Поделиться
01 Янв 2011 г.
Причудлив и разнообразен Дагестан в этнографическом отношении. Взять хотя бы одежду, особенно женскую, больше других сохранившую свои архаические черты. Так, по способу ношения платья, платка, а иногда по их форме и расцветке, по видам обуви, головным уборам и украшениям нередко можно безошибочно определить не только этническую принадлежность женщины, но и сказать, из какого она общества или аула.
До второй половины XIX в. для пошива одежды и обуви у бежтинцев употреблялись в основном материалы домашнего производства: сукно (сугъой), овчина (гъаше), войлок (киз), выделанная толстая и тонкая кожа (конская, крупного рогатого скота, овец, коз).
Одежда и обувь, сшитые из перечисленных материалов, соответствовали хозяйственному укладу народа и были приспособлены к местным природным условиям. Своего сукна обычно не хватало, поэтому нередко одежду шили из привозной кустарной ткани. За сукном бежтинцы ездили и на ботлихский базар, приобретая там каратинские и андийские сукна. Из Грузии привозились сравнительно дешевые ткани. Местные сукна ткались на вертикальном станке (макъо), иногда красились естественными красителями (растительными в основном) в различные цвета. Чаще всего красили не ткань, а шерстяные нитки. Овчина и шкура крупного рогатого скота обрабатывалась так же, как и другими горцами Дагестана.
Искусным рассказчиком о женской одежде является 70-летняя бежтинка – портниха Айшат Пахрудинова.
Раньше изделия фабричного изготовления были редкостью в горах, и поэтому каждая женщина должна была сама позаботиться о своем наряде. Очень красиво выглядел костюм бежтинки, сшитый обычно из бязи, сатина, вельвета.
– Что в основном носила молодежь?
– Молодые предпочитали яркие тона, особенно зеленый и синий.
В XIX–XX вв. бежтинки носили туникообразные рубахи (кунта). Со второй половины XX века сюда проникла мода на отрезное по талии платье (сумураб кунта). Утонченное в поясе, с искусно сшитыми складочками и красивым, длиною до 2-2,5 метра, кушаком, который поддерживал и подтягивал живот, делая девушку стройнее.
Айшат говорит: «Поверх платья надевали передник. Это обязательный атрибут старинного женского костюма бежтинки. Передник украшали цепочками разноцветных бусинок, амулетов, наряжали золотыми и серебряными монетами, а также поясами из серебряных монеток, других миниатюрных изделий: побрякушек, петушиных косточек и т.д. Причем, большинство предметов отражало определенные элементы суеверия людей.
Немаловажную роль в свадебном обряде играли специальные украшения, которые обязательно входили в состав традиционного наряда невесты и в сочетании составляли единый стилевый ансамбль, характерный для данной этнической группы или общества».
Под платье бежтинки надевали брюки – шаровары (хилIо), шили из грубого домотканого сукна из шерсти и назывались они на бежтинском языке «сугъуй».
Состоятельные женщины носили платье хабало, сшитое из дорогих тканей, часто на подкладке (рукава и лиф). Лиф платья с большим вырезом почти облегал фигуру, широкая юбка в складку достигала пяток. Платье иногда застегивалось у пояса несколькими крючками. Это платье имело аналогии с хабалоем аварцев, къабалаем – кумыков, валъагом – лезгин, бузма гьухъа – лакцев.
З.А. Никольская и Е.М. Шиллинг считают, что этот тип одежды проник к аварцам лишь во второй половине XIXв. и был перенят у кумыков. Однако в ряде случаев местная традиция (цезы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы и др.) связывает хабало с Грузией. На голову надевали косынку из легкого материала. Поверх косынки носили платок из более грубых тканей.
Чухта (чохыо) бежтинок состояла из чепца для волос и мешочка для кос, пришитых друг к другу. В Бежтинском могильнике, который датируется VII–X вв., в числе прочего инвентаря найдены элементы головного убора – предшественницы современной чухты. Это был колпак из ткани и кожи, весь покрытый бусами и бронзовыми украшениями.
В XIX в. чепец также по краю мог быть украшен серебряной цепочкой (гьогьотIа) или монетками.
В холодное время года женщины утеплялись шалями, большими платками, телогрейками, ненадолго могли набросить на плечи мужскую шубу.
Украшения бежтинок, как и других горянок Дагестана, своими корнями уходят в глубь веков. О них рассказала З.Джамалудинова, засл. работник культуры ДАССР, худ. руководитель ансамбля «Бежта».
Популярен ансамбль «Бежта» не только в нашей республике, но и во многих других городах страны, где выступал этот коллектив, в ряде зарубежных государств.
З. Джамалудинова говорит: «Женщины носили серьги (агъалалъча), бусы (абоца), нагрудные украшения, составленные из монет, на серебряной цепочке (цIапи), браслеты (аьгаь), кольца (кIоьййа). Нарядное платье украшалось серебряными застежками и орнаментированным поясом».
Учитель-бежтинец Г.М. Сулейманов рассказывает: «Нательная одежда мужчин состояла из туникообразной рубахи (мухун) и зауженных книзу штанов (хилIо) без ширинки (тIуруция еяхелаго), на вздержке (бацIай). Изредка мужчины носили и другую разновидность штанов (загих), в которых часть, прилегающая к голени, плотно облегала ноги, а выше колена одежда шилась в 2–2,5 раза шире. Покрой этот был заимствован у грузин. Верхней плечевой одеждой мужчин была одежда типа бешмета или архалука – чухъа. Бешмет шился из толстых сукон темных тонов, длиной до колен или чуть выше, с маленьким стоячим воротничком, плотно облегающим шею, чуть приталенный, с рукавами до кистей рук. Чаще мужчины носили войлочные куртки и пальто (къони).
Этнографический материал свидетельствует о том, что до конца XIX в. бежтинцы повсеместно носили, как и другие горцы Дагестана, штаны из овчинной кожи, а также штаны и рубаху из овчины. Бытовала, но в меньшей мере, и вязаная одежда, представленная нательной парой (загих (штаны) – рубаха), связанной вместе, с разрезом по талии. Очень часто мужчины носили безрукавки (яшша йикьас). Этот вид одежды традиционен для аварцев, издавна известный здесь, в частности, как свадебная одежда жениха.
Верхней плечевой мужской одеждой была шуба-накидка длиной до пят (йикьа гаччо кьай). Была также бурка (буртина) либо местного изготовления, либо андийского образца.
Про головной убор бежтинцев мне рассказал 75-летний Магомед Вакилов, долго работавший председателем колхоза. Он говорил, что «наиболее распространенным видом головного убора у бежтинцев была овчинная шапка (баи), как правило, черного цвета». Походный вариант этой папахи шился из косматого меха, спадавшего на лицо: считалось, что овчинные космы предохраняют от пыли и охлаждают лицо всадника. Со второй половины XIX в. здесь появились папахи цилиндрической формы (кьакъало). К концу века к бежтинцам стали проникать дорогие папахи из ценных сортов каракуля. Старшее поколение мужчин на ночь надевало небольшую шапочку ворсом во внутрь с кожаным околышком (пав).
Бежтинское искусство по вязанию красочной шерстяной обуви восходит к глубокой древности. Язык бежтинского орнамента основан на древнейших геометрических и красочных мотивах. Вот как хорошо описывает обувь Е.Шиллинг: «Пожалуй, самой оригинальной, специально бежтинской частью мужского и женского одеяния являются шерстяные вязаные сапоги, по форме и орнаменту коих аварцы определяют национальную принадлежность их носителей. В этих сапогах бежтинцы могут ходить круглый год – и по сухой земле, и по грязи, и по снегу… Вязка на подошве плотная и толстая. Носы умеренно загнуты, орнамент сделан и вязальной техникой, и дополнительно цветной вышивкой».
Наиболее известные мастера по вязанию красочной бежтинской обуви – это мастера старшего поколения. Они передают свой богатый опыт молодым вязальщицам.
Я встретилась с одной из молодых мастеров этого промысла Наизат Курбаналиевой. Она окончила Дагестанское художественное училище. И с 1986 года работает в Бежтинской средней школе. Ее деятельность зиждется на семейной и бежтинской традициях. Она, глубоко изучив особенности родной национальной культуры, передает искусство ковроткачества и вязания молодому поколению бежтинцев.
Со слов Наизат я узнала, что для вязания необходимы хорошие нитки и спицы. Качество вязаных изделий зависит от качества пряжи. Это очень трудоемкая и кропотливая работа, требующая сноровки, терпения и ловкости рук. На вязание одной пары обуви уходит месяц. Во-первых, выбирают узоры и определяют количество петель, во-вторых, составляют технический рисунок.
Вязаные, богато орнаментированные чулки и носки продолжают широко бытовать и в Бежте, и в Дагестане. Бежтинская вязаная обувь поражает удивительным разнообразием, фантазией, национальным колоритом, ее можно встретить не только на свадьбах и в музеях, но она используется в фольклорных бежтинских танцах.
Поделиться
01 Янв 2011 г.
Магомед Кебедов из труднодоступного села Нахада, что находится в высокогорном Бежтинском участке Дагестана, строит дороги без помощи...
Фев 2013 г.
Наизат в пятый раз перевязала шелковую косынку, посмотрела на меня с легким отвращением, как на патологически тупого и совершенно...
Сен 2010 г.
Домой я вернулась очень поздно. Или очень рано… От машины до подъезда шла, чувствуя, что земля покачивается и норовит ускользнуть. Будто я...
Авг 2010 г.
Каждый раз, когда я возвращаюсь в родные края из короткой или долгой поездки, меня охватывает какое-то трепетное волнение. Будто в сокровенном...
Мар 2009 г.
Указом Президиума Верховного Совета Дагестана 21 октября 1991 года в составе Цунтинского района был образован Бежтинский участок. Отдельная...
Сен 2001 г.
И нежелание властей заниматься проблемами большою числа населенных пунктов, и удобство контролирования мышления и поведения жителей в...
Авг 2001 г.
Комментарии к статье