Поделиться
20 Мар 2009 г.
Подобно тому, как сама крепость была основательно готова к обороне, ее защитники также показали твердость духа. Шамилю донесли, что они будут оборонять Гергебиль до самого конца. Это известие возмутило имама, который надеялся сломить сопротивление укрывшихся до подхода вражеского подкрепления и молниеносно подавить противодействие русских союзников. Чтобы не допустить сюда русских солдат из гарнизонов Аймаки, Зирани и Аракани, все пути и переходы были перекрыты мобильными отрядами Гитинава-Мусы Балаханского и Идриса-Хаджи.
Бесконтрольной осталась только дорога на Темир-Хан-Шуру — главную ставку противника. Это направление считалось безопасным потому, что генерал Гурко, поверивший совершенному несколько дней тому назад обманному маневру Шамиля в сторону крепости Внезапной, последовал туда во главе всех своих сил. Пока русское командование не разгадало эту хитрость, Шамиль торопился покончить с Гергебилем.
29 и 30 сентября крепость продолжала отважно защищаться. Три очередных кровопролитных натиска на укрепление тоже завершились безрезультатно. Время торопило. Осада же крепости не входила в планы имама. Однако простреливаемое открытое пространство, через которое можно было подойти ближе и вступить в рукопашную схватку, по-прежнему контролировалось противником…
Самоотверженность защитников крепости положила было конец устремлениям Шамиля, однако стала яркой страницей их мужественного противостояния. 8 этих условиях неоценимую услугу имаму оказал его наиб Закарья Чохский.
Чтобы преодолеть препятствие, Шамипь по его совету велел наступать под прикрытием деревьев, росших на берегу местной речки. Стремясь дойти к непокорной крепости на расстояние длины сабли, дагестанские воины, подобно стаду слонов, валили деревья, и, толкая их перед собой в качестве прикрытия, вскоре оказались под самым носом Гергебильской крепости.
Таким образом, рожденный Всевышним и горами необразованный инженер Закарья преподал прекрасный урок царским фортификаторам и, нащупав слабое место, помог осаждающим войти в неприступную крепость.
Между тем Шамиль ураганным огнем из ружей прикрывал проход тех, кто пробирался к крепостным стенам. В течение недели бомбардировал Шамиль это укрепление, не давая возможности отвечать на огонь артиллерии противника, состоящей из шести пушек. А защитники крепости попали под двойной огонь: тех, кто стрелял под прикрытием толстых стволов, и тех, кто стрелял с окрестных холмов.
Использование такого оригинального метода позволяет утверждать, что Шамиль еще в 43 году XIX века предвосхитил тактику танкового наступления.
Выбившаяся из сил, но продолжающая обороняться, крепость не сдавалась и внезапно приобрела вторую жизнь. Это объясняется тем, что генерал Гурко, с большим опозданием разгадавший военную хитрость Шамиля с огромной армией устремился к окруженному Гергебилю со стороны Аймаки.
Защитники Гергебиля издали увидели тысячи сверкающИх штыков генерала Гурко, пришли в неописуемую радость и воспряли духом.
Ошеломленные внезапным исчезновением пяти тысяч сверкающих штыков, шедших на помощь защитники крепости впали в шок.
Гергебиль оборонялся до последнего дыхания его защитников. В крепости, ставшей могилой двум пехотным батальонам, были взяты трофеи: две тысячи ружей и четыре пушки. Пленных было мало — несколько офицеров и с десяток солдат…
Поделиться
20 Мар 2009 г.
Во время Кавказской войны Гергебиль стал ареной нескольких больших сражений. В ноябре 1841 года аулом овладел Кибит-Магома, наиб Шамиля. Через 3...
Мар 2009 г.
Защитники Гергебильского сражения показали противнику, как можно любить свою Родину и как можно умирать за нее, оставив в сердцах умах своих...
Фев 1999 г.
Комментарии к статье