Автор: Хасбулат Хасбулатов, из книги «История Уркараха и населенных пунктов Дахадаевского района», 2004 г.

Среди богатейшего культурно-исторического наследия народов Дагестана особое место занимает уникальный памятник под названием Калакорейш, остатки которого сохранились недалеко от селения Уркарах. Селение было расположено на вершине крутой горы, только небольшая перемычка длиной в 50 и шириной в 5 м соединяла селение-крепость с внешним миром. Сравнительно широкая, в свое время основательно и добротно проведенная колесная дорога, пройдя через крутые склоны и скальные выходы, «уткнулась» в эту перемычку. Колесная дорога выходила на запад к сенокосным участкам, а ныне — к главной дороге, ведущей в Кубачи.

Гора, на которой расположился Калакорейш, перехвачена двумя глубокими ущельями, на дне которых течет Буган «ХулахIеркI», большая река и безымянная речка. Обе речки соединяются — селением на востоке, чтобы затем слиться с рекой Уллучай, впадающей в Каспийское море.

Только узкая тропинка над крутым, почти отвесным обрывом ведет к единственным входным воротам селения, которые в случае опасности закрывались наглухо. Высокие двухэтажные дома, глухой стороной обращенные к ущелью, довершали защитный комплекс, обеспечивающий устойчивую обороноспособность селения. Калакорейш — «крепость курейшитов» — действительно была крепостью.

Калакорейш сыграл значительную роль в истории народов Дагестана как крупный административно-политический, культурный и идеологический центр раннесредневековой эпохи. О его роли в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число первоклассных памятников материальной и духовной культуры (остатки крепости, мечеть XI—XIII вв. со штуковым михрабом, могильники с полуцилиндрическими—«саркофагообразными» или же традиционными каменными стелами-надгробиями, мавзолей и пантеон кайтагских правителей—уцмиев, сторожевые и сигнальные башни, караван-сараи, мельницы, старые кварталы, главная площадь селения, медресе, памятники арабской эпиграфики и др.). Уникальный характер этих памятников и выдающаяся роль Кала-Корейша в истории Дагестана, особенно в освободительной борьбе, давно привлекали к нему внимание ученых, искусствоведов, путешественников, военных деятелей. Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми его обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Курайш — мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммад.

Несмотря на уникальный характер, памятники Калакорейша недостаточно изучены, а некоторые из них не исследовались вообще.

Согласно легенде, первоначально на месте селения стояла крепость, построенная арабами из племени курайш. Дагестанская историческая хроника XIV в. «Тарих Дагестан» относит возникновение первой столицы уцмийства к IX-X вв. По прошествии двухсот лет с момента хиджры чистой, пророческой, вечной и бесконечной группа лиц из потомков двух дядей по линии отца пророка Мухаммада /Хамзы и Аббаса/ покинула благословенную Мекку, светлую Медину и благородный Шам с двумя тысячами воинов из своих соплеменников и родичей… с целью совершить священную войну /джихад и газават/ и распространить по мере своих сил ислам в некоторых. Они обошли много земель вилайатов, они разорили Хайдак, предали смерти эмиров неверных и эмира их вилайата, султана по имени Гаданфар ал-Гаррар… Престол Гаданфара с гордостью и достоинством занял один из потомков шейха Ибрахима Абу Исхака-эмир Чуфан, сын Султанали-бека…. Он был первым, кто занял престол вилайата Хайдак: он основал в Хайдаке большое число многолюдных селений и избрал своей резиденцией /дар ас-салтана/ город Кала Курейш, расположенный на скале, над ущельем, при реке».

В изучении Калакорейша сделано уже много. Его замечательным памятникам архитектуры и монументально-декоративного искусства посвятили свои исследования Б. А. Дорн, А. С. Башкиров, Л. И. Лавров, П. М. Дебиров, Э. В. Дебиров, Э. В. Кильчевская, А. Ф. Гольдштейн, М. М. Маммаев, А. А. Иванов, А. Р. Шихсаидов. Общее описание Калакорейша и его памятников было дано в статье Б. Г. Алиева и А. Р. Шихсаидова. Тем не менее уникальные памятники Калакорейша требуют дальнейшего и всестороннего изучения. В 1995-1997 гг. памятники Калакорейша изучала историко-археологическая экспедиция ДГУ в составе сотрудников Института истории, археологии и этнографии и Даггосуниверситета. Руководил экспедицией профессор М. Г. Магомедов. Это было началом комплексного изучения выдающегося историко-культурного центра средневекового Дагестана.

Для воссоздания целостного представления о столице Кайтагского уцмийства, крепости и составных ее частей и выяснения предпосылок возникновения и последовательных этапов обживания здесь, были проведены специальные историко-археологические исследования.

На вершине горного массива, достигающего 1000м высоты над уровнем моря, протяженностью 400 м при ширине около 200 м сохранились остатки крепости. Наиболее возвышенную центральную часть крепости занимают остатки джума-мечети, к которой с северной стороны примыкает небольшая площадь для сходов. Рядом с мечетью, с восточной ее стороны, сохранилось ограниченное стеной, высотой 1-3 м, прямоугольное фамильное кладбище кайтагских правителей /площадью 60х25м, формировавшееся от восточной стены мечети, с надмогильными каменными плитами XIV—XIX вв. Впоследствии, в начале ХХв., над несколькими надгробными сооружениями XVI-XVII вв. воздвигнут квадратный в плане мавзолей, увенчанный высоким конусообразным куполом. К остаткам культовых сооружений примыкают и наиболее крупные кварталы жилых сооружений.

Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные склоны горы, но и тщательно продуманная система обороны, особенно со стороны дороги на крепость /шириной 2-2,5м/, ведущая от перемычки и протянувшаяся с запада на восток вдоль южного склона горы вплоть до «парадного» въезда.

В оборонительный комплекс Калакорейша входила также система оборонительных и сигнальных башен, зрительно связанных между собой и с крепостью. Одна из них расположена на густо поросшем деревьями холме в 300 м к западу от крепости. Она возвышается над дорогой, ведущей к перемычке со стороны Кубачи. Остатки башни имеют округлые формы диаметром 6 м. С южной стороны сохранившаяся ее высота составляет 2,8 м. А с северной, крутой стороны холма, она обвалилась почти до основания. Судя по скоплению завалов вокруг и по конфигурации самой башни, она имела не менее трех этажей с учетом первого этажа, выполнявшего роль ее основания. Общая высота башни составляла, таким образом, примерно 10-12 м, что «подключало» ее в систему сигнальных башен, обеспечивая ей зрительную связь не только с остальными башнями, но и с крепостью.

Местные знатоки старины считают, что в комплекс сигнально-оборонительных башен входили 4 крупных сооружения: башня в с. Трисанчи, башня в Джурмачи — «Бухъаначибил башня», Калакорейшская круглая башня.

В комплекс Калакорейша входила и система дорог, протянувшаяся от крепости в трех направлениях. В западном направлении дорога от перемычки тянется вверх по склону горы через лесной массив в сторону Кубачи. Вторая дорога протянулась от перемычки вниз на север по склону горы к реке Буган, где и проложен мост, от которого начинается двухкилометровый подъем в сторону села Дибгалик. И, наконец, третья дорога, расположенная почти на одном с Калакорейшем уровне, протянулась от восточной окраины селения. Петляя по склонам горы, она круто спускается к реке Буган и далее тянется вдоль нее в сторону селения Маджалис. На наиболее крутых отрезках горных склонов дороги обычно укреплены массивными подпорными стенами из обработанных блоков. Высота их на подобных участках достигает 5-6м.

Дорога, ведущая в сторону Маджалиса, круто спускается вниз у основания крепости, рядом с «арабским» могильником, и тянется, петлляя, между крутыми ярусами скальных обнажений, образующих восточные склоны горы. У ее основания, на расстоянии около Зкм от крепости, дорога выходит к реке Буган, где на большой поляне, протянувшейся по правому берегу реки, сохранились каменные развалины изолированно расположенного сооружения.

Восточная окраина Калакорейша занята уступчатыми выступами скальных обнажений, завершающимися вниз по склону высоким вертикальным обрывом. По всему склону здесь нависают друг над другом массивные выходы скал двухметровой толщины. На отдельных участках перед ними лежат отдельные экземпляры блоков размерами около 4х2м. Судя по следам орудий труда, они были специально отколоты от основного массива скал. Примечательно, что на одном из подобных блоков четко сохранились и следы обработки. Блок был предназначен, видимо, для изготовления саркофага, но был забракован из-за крупной трещины на цоколе.

Судя по единой структуре сохранившихся блоков и установленных на могильниках надгробных памятников, это была главная камнерезная мастерская, где изготавливались надгробные саркофаги и стелы. Затем они доставлялись на место назначения, где подвергались окончательной обработке — нанесение текста и орнаментальных мотивов.

Мечеть Калакорейша — одно из древнейших мусульманских сооружений Дагестана. Она расположена в центральной, наиболее возвышенной части селения и представляет собой небольшое прямоугольное в плане здание, сложенное из местного рваного камня на глиняном растворе. Ориентировано по оси — запад — восток. В южной стене был сооружен михраб, состоявший из двух ниш /большой и малой/, встроенных одна в другую, с первоклассным штуковым обрамлением. В настоящее время штуковый михраб не сохранился, он был уничтожен лет 20 тому назад в ходе «подготовки» реставрационных работ. Сохранилась незначительная часть внутренней ниши. Мечеть датируется исследователями XII—XIII в.

Впервые подробное описание мечети дано П. М. Дебировым в книге «Архитектурная резьба Дагестана». Крыша и перекрытие мечети не сохранились, стены разрушены. Полностью сохранилась только северная стена высотою 4,2 метра. Каменные столбы не цельные, а составные, сложены из четырех хорошо обработанных фигурных блоков. В нижней части столбы имеют квадратную форму, переходящую в цилиндр, завершающийся венчиком. Выше венчика столб имеет сечение восьмиугольника, на который посажена призма, завершающаяся конструкцией в форме «опрокинутого» цилиндра. П. М. Дебиров выделил также ряд черт, которые отличают эту мечеть от других подобного рода культовых сооружений в Дагестане. Фасад мечети имеет два симметрично расположенных портала: входные дверные проемы находятся в северной стене. Истинным украшением мечети были деревянные двустворчатые двери, покрытые богатым растительным орнаментом /в настоящее время они находятся в Дагестанском республиканском музее/. Создание их относится ко времени строительства мечети. Искусствовед А. С. Башкиров посвятил этим дверям специальную статью «Деревянные двери дагестанского аула Калакорейш».

Перекрытие мечети поддерживалось четырьмя опорными каменными столбами. Высота столбов вместе с площадкой-основанием около 4 метров. Новый прием разнохарактерного оформления был присущ многим первым культовым сооружениям Дагестана. Так, например, в сел. Хив Хивского района сохранилось 17 каменных опорных баз столбов, и ни один столб не похож на другой по своей форме. Точно так же сделаны опорные базы столбов в старейшей в Дагестане мечети селения Рича Агульского района.

Истинным украшением мечети является штуковый (смесь алебастра с гипсом) михраб, подробно описанный П. М. Дебировым в его вышеупомянутой книге. Резьба по штуку была заметно распространена в Средней Азии и Иране в предмонгольское время. Строительство штукового михраба в Дагестане, в частности, в селении Калакорейш, как и в селении Каракюре Ахтынского района, свидетельствует о значительных контактах среднеазиатских и иранских мастеров с дагестанскими.

Калакорейшский михраб был расположен в южной стене мечети и состоял из двух ниш, по верхней части которых нанесены куфические надписи, и из колонн, которые также имеют надписи, причем весь михраб /его высота — 3,2м/ напоминает портал мечети. По контуру михраба идет П-образная рама, причем обрамление вокруг главной ниши образовано арабской надписью почерком куфи. Буквы нанесены рельефом, они очень высокие — от 36 до 41 см. Ширина поля с надписью — 43см. Колонны внутренних стрельчатых арок также несут круговую запись. Даты строительства михраба нет, но основным датирующим материалом служат надписи, выполненные в стиле «цветущего куфи», декоративные возможности которого мастера использовали в полной мере. П-образная эпиграфическая лента, а также куфическая надпись малой ниши состоит из нескольких коранических формул, а, может быть, и из имени мастера, которое трудно прочесть из-за повреждения верхней полосы обрамления.

Внутри мечети и в ее стенах сохранилось несколько арабских надписей. Наиболее старая из них — это надпись на могиле одного из правителей Калакорейша. Надмогильная плита /180×94 х8/ расположена внутри мечети, у северной стены. Врезной арабский текст полукуфи гласит, что здесь похоронен Ахсибар, сын Хиздана, «сахиб Калакорейша». По почерку надпись можно отнести к XIII или XIV в.

Непосредственно к восточной стене Джума-мечети Калакорейша примыкает фамильное кладбище уцмиев — феодальных правителей Кайтага. Оно занимает площадь, вытянутую на восток (27, 20х14м), Замкнутую невысокой стеной. На территорию мемориального комплекса ведут два нешироких входа в северной стене. К северной стене примыкает здание мавзолея уцмиев, представляющее собой возведенное в начале ХХв. купольное сооружение (высота — 5,37м), «встроенное» в прямоугольник неправильной формы (высота -3,63м). Он построен из местного строительного камня /песчаник/, уложенного горизонтально на глиняном растворе. Обстоятельному изучению здание не подвергалось.

На территории уцмийского кладбища сохранилось 39 погребений с надгробными стелами, датируемыми в пределах XIV—XVIII вв. Они составляют в целом памятники «уцмийского стиля», которые могут быть подразделены на несколько подтипов. Все плиты были выполнены из местного камня скальной породы и имели, как правило, гладко обработанную поверхность с рельефными (в преобладающем большинстве арабскими надписями на «лицевой» стороне), а иногда по боковым поверхностям). В XVII—XVIIIBB. выработался определенный тип памятников уцмийского стиля — высокая, подтрапециевидная каменная плита, обращенная узким основанием книзу, с верхним краем сложной конфигурации или тимпанообразным завершением. Лицевая (восточная сторона) имеет, как правило, широкую эпиграфическую ленту по всему периметру, содержащую коранические тексты. Центральное поле полностью занято композицией — переплетение двух видов резьбы по камню — геометрического и растительного орнамента, воспроизводящего нередко «генеалогическое древо». «Тыльная» сторона памятника обычно не имеет рисунка, но иногда снабжена крупными растительными деталями в плоском и низком рельефе, окружающими внушительных размеров диск, заполненный арабской вязью.

Калакорейш — один из выдающихся памятников истории и культуры Дагестана. Дальнейшее его исследование позволит раскрыть такие сложные и актуальные проблемы средневекового Дагестана, как процесс формирования раннефеодальных государственных образований, сложение историко-культурного, административного и идеологического центра, этапы исламизационного процесса, культурные контакты с другими историко-культурными регионами, структура резиденции феодального владения, памятники ее материальной и духовной культуры.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля