох – то самое село, о котором хотя бы раз слышал каждый дагестанец. Чохское поселение — одно из самых древних на территории Северного Кавказа. Здесь когда-то была стоянка времен неолита, которую обнаружили в середине ХХ века. В этой экспедиции академик Николай Вавилов доказал, что именно здесь происходило становление производящего хозяйства – земледелия и скотоводства. Подтверждением тому служат остатки поселения близ села Чох 6 тыс. лет до н.э. Летоисчисление же Чоха как самостоятельного поселения ученые ведут с 1300 г. А первая крепость была построена 700 лет назад. Через Чох проходил Великий шелковый путь.

На фоне исторических декораций разворачивается и современная жизнь, неприметная и далекая от мало-мальской цивилизации. Кажется, чохцы привыкли жить без газа и воды в доме.

IMG_3844.jpg

170 хозяйств. Более 800 голов крупного рогатого скота и около 800 мелкого. Из 590 жителей в гос­учреждениях работают 77 человек. Имеются ясли-сад, школа, рассчитанная на 150 ребят, где обу­чаются 40 учеников. Глава села с гордостью сообщил, что в этом году в первый класс пошли 12 ребятишек, что вполне обоснованно, учитывая, что бывает и такое: на все село один первоклассник — в лучшем случае.

В ведении Салима Салимова четыре села, входящих в МО «сельсовет Чохский». Говорит, что старается строить работу, опираясь на Закон «О местном самоуправлении». Регулярно проводились собрания, сходы, начинались и заканчивались они разъяснением данного закона. — На тот случай, если будут вводиться штрафы за какие-либо нарушения, чтобы у населения не возникало вопросов, за что их так наказали, — говорит он в то время, как мы подходим к памятнику Али Алиеву.

Странно, что в родном селе легендарного борца до сих пор нет спортзала. Салим Ибрагимович уверяет, что в скором времени этот вопрос решится. Известный врач, общественный деятель Абусупьян Хархаров выкупил здание филиала бывшего Каспийского завода точной механики и передал его селу. В планах — открыть там спортшколу. А пока ребята проводят время в Центре традиционной культуры: занимаются танцами, игрой на народных инструментах, рисованием…

Библиотеку, которая находится этажом ниже, посещают реже. Если рассматривать состояние книгохранилища в разрезе других сельских библиотек и вспомнить, что в некоторых селах и вовсе нет очага культуры, то эта в принципе вполне ничего: большая, просторная, увешанная плакатами информационного типа, да и стеллажи прогибаются под тяжестью книг. Чистота кругом, читательские формуляры аккуратно сложены в коробке. Даже как-то не верится, что последнее поступление новых книг было лет двадцать тому назад. Во всяком случае так говорит библиотекарь Хадижат Гаджимаева.

И в участковой больнице не все ладно. Врачам приходится добираться до больного в соседнее село пешком, преодолевая десятки километров. Учитывая, что персонал — это люди пожилого возраста, проблема больше похожа на издевательство. Плохо дело и с обеспечением медикаментами, хорошо, хоть зарплату выдают вовремя.

Вечереет. Едешь мимо сельской пекарни – аромат стоит такой, что хочешь — не хочешь, а остановишься, чтобы купить буханку душистого, еще горячего хлеба. Чуть кисловатый, пышный белый хлеб пахнет теплом, домом, детством, проведенным с бабушкой в селе. Пекарня Пайзулы Магомедова известна во всем районе, в день выпекает 500-600 буханок. Пекарь считает, что спрос на настоящий сельский хлеб будет всегда: у него особенный вкус, неповторимый рецепт, просто форма меняется.

Кто-то сказал, что знакомство с новой землей надо начинать с поклона ее предкам. Я же завершаю этим свое путешествие в Чох. Старое кладбище. Но это, несомненно, уже совсем другая история.

, раздел: История

Автор: Малика Курбанова / Источник: Дагестанская Правда
0

Поделиться

09 Окт 2015 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо

Похожие статьи

  • Дом Хихил Абдулы

    Это был прекрасный дом. Один из лучших в с. Чох. А Чох начала 20 века уже славился прекрасными добротными домами – Мамалава, Нахибашева, братьев...

    Июл 2019 г.

  • Этнодом Заура

    Я встречаюсь с Зауром в модной кофейне З&М в центре Махачкалы. Он постоянно в движении: связывается с дизайнером по поводу логотипа, отходит...

    Фев 2019 г.

  • Муи Гасанова – женщина, которая поет на аварском

    Муи Гасанова — выразительный человек. Она выразительно говорит, более чем выразительно поет, и у нее выразительный характер. В свои 77 лет...

    Янв 2019 г.

  • Одна из ярких фигур времен Кавказской войны. Закари Нахибашев

    Закари Нахибашев являлся одним из приближенных лиц имама Шамиля. С 1860 г. на российской службе, и уже в 1861 г. получает свою первую российскую...

    Ноя 2018 г.

  • Имам-Газали Газалиев. Воспоминания

    Я родился в Дагестане в ауле Чох 20 марта 1928 года. Нас было четверо — я, два старших брата и сестра. В 1935 году нас раскулачили — выселили из...

    Ноя 2018 г.

  • Малая Родина «в лицах» – (часть 2)

    Часть I Аул Чох — «Родовое Гнездо» или «Музей под открытым небом» … …что-то мне показалось что лица особо не востребованы, залью...

    Ноя 2018 г.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля