Это самое потрясающее, что я видел в России за последнее время (и снова в Дагестане), и я не мог обойти это стороной. История такая. На второй день свадьбы в селе Кубачи, который называется “там” (от слова барабан, потому что играют музыку) прямо в разгар плясок вваливаются ряженные в рыцарей: в доспехах и войлочных масках с узорами. Их называют пальтарами, и они играют шутов, но с особенностями: они могут хлестать людей плетками, кидаться мукой, задираться, пить, курить. И не дай бог ты агрессивно отреагируешь, пальтары соберутся вокруг тебя и начнут гонять плетками. И никто никогда не узнает, кто был под маской.

На это обратил внимание этнограф Евгений Шилинг в начале XX века. Его книгу, кстати, издала Хадижат, которая на предыдущих фотографиях в ленте. Шилинг поговорил со старейшинами, чтобы понять, откуда это вообще пошло. До 1927 года в Кубачи существовал праздничный цикл длиной в 1-2 месяца Гулала-аку-букон. Его организовывало сообщество неженатых мужчин Гулала-кал – это специальный дом, где традиционно и обязательно должны были жить неженатые мужчины села и платить за участие в сообществе. И как только они решали провести обряд, они собирались, трижды били в барабан и так начинали цикл.

Последние три дня цикла были самые торжественные. И вот там появлялись пальтары. Их называли тогда “паалтури”, от арабского слова “исполнитель”. И они играли в представлении, когда во время семейной радостной сцены между шахом и его женой (шахла-бика) должны были похитить женщин. Женщин особо никто не хотел играть, потому что во время довольно жесткого представления их разрывали на куски (в переносном смысле). Но в общих чертах это комедийное представление, где основная роль комиков – за пальтарами, которыми мог стать любой житель и член союза неженатых.

Александр Фёдоров

0

Поделиться

18 Окт 2019 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля